назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [ 188 ] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]


188

бы Признать, что чем больше акций было размещено на рынке, тем ценнее каждая акция. Если бы компания Y выпустила вдвое больше акций, на каждую пришлось бы потерь в размере 3,50 дол. и можно было бы считать, что каждая из них стоит больше, чем старая. То же относится к процентам по долгу. Предположим, что компании X w. Y потеряли по 1 млн дол., и что компания ЛГ эмитировала 5-процентных облигаций на 4 млн дол., а компания У - на 10 млн дол. Компания X заработала дефицит, в пять раз превышающий проценты по долгу, а компания Y - вдвое. Из всего этого никак не следует, что облигации компании X менее надежны, чем облигации компании Y. Ведь если бы это так и было, это означало бы, что чем меньше выпущено облигаций, тем хуже их положение - вывод совершенно абсурдный.

В общем, средняя величина прошлой прибыли непременно включает как прибыли, так и убытки, но предсказательная ценность средних, включающих убытки, меньше, чем в других случаях. Здесь дело в том, что чем больше разброс значений, отраженных в величине средней, тем случайнее последняя.

Интуиция

Если нет свидетельств обратного, мы принимаем данные статистики как базу для суждения о будущем, но аналитик обязан искать любые знаки того, что это не так. Здесь следует различать между виденьем или интуицией и обычным здравым смыслом. Способность предчувствовать будущее безмерно ценна, но аналитик не может полагаться на эту способность. (Имея такую способность, можно было бы прожить и без анализа.) От аналитика можно ожидать только умеренной способности предвидения, опирающегося на логику и опыт. Нельзя требовать от аналитика способности предвидеть такие события, как создание нефтяного картеля ОПЕК, рост исламского фундаментализма, возникновение войны между Ираном и Ираком, и многих других, так сильно влиявших на динамику цен на нефть. Точно так же нельзя рассчитывать, что аналитик сможет задолго предсказать значительные сдвиги в составе рабочей силы, причиной которых стал массовый приход женщин на рынок труда, или что он сможет предсказывать изменения валютных курсов, оказывающих такое сильное влияние на торговые балансы народов. Конечно, когда собыгия дают себя почувствовать, аналитик должен их учитывать и экстраполировать их возможное влияние. Короче говоря, аналитик - не пророк.

Компания Intertype Corporation - незначительные прибыли

Приведенные ниже примеры (из 3-го и 4-го изданий этой книги) воспроизведены здесь, чтобы продемонстрировать возможность точной



оценки обыкновенных акций, которая была сделана в момент инвестирования и, следовательно, с известным риском.

Пример. С марта по июль 1939 г. акции компании Intertype Софогайоп продавались по 8 дол. за штуку. Эта старая прочная компания была одним из лидеров в сравнительно небольшой отрасли (производство линотипов для типографий). В то время прибыли ее были крайне незавидны, и незаметно было никаких особых причин для оптимистических расчетов на будущее. Балансовый отчет, впрочем, внушал уважение, поскольку показывал, что на акцию приходится почти на 20 дол. чистых

Таблица 30.4. Intertype Corporation (в дол.)

Прибыль на акцию

Дивиденды Разброс цен на акции

1938

0,57

0,45

12 V4 - 8

1937

1,41

0,80

26 1/4 - 9

1936

1.42

0,75

22 V4 - 15

1935

0,75

0,40

16 - 6 1/8

1934

0,21

10 - 5 5/8

1933

0,77d*

11 V4 - 1 Уг

1932

l,82d

7-2 1/2

1931

0,56

1,00

18 V2 - 4 Vg

1930

1,46

2,00

32 - 12

1929

3,05

1,75

38 Vg - 17

Средняя

за 1934-1938 гг.

0,87

Средняя

за 1929-1938 гг.

0,68

Дефицит.

текущих активов. В таблице 30.4 приведена статистика прибыли, дивидендов и цен на акции за десять лет.

Из-за сильной изменчивости прибыли на акцию и отсутствия тенденции роста большинство аналитиков сочли бы эту статистику непривлекательной, но главным был вопрос - можно ли рассчитывать, что компания останется на плаву и сумеет поддерживать такой же уровень при любых обстоятельствах. Сама характеристика отрасли, видное положение компании в отрасли и сильная финансовая основа явно свидетельствовали - да, а отсюда вывод, что, купив акции по 8 дол., очень мало шансов впасть в убытки, но очень многое за то, что при благоприятных условиях цена акций удвоится. (За десятилетие 1928-1939 гг. было пять лет, когда цена акций была в 2-4 раза выше, чем в 1939 г.)



Последствия

В 4-м издании этой книги было показано, что выбор компании Intertype был удачен. Сравнительные результаты приведены в таблице 30.5. При этом предполагается, что:

1)акции Intertype были куплены по 8 дол., а Coca-Cola - по 142 дол.;

2)учтены операции по дроблению акций и выплаты дивидендов акциями;

3)оба выпуска были проданы по цене закрытия на 31 декабря 1959 г.

Таблица 30.5. Сравнительные результаты компаний Intertype и Coca-Cola (в дол.)

Harris-lntertype*

Coca-Cola

Рыночная цена

на 31 декабря 1959 г.

98**

Цена покупки

Выигрыш на росте

курса

Сумма денежных

дивидендов

Общий доход

* в 1957 г. компании Intertype и Harris-Scybold слились. При этом 6 акций

Intertype бьши обменены на 5 акций компании Harris-Scybold. ** После внесения корректировок на выплату дивидендов акциями и на дробление акций.

В ЭТОМ рассуждении нет точного прогноза будущих тенденций. Это просто общий вывод, что компания будет работать как и прежде. Уоллстрит склонен сомневаться, что такого рода логика применима к компании с такими нестабильными финансовыми показателями, и предпочитает считать, что такой вывод есть дело столь же трудное и рискованное, как и рещение, что «растущая компания» продолжит расти. Мы-то считаем, что нащ способ рассуждения о перспективах компании Intertype имеет два явных преимущества перед обычным способом оценки, который в то время (в 1939 г.) предпочитал акции компании Coca-Cola по 142 дол. (в 24 раза больще, чем тогдащний показатель прибыли на акцию, и в 35 раз больще, чем величина активов на акцию) и только потому, что более 15 лет подряд ее прибыль неуклонно росла.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [ 188 ] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]