назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [ 187 ] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]


187

зуя операции, ускоряющие получение дохода, и манипулируя правилами учета, тогда даже наша оценка инвестиционной стоимости окажется завышенной и потери будут еще значительнее. В таких случаях не существует запаса прочности. Вместо этого существует нечто противоположное. Ведь когда спекулятивный компонент значителен, вместо запаса прочности возникает чрезмерно высокий запас риска.

Предел величины мультипликатора для акций роста. В 1973-1974 гг. крах цен на акции роста показал, что мы нуждаемся в более ограничивающем правиле, чем «20-кратная величина прогнозной оценки нормальной прибыли через четыре года». Сегодня мы рекомендуем ограничить величину мультипликатора для текущей прибыли акций роста 1,5-кратным значением рыночного мультипликатора. При величине рыночного мультипликатора 12,3 (см. главу 32) сегодняшняя граница цены в 18,5 раза превышает текущий нормальный уровень прибыли на акцию. Мы отдаем себе отчет, что сегодня почти ни один выпуск акций роста не проходит по этому критерию. Читатель может не соглашаться с границей, предложенной нами, но он должен согласиться, что какое-то ограничение необходимо.

Мы признаем, что наш замшелый консерватизм не даст инвестору вложиться во множество выпусков акций роста, на которых другие получат немалый доход. Мы полагаем, что на Уолл-стрите не так много гениев, и что большинство аналитиков ценных бумаг отличаются достаточным здравым смыслом. В этой книге мы предлагаем читателям принципы и технику анализа, которые нуждаются только в осмотрительности и здравом смысле и должны предотвратить рискованные вложения, которые могут оказаться успешными только под руководством гения или при громадном везении.

Падающие акции

Понижательная тенденция цен и установка аналитика

Когда, как в случае с акциями компании С, выражена тенденция падения прибыли на акцию, аналитик должен отнестись к этому со всей серьезностью. Он не должен предполагать, что кривая должна повернуть вверх, и не должен брать в качестве нормальной величины будущей прибыли среднюю прибыль за прошлые годы, поскольку эта средняя намного выше текущей величины прибыли. В равной мере следует воздерживаться и от такого рода поспешных выводов:

•перспективы компании безнадежны;

•ее прибыли, несомненно, иссякнут полностью;

•ее акции больше ничего не стоят.



И В ЭТОМ случае изучение качественных аспектов положения компании должно дать ответ на вопрос - может ли при некоторой цене, относительно низкой, конечно, этот выпуск акций быть привлекательным вложением денег, несмотря на понижательную тенденцию. Здесь мы в очередной раз отождествляем подходы аналитика и разумного бизнесмена, оценивающего положительные и отрицательные достоинства некоего частного предприятия.

Должна наличествовать определенная способность получать прибыль.

Подход аналитика должен быть таким же, как у менеджера, оценивающего возможность присоединения другой компании. При этом менеджер будет иметь прямой контроль над активами и пассивами, а значит, будет в состоянии перестроить компанию для максимизации ее стоимости. В этом отнощении аналитик вполне беспомощен и целиком зависит от способности будущего руководства прекратить спад и организовать подъем компании. Имея в виду эту оговорку, первым должен быть вопрос о жизнеспособности компании. Если уже начались убытки, этот вопрос становится главным. Прежде всего, нужно выяснить - идет ли речь о временных убытках, с которыми вскоре будет покончено. Чтобы компания получила право на место в инвестиционном портфеле, она должна быть в состоянии получать прибьшь, то есть у нее должны существовать прибыльные подразделения, которые могут быть отделены от остальной компании и при этом остаться прибьшьными. Если этого нет, то все это чистая спекуляция, которую можно оценивать только по наитию.

После обслуживания долга доход остается положительным. Вторым аспектом выживаемости компании является вопрос о достаточности доходов для того, чтобы погасить по крайней мере ближайщие обязательства перед кредиторами, расплатиться по краткосрочным долговым обязательствам, выплатить проценты, арендные платежи и т.п. Следует тщательно проанализировать защитные оговорки кредитных и облигационных соглащений, чтобы выявить возможность банкротства.

Основа для изменения тенденций - активы. Когда выяснено, что компания будет жить, главным становится следующий вопрос: «Наличествуют ли элементы, позволяющие переломить тенденции падения?» В качестве таких элементов часто оказываются сильные позиции по текущим активам, ценные здания и оборудование, которые можно продать, резервы ЛИФО, скрытые активы, такие, к примеру, как избыточные накопления пенсионного фонда, и пр. Важно выявить, какие подразделения компании имеют такого рода активы, поскольку прежде всего именно малоприбыльные или убыточные подразделения нужно исследовать с точки зрения возможности ликвидировать активы для погащения долга, реинвестирования в другие направления деятельности и т.п.



Нужно найти причины спада. Очень важно составить перечень причин, отвечающих за упадок компании. Здесь нужно ответить на следующие вопросы:

•Продолжают ли действовать эти факторы или события?

•Когда их действие прекратится?

•Можно ли их контролировать?

Обычно в результате такого исследования аналитик вьысняет, что риски слишком велики, и что нужно избегать вложений в падающую компанию. В небольшом числе случаев аналитик приходит к выводу, что со временем почти все недостатки компании могут быть устранены. Может быть, просто руководство заснуло и плохо управляет в принципе здоровым и прибыльным бизнесом. Компания может оказаться сильной и обильной активами, и ей просто нужно избавиться от ряда убыточных подразделений, а в остальных наладить контроль над расходами. Если при покупке акций можно быть уверенным, что определенная способность получать прибыль налицо, что цена невысока и что в течение срока, когда инвестор будет ждать перелома и начала подъема, будут выплачиваться приемлемые дивиденды, тогда есть немалый смысл в инвестировании. Так же как обожатели акций роста рискуют быть разочарованными величиной дивиденда и будущим курсом, хорошо выбранная компания с посредственной статистикой прибыли имеет потенциал существенного повышения курса и дивидендов. Наличие в портфеле диверсифицированной группы таких акций может немало способствовать росту его эффективности - лишь бы инвестор был достаточно терпелив и не требовал немедленного вознаграждения.

Дефицит - не количественная характеристика, а качественная

Когда компания сообщает о дефиците годового бюджета, его обычно выражают в сумме долларов на акцию или относительно процентных обязательств. Например, в 1983 г. компания Агтсо Steel после уплаты налогов имела убытки в размере 672,5 млн дол., или 10,27 дол. на акцию. О компании говорили, что она «заработала» дефицит в 3,6 раза больший, чем ее проценты по долгосрочному долгу. Сами по себе такие числа не поддаются истолкованию и их роль в формировании средних или трендов внушает серьезные сомнения.

Представим себе, что в последний год компания X потеряла 5 дол. на обыкновенную акцию, а компания Y - 1 дол. Оба выпуска продаются по 25 дол. Значит ли это, что акции компании X лучше, чем акции компании У. Очевидно, нет, потому что в противном случае пришлось

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [ 187 ] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]