назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [ 181 ] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]


181

1970-х и 1980-х годах. К 1985 г. компания American Brands (бывшая American Tobacco) уменьшила долю табачных изделий до 61% от объема сбыта; компания Philip Morris - до 46%.

Компания American Can уменьшила долю контейнеров и упаковок в структуре сбыта до 37%, а компания USX Софога11оп (бывшая U.S. Steel) сократила долю стали до 33%. В обоих случаях компании сочли, что долгосрочные перспективы для прежнего производства неблагоприятны и путем покупки новых производств, которые считали более перспективными, осушествили диверсификацию.

Изменения политики произволства или сбьгга

Причиной изменений в структуре производства и сбыта может быть отказ от крайне неприбьшьных производств. Результатом исследований и конструкторских разработок могут бьггь как появление принципиально новых производственных линий, так и модернизация старых. Не менее значительными бывают изменения в случае отказа от собственного производства каких-то компонентов готовой прох1укции с целью их покупки на стороне или переноса производства за фаницу с целью сокрашения издержек на рабочую силу. Изменения политики сбыта могут иметь разные формы. Можно увеличить или уменьшить послепродажное обслуживание продукции. Можно передать функции управления сбытом дилерской организации либо представителям производителя, или организовать сбыт по почте, или привлечь коммивояжеров, работающих за комиссионные. Можно реализовывать продукцию только на условиях полной предоплаты или в кредит, на реализацию. Можно предоставлять готовую продукцию в аренду или отказаться от этого способа кредитования пофебителей. Задача аналитика - определить, как изменение политики сбьгга повлияет на будущие финансовые показатели.

Пример. В первые годы развития телевидения в эту сферу ринулись большинство отечественных производителей радиоприемников, и все телевизоры производились исключительно в США и только из компонентов, выпускаемых опять-таки в США. Многие из этих компаний и сегодня продолжают поставлять на рынок телевизоры под своей маркой, но большая их часть производится на заводах сфан Юго-Восточной Азии. Некоторые компании продолжают собственное производство телевизоров, но производства были перемещены на Дальний Восток или в Мексику. Незначительное число сохранившихся в США производств представляют собой почти полностью автоматизированные сборочные линии, работающие на импортируемых компонентах и узлах. В силу того, что компании заняты преимущественно сбытом, а не производством, а мировая конкуренция на этом рынке очень высока, прибьшьность этой деятельности резко упала. Аналитик теперь имеет дело с совершенно другой сфуктурой отчета о прибьшях и убытках. Место больших расходов на оплату рабочей силы заняли амортизацион-



ные отчисления от вложений в дорогостоящие автоматизированные сборочные линии, а место добавленной стоимости от производства узлов и деталей заняли расходы на покупку этих компонентов.

Изменения в составе руководства. Финансовая статистика позволяет делать определенные выводы о качестве и характере руководства, так что рещительное его обновление лищает аналитика возможности как-то учитывать его достоинства и особенности. К тому же в этой ситуации приходится ожидать значительных изменений в политике компании, проведения реорганизации и рационализации производства и управления, так что только будущие финансовые отчеты смогут что-то рассказать об особенностях и достоинствах нового руководства. Поскольку при этом невозможно полагаться на краткосрочные данные, может быть, придется выжидать несколько лет, прежде чем финансовые показатели опять станут пригодными для получения более или менее достоверных прогнозов.

Пример. Компания Gulf & Western, Inc., входила в состав очень диверсифицированного конгломерата, которым управлял Чарли Блю-дорн. Конгломерат объединял более 100 производственных компаний и являлся, судя по всему, самой диверсифицированной среди компаний, представленных на Нью-Йоркской фондовой бирже. В итоге Уолл-стрит признал конгломерат неподдающимся анализу и не имеющим определенной направленности. После смерти господина Блюдорна акции конгломерата выросли на 8 пунктов. Новое руководство упростило его структуру, вьщелив три главных направления деятельности: развлечения, финансовые услуги и издательская деятельность. Стратегия нового руководства заключалась в том, чтобы просто перестроить компанию, сделать ее более управляемой и прозрачной (англичане называют этот процесс рационализацией управления).

Утрата некоторых особых преимуществ. Некоторые преимущества компании могут быть утрачены в силу того, что истек срок патента или договора о сбыте, оказалось исчерпанным месторождение полезных ископаемых и т.п. Пожалуй, простейщим примером такого разрыва с прошлым является ситуация горнодобывающей компании, которая почти исчерпала старое месторождение и готовится осваивать новое. Здесь прежняя прибыль явно не имеет никакого отношения к будущей, поскольку аналитик имеет дело с практически новой компанией. Схожие эффекты возникают, когда горнодобывающая компания исчерпывает высококачественные руды или месторождение, позволявшее вести добычу при малых издержках, что ведет к резкому сокращению прибыльности. Может быть, и так, что в результате освоения нового месторождения такая компания становится высокоприбыльной.

Пример. Компания Johns Manville - это пример того, как особые преимущества сменяются особыми неудобствами положения. В период своего расцвета компания была почти монопольным собственником за-



Диверсифицированные компании: проблемы прогнозирования

Диверсификация и конгломераты

Рост через поглощение. В 1950-х годах ряд предприимчивых финансистов, сумевших встать во главе компаний, начали процесс расширения путем поглощения все новых компаний. В большинстве случаев объектом поглощения были обыкновенные акции компаний, в обмен на которые материнская компания обычно выдавала привилегированные конвертируемые акции, которые получили презрительную кличку «китайские деньги». Значительная часть явного роста прибыли на акцию имела причиной единый учет процентов. Такой способ учета давал возможность через посредство тщательно продуманных поглощений «на-

пасов высококачественного асбеста и занимала господствующее положение в отрасли. Это была одна из бесспорных монополий на территории США. Когда медики обнаружили, что асбест крайне вреден для здоровы!, на компанию свалились иски о компенсации ущерба на миллиарды долларов, так что ей пришлось искать защиты в процедуре банкротства.

Пример. Производитель вискозы компания Industrial Rayon долгие годы лидировала среди производителей корда для автомобильных шин и синтетических тканей. Появление новых и более качественных материалов сделала ее продукцию ненужной. Компания исчезла.

Пример. В декабре 1981 г. в США действовали 4530 нефтебуровых вышек. Цены на нефть и газ были высоки и каждый знал, что в ближайшие 10 лет цена нефти еще раз удвоится и дойдет до уровня 80 дол. за баррель. Общемировые усилия по бурению новых нефтяных скважин оказались успешными, новая нефть позволяла противостоять монополистическим притязаниям ОПЕК и скоро возник избыток нефти. К середине 1986 г. число работающих нефтебуровых вышек сократилось до 600. Исторический опыт подсказывает, что прибыль от бурения нефтяных скважин и от предоставления соответствующих услуг была временно раздутой и что так не может длиться вечно. Разумны ли претензии к аналитикам, которые не сумели предвидеть временный характер этой сверхприбыли, - вопрос спорный. Очевидно, что большинство работавших в отрасли не задумывались о временном характере сверхприбыли; они явно рассчитывали на продолжение процветания, поскольку влезали в большие долги, чтобы вкладывать деньги в бурение новых скважин. В 1985 и 1986 гг. этот рынок съежился, многие участники бурильного бума подали заявления о банкротстве, прошла волна поглощений, списания активов, словом, налицо были все результаты перепроизводства. Аналитик, способный предвидеть время перехода от спада к подъему и наоборот, может помочь в зарабатывании больших денег.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [ 181 ] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]