назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [ 121 ] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]


121

Ключевые коэффициенты и осязаемые факторы

Материальные факторы, характеризующие качество компании, можно измерить с помощью ключевых коэффициентов и других вычислений. Помимо двух уже рассмотренных групп коэффициентов, существуют еще пять, которые помогают понять многое в деятельности компании:

•коэффициенты прибьшьности;

•коэффициенты роста;

•коэффициенты стабильности;

•коэффициент дивидендных выплат на прибьшь;

•коэффициенты кредитоспособности.

В предьщущем разделе этой главы мы отметили ряд недостатков, свойственных показателям, отнесенным на одну акцию, и прежде всего то, что они отвлекают внимание от анализа бизнеса в целом. Наилучший

Molodovsky N. А Theory of Price-Earnings Ratios Financial Analysts Journal, 1953, November, p.65-80.

Таблица 20.1 демонстрирует так называемый эффект Молодовскога. Речь о том, что у компаний, испытывающих временное сокращение прибьши, коэффициент «цена акций к прибыли на акцию» очень высок. Значения коэффициента «цена/прибыль» за 1985 г. для компаний Aluminum Co., Eastman Kodak, International Paper и Inco могут отражать убежденность рынка, что падение прибьшей носит временный и нетипичный характер. Внимательное изучение коэффициентов за 1985 г. показывает, что для некоторых компаний значения этого года в 2 раза и более превышают значения коэффициентов в 1980-1984 гг. Фактически, мы видим крайне оптимистические оценки, характерные обычно для высококачественных и быстрорастущих компаний. Внимательный анализ компаний этой группы показывает, что большей частью они не так уж быстро растут и не отличаются слишком высоким качеством. Не следует использовать коэффициент «цена/прибьшь» как показатель дешевизны или дороговизны рынка акций. Среднее значение коэффициента «цена/прибьшь» в 1985 г. бьшо на 75% выше, чем в 1980-1984 гг., но при этом для большинства акций этот рост составил примерно 30%. Гораздо лучше дешевизну рынка в целом характеризует медиана - в 1985 г. цена акций бьша в среднем в 12,6 раза выше, чем прибьшь на акцию, а большая часть акций с очень высоким значением этого коэффициента в 1985 г. (но не в предьщущие периоды), скорее всего, отражала влияние эффекта Молодовского.



Коэффициенты прибыльности

Способность руководства использовать капитал

Самым широким показателем прибыльности является отношение конечной чистой прибыли к капиталу. Конечная чистая прибыль отражает все виды регулярных прибылей и потерь, включая подоходный налог, в том числе вычеты на выплату процентов по долговременному долгу и на арендные платежи, поскольку процент есть часть дохода. Фундаментальным достоинством показателя дохода на инвестированный капитал является то, что он измеряет общую эффективность бизнеса по отношению к сумме средств, предоставленных всеми инвесторами, а не только какой-то одной группой. Коэффициент измеряет способность руководства прибыльно использовать все активы независимо от способа их финансирования. Коэффициент можно рассчитывать на основе прибыли до уплаты подоходных налогов, что даст нам показатель доходности, независимый от способа финансирования и от налогообложения. Последний вариант показателя бывает полезен при сопоставлении компаний.

Несколько полезных модификаций. Коэффициенты прибыльности являются, пожалуй, самыми полезными инструментами аналитика. Есть несколько модификаций этого показателя, и информационное содержание каждого отличается своеобразием. Возможны коэффициенты прибыльности по отношению к:

•совокупным активам;

•капиталу (во всех возможных определениях);

•долгосрочным инвестициям;

•собственным средствам.

Вариантами последнего показателя могут быть доходность по отношению к балансовой оценке собственного капитала или к чистым материальным активам, принадлежащим акционерам (рекомендуемый подход). Во всех случаях доход (числитель) должен быть определен так

ПОДХОД заключается в том, чтобы приступать к анализу показателей в расчете на акцию и ценовых коэффициентов в последнюю очередь, после завершения анализа пяти перечисленных выше групп коэффициентов. Коэффициенты этих пяти групп измеряют эффективность и финансовую силу компании самой по себе, вне рыночной оценки. Поочередно рассмотрим эти коэффициенты, а затем проиллюстрируем их применение - сначала, в главе 21, на примере двух химических компаний, а затем, в главе 22, на примере производителей пищевых продуктов.



же, как и капитал (знаменатель). Например, если в состав капитала не включены краткосрочные займы, проценты по ним следует исключить из дохода.

Средний капитал или капитал на начало года. Обычная ошибка заключается в том, что берется величина капитала на конец периода. Например, можно неверно вычислять доходность относительно собственного капитала, разделив прибыль за год на балансовую стоимость активов на конец года. Проблема в том, что капитал, названный балансовой стоимостью активов, не работал ни в начале, ни в течение года. Это просто величина, накопленная или оставшаяся на конец года. Приемлемы следующие подходы: 1) прибыль, деленная на среднегодовую сумму капитала, или 2) прибыль, деленная на величину капитала на начало года. Для анализа приемлем любой из этих показателей, но подход следует строго обозначить и твердо его придерживаться. У первого подхода есть преимушества, если в течение года имели место вливания или умножение капитала. Проблема с показателем на конец года существует для всех вычисляемых показателей (доходность активов, рентабельность совокупного капитала, долгосрочного капитала и пр.).

Доходность капитала (коэффициент 14). Самым полным измерителем успеха предприятия является процент прибыли на инвестированный капитал (коэффициент 14 на рис. 20.3). Термины инвестированный капитал, совокупный капитал и фонд капитала взаимозаменимы. В состав работающего капитала включают краткосрочные займы - банковские кредиты и коммерческие векселя. Нет однозначного отношения к эксплуатационной аренде, но мы предпочитаем эти затраты включать в состав инвестированного капитала. С теоретической точки зрения, накопленная кредиторская задолженность, по которой не начисляются проценты, должна быть исключена, поскольку процентный компонент отсутствует. На практике бывает удобнее включать этот показатель в калькуляцию прибыльности совокупных активов, в том числе активы, арендованные по методу эксплуатационной аренды. Но при соблюдении методологической последовательности любой показатель полезен и обеспечивает сопоставимость.

Корректировки. Необходимо внести поправки в показатель собственного капитала. В случае компаний, учитывающих запасы по методу ЛИФО, нужно к величине собственного капитала прибавить сумму резервов по методу ЛИФО. Стоимость репутации и всех других нематериальных активов, у которых отсутствует рыночная цена или определенный поток доходов, следует вычесть из величины собственного капитала. Отложенные налоги следует приплюсовать к собственному капиталу при вычислении доходности собственного капитала (и прибавить к

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [ 121 ] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226]