труда (ежегодная экономия 1,8 млн долл.) и на 50% сократилось время выполнения потока заказов. Система обработки материалов была разработана с помощью сетевой оптимизационной модели (US Air Force Tinker Air Force Base).
Разработка гостиничного комплекса с помощью маркетинговой модели, ориентированной на потребителя. Дизайном новых продуктов и услуг традиционно занимались дизайнеры, архитекторы, художники. Данное применение аналитического подхода (охватывающего все основные характеристики и услуги, влияющие на потребительский выбор) к созданию нового семейства гостиниц компании Mariott иллюстрирует силу и ценность применения маркетинга для разработки таких сложных сервисных систем, как отель. В результате проведенных исследований были выработаны ориентиры для выбора целевых сегментов рынка, размещения услуг и разработки улучшенного оборудования и услуг. Эти стратегические и дизайнерские рекомендации легли в основу развития новой концепции Mariott, которая после успешной апробации на рынке гостиничных услуг получила широкое распространение (Mariott Coфoгation).
Логистическая управляющая система (LMS): непрерывное управление производством с использованием экспертной системы, основанной на базе знаний (KBES). В последние годы компания IBM в производстве полупроводников сделала особый упор на производственную логистику как технологию. Логистическая управляющая система (LMS) представляет из себя систему реального времени по обработке транзакций, основанную на экспертной системе и базе знаний, которая служит «диспетчером» (мониторинг и контроль) для управления производством или логистикой. Система предназначена для улучшения использования оборудования, улучшения сервиса (поставка продукции согласно графику) и сокращения времени производственного цикла. Существенные успехи бьши достигнуты во всех этих направлениях, в силу чего LMS сейчас являются необходимой компонентой на многих производственных участках (International Business Machines).
HASTUS - система управления транспортом и людскими ресурсами в Montreal Urban Community Transit Corporation (STCUM). Меняющийся в течение дня уровень сервиса и сложные правила работы делают задачу составления расписаний перевозок весьма сложной. В
течение последних 10 лет частное совместное предприятие университет-STCUM разработало систему HASTUS, представляющую собой набор различных компьютерных инструментов, которые помогают STCUM в составлении высококачественных, эффективных по цене расписаний. HASTUS-Macro использует методы линейного программирования для оценки влияния изменений в ценах на контракты и уровни сервиса. HASTUS-Bus использует методы сетевой оптимизации для генерации оптимальных расписаний транспорта. HASTUS-Micro генерирует назначения операторов, используя как специальные эвристики, так и методы оптимальных назначений. Годовой эффект превысил 2 млн долл. (3% от оборота). Успешное использование системы в STCUM позволило внедрить ее в более чем 30 крупных городах.
Система управления запасами в компании IBM. «Оптимизатор»- это недавно внедренная система для гибкого оптимального управления уровнями сервиса и запасами в сервисной сети IBM на территории США. Она основана на исследованиях многоэшелонной теории запасов, проводимых IBM и консультантами из Wharton School. Сложность и большая размерность основной задачи потребовала разработки нестандартных структур данных и техники управления памяти. «Оптимизатор» оказал существенное влияние на весь сервисный бизнес IBM в США. Он позволил на 20% сократить необходимые уровни запасов, сохранив или даже улучшив уровень обслуживания. Очень важно также то, что «Оптимизатор» показал себя как в высшей степени гибкая система для менеджерского управления (International Business Mashines).
Интегрированные управляющие модели, позволяющие новому бизнесу занять существенную нишу иа рынке вопреки присутствию на нем крупных устоявшихся конкурентов (ABB Electric).
ABB была основана в 1970 г. Для того чтобы развернуть дело, высшее руководство обратилось к моделям управления в целях правильной концентрации имеющихся ресурсов. Были проведены специальные обследования, чтобы создать базу данных потребителей. Моделирование сегментации рынка и выбора ассортимента привело к стратегиям множественных продаж и очень точному предсказанию объемов продаж. Эти прогнозы были задействованы в серии моделей производства. Последовательное использование этих производственных моделей позволили ABB снизить себестоимость производства примерно на од-
ну треть по сравнению со среднеотраслевой. Новая инновационная модель производства, учитывающая как долговременность поставок, так и предпочтения потребителей, давала направления для развития высокоприбыльной продукции, которая практически не имела конкурентоспособных аналогов. К 1988 г. ABB стала лидером в своей отрасли наряду с General Electric и Weetinghouse, свернувшими производство оборудования, которое непосредственно конкурировало с моделями ABB.
Выбор мест для телемаркетингов (AT&T). В более чем 180 тыс. телемаркетинговых центрах в США задействованы более 2 млн человек. Из-за быстрого роста телемаркетинговой индустрии определение местоположения стало критической проблемой. Национальный технический центр обратился к анализу Бизнес-операций (Business Operations Analysis) для разработки системы принятия решений, помогающей клиентам AT&T определить «хорошее» положение для своих телемаркетинговых центров. Ядро системы составляет модель смешанного целочисленного программирования, которая минимизирует трудозатраты, объем коммуникаций и стоимость недвижимости, определяя оптимальное количество центров, их местоположение и географические регионы для обслуживания. Сорок шесть клиентов AT&T приняли решения о месте размещения быстро и уверенно, взяв на себя обязательства по объему потребляемых услуг на 375 млн долл. и на закупку оборудования на 31 млн долл.
Управленческие системы принятия решений для кабинета министров Египта. Это концепция получила свое развитие в ходе реализации 28 крупных проектов в Египте. Проекты бьши частью программы, начатой правительством Египта еще в 1985 г. Целью программы является увеличение доли принятия стратегических решений на правительственном уровне.
Проекты бьши продиктованы макростратегическими вопросами и потребностями в управленческом и технологическом развитии, связанном с внедрением систем принятия решений в различных министерствах и правительственных учреждениях. Системы касались управления долгами, таможенных реформ, тарифов на электроэнергию, а также дополнительные подсистемы, поддерживающие функционирование основных систем принятия решений на различных уровнях. Внедрение, развитие и использование этих систем предполагало, что построение 438