назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [ 116 ] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]


116

в динамической транспортной задаче показателем качества решения является величина потерь времени на ожидание транспортного обслуживания. В условияхсуществования альтернативных видов транспорта большие потери времени на ожидание транспортного обслуживания могут привести к тому, что клиентом будет выбран другой вид транспорта.

11.5. Нелинейная транспортная задача внутригородских пассажирских перевозок

Ниже будет рассмотрена динамическая транспортная задача городских пассажирских перевозок, в которой исходными данными являются интенсивности поступающих пассажиров на остановочные пункты, корреспонденции пассажиров, т.е. распределение поступающего пассажиропотока по пунктам прибьи-ия, и количество транспортных единиц на каждом маршруте.

Задачей менеджеров, занимающихся планированием такого рода автоперевозок является распределение существующего автобусного парка города таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить перевозку всего пассажиропотока, и, с другой - минимизировать общие потери пассажиров на ожидание транспортного обслуживания.

Последнее обстоятельство имеет значение в рьшочной экономике в связи с тем, что увеличение времени ожидания транспортного обслуживания на остановочных пунктах приведет к тому, что пассажиры могут избрать другой вид транспорта при планировании внутригородских поездок, что в свою очередь приведет к потере прибьши автотранспортного предприятия.

Перейдем непосредственно к рассмотрению задачи оптимального распределения транспортных ресурсов при перевозке пассажиров по маршрутам городского транспорта. При решении этих задач такие исходные параметры, как интенсивность пассажиропотоков, объем существующих транспортных ресурсов и некоторые другие заданы неточно, и, в лучшем случае, существуют интервальные оценки перечисленных параметров. Это обстоятельство приводит к необходимости исследовать устойчивость решений при варьировании перечисленными исходными данными.

Рассмотрим задачу распределения п автобусов по т городским маршрутам (п>т). Обозначим интенсивность поступления пассажиров на остановку а, следующих до остановки на маршруте / через остановку

f/(/). (/ = l,...,/w;a = l,...,/w/;/? = l,...,m/;a:i6/?), где /W; - число остановок



на маршруте. Через да (О обозначим интенсивность обслуживания пассажиров на остановке а маршрута / в момент времени t.

Здесь и далее под интенсивностью транспортного обслуживания будем понимать интенсивность поступления пассажиров в транспортное средство в заданный момент времени t.

Определим qQ) следующим образом:

0,если-1е 1

,если-1 e

Здесь - момент прибытия автобуса j на остановку а маршрута 1\ - момент отправления автобуса j от остановки а маршрута I; М- число автобусов, проходящих через остановку а маршрута /.

Для введенных обозначений очереди на автобусных остановках вычисляются исходя из уравнения

где UJ(t) - интенсивность поступления пассажиров на остановку а маршрута /, вычисляемое из соотношения

Vj(t) - очередь пассажиров на остановке а маршрута / в момент времени t; BJji({]- количество свободных мест в автобусе j маршрута /, прибывшего на остановку а, после выхода пассажиров на этой

остановке.

~- авт Z



Здесь V j - объем очереди пассажиров на остановке к маршрута

/, маршрут которых заканчивается за остановкой а в момент прибытия автобуса j на эту остановку (к= I, а- 1); v(ti!,) - объем пассажиров на остановке к маршрута / в момент прибытия автобуса j на эту остановку; W - вместимость автобуса; , t-j - соответственно момент прибытия и отправления автобуса j с остановки к маршрута /.

Будем обозначать время, которое пассажир, поступивший на остановку а маршрута / в момент t, тратит на ожидание транспортного обслуживания Tj(t).

Вычисляется Tj(t) исходя из следующего соотношения:

/ -" I t

где nil -число остановок на маршруте/.

Задача оптимального распределения транспортных средств, при заданных корреспонденциях пассажиров, состоит в том, чтобы осуществить такое распределение автобусов по маршрутам, которое минимизирует общие потери времени пассажиров на ожидание транспортных средств. Этот критерий равнозначен критерию минимизации затрат времени пассажиров на транспортное обслуживание, если предположить, что скорость перевозки пассажиров является исходным параметром задачи. Естественным ограничением этой задачи является то, что все пассажиры, прибьшшие на остановки, до заданного момента времени должны бьггь перевезены. Иными словами, необходимо минимизировать функционал

т Т

min Z Z \Tl{ai,tyi{ai,t)dt(11.147)

при ограничениях

1а, = и;а/>1;/ = 1,...,/и(11.148)

]j{a t)dtl\u4t)dt;l =

о•(11-149)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [ 116 ] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]