назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [ 64 ] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


64

определяет первоочередность или приоритетность вложений в конкретные виды услуг для конкретной территории (республики, края, района, области). Очевидно, услуги с большими значениями должны обеспечиваться капиталовложениями в первую очередь.

Пример. Посмотрим на примере, какие услуги нуждаются в капиталовложениях в первую очередь (табл. 4.3.1).

Таблица 4.3.1

Определение очередности капиталовложений

Вид услуг

Фактический уровень (Д) на одного человека, руб.

Нормативный уровень (Д) на одного человека, руб.

Показатель W,%

Первоочередность капиталовложений (приоритет)

Пошив обуви

0,65

0,84

22,60

Ремонт одежды

0,37

0,67

44,70

Пошив одежды

3,45

4,34

20,50

Ремонт бытовой техники

0,63

1,03

38,80

Ремонт радиотелеаппаратуры

0,84

1,66

49,40

Ремонт и строительство жилищ

0,53

2,33

77,20

В первую очередь (из рассматриваемых услуг) нужно направить капиталовложения на ремонт и строительство жилищ (приоритет 1), ремонт радиотелеаппаратуры (приоритет 2), ремонт одежды (приоритет 3) и т.д. Наименьшим приоритетом обладают услуги пошива одежды (приоритет 6) и обуви (приоритет 5). Здесь рассмотрены некоторые услуги. На практике рассматривается весь перечень видов бытовых услуг.

Показатель W/ можно рассчитать и в целом по всем видам услуг для некоторого региона, тогда он принимает форму обобщенного показателя социальной эффективности капиталовложений для определенного региона. Обобщенный показатель рассчитывается путем суммирования показателей W,- по всем видам услуг, т.е.

,= 1 " " /= 1

где « - число видов услуг, вошедших в обобщенный показатель.

Имея показатель для различных территорий, можно по аналогии определить первоочередность капиталовложений в ту или



иную территорию. Предложенные показатели социальной эффективности капиталовложений в качестве главной социальной цели имеют достижение пропорционального развития видов бытовых услуг или стремление к равенству фактического потребления услуг по отношению к их нормативам, т.е.

Я.-Д, Я,-Д, Н„-В„

Я, щ ••• Н„

где Ни В - нормативный и фактический уровни потребления услуг на одного человека, руб.

Такая интерпретация социальной цели распределения капиталовложений направлена на обеспечение установленного нормативами определенного стандарта обслуживания в каждом виде услуг и для каждой территории. Ориентация на данную социальную цель позволит в конечном счете обеспечить управление капиталовложениями в соответствии с заданным стандартом бытового обслуживания.

Управляя капиталовложениями на основе показателей социальной эффективности, не нужно забывать и экономическую сторону, имеюшую важное значение, особенно в тех случаях, когда имеется несколько видов услуг с одинаковыми или близкими значениями показателей социальной эффективности. В бытовом обслуживании имеются экономически более или менее эффективные с точки зрения отдачи с рубля вложений отраслевые группы услуг. Например, для определенного региона наименьшие затраты на рубль объема реализации имеют услуги парикмахерских (0,77), ремонт и изготовление мебели (0,80), услуги трикотажных мастерских (0,88), пошив и ремонт обуви (0,89). Наибольшие затраты имеют прокат (3,89), химчистка и крашение одежды (1,45), ремонт бытовой техники (1,35), ремонт радиотелеаппаратуры (1,33), ремонт и строительство жилья (1,24).

Отсюда следует, что при одинаковых или близких показателях И-, например, в двух отраслевых группах бытового обслуживания капиталовложения следует направлять в первую очередь в ту отраслевую фуппу, у которой меньше затраты на рубль объема реализации.

Для эффективного распределения капиталовложений в отрасли надо также учитьгеать фактическое наличие основных фондов, степень их использования по отраслевым группам и территориям.

На основе сказанного выше разработана детальная имитационная модель и методика оценки социально-экономической эффективности капиталовложений, определения потребности в капиталовложениях и их распределения между отраслями и территориями. Модель



решает три главные задачи: распределение лимита капиталовложений между отраслевыми группами, распределение лимита по территориям, определение обшей потребности в капиталовложениях.

4.3.1. Алгоритмы оптимального планирования капиталовложений

Разработаны две группы алгоритмов планирования капиталовложений. Первая группа обеспечивает планирование вложений по видам бытовых услуг в заданном регионе (республика, край, область, административный район, город и т.п.) и обозначена ALG. Вторая группа алгоритмов распределяет капиталовложения между зонами заданного региона. Например, между республиками, краями (областями), административными районами и городами краев (областей). Эта группа называется PLAN.

Для каждой группы алгоритмов разработаны базовые алгоритмы планирования и распределения капиталовложений, модификация которых позволяет получить различные варианты планирования. Базовые алгоритмы называются также ALG и PLAN. Рассмотрим предложенные алгоритмы и их модификации.

Алгоритмы ALG. Выходная форма алгоритмов ALG представлена в табл. 4.3.2 и содержит следующие показатели и графы.

В заглавии выходной формы дана общая численность населения региона, в том числе городского и сельского; лимит капиталовложений на расчетный период; шаг приоритета в %; номер графы, по которой определяется приоритетность услуг внутри интервалов.

Головка таблицы выходной формы соответствует головке в табл. 4.3.2.

Графа 7 - (общие затраты фондов в рублях на рубль объема услуг);

графа 8 - К„ф (затраты на основные производственные фонды и оборотные средства в рублях на рубль объема реализации услуг);

графа 9 - Ауд (затраты капиталовложений в рублях на рубль объема реализации услуг).

Используем следующие названия территорий. Под регионом будем понимать территорию, для которой планируются капиталовложения. Составляющие элементы региона - районы или зоны.

Введем следующие условные обозначения:

/ - индекс услуги; /=1, 2,..., и;

J - индекс зоны при у = 1, 2,..., Л/ и индекс региона при у = 0; М - число зон региона (республики, края, области);

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [ 64 ] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]