определяет первоочередность или приоритетность вложений в конкретные виды услуг для конкретной территории (республики, края, района, области). Очевидно, услуги с большими значениями должны обеспечиваться капиталовложениями в первую очередь.
Пример. Посмотрим на примере, какие услуги нуждаются в капиталовложениях в первую очередь (табл. 4.3.1).
Таблица 4.3.1
Определение очередности капиталовложений
Вид услуг | Фактический уровень (Д) на одного человека, руб. | Нормативный уровень (Д) на одного человека, руб. | Показатель W,% | Первоочередность капиталовложений (приоритет) |
Пошив обуви | 0,65 | 0,84 | 22,60 | |
Ремонт одежды | 0,37 | 0,67 | 44,70 | |
Пошив одежды | 3,45 | 4,34 | 20,50 | |
Ремонт бытовой техники | 0,63 | 1,03 | 38,80 | |
Ремонт радиотелеаппаратуры | 0,84 | 1,66 | 49,40 | |
Ремонт и строительство жилищ | 0,53 | 2,33 | 77,20 | |
В первую очередь (из рассматриваемых услуг) нужно направить капиталовложения на ремонт и строительство жилищ (приоритет 1), ремонт радиотелеаппаратуры (приоритет 2), ремонт одежды (приоритет 3) и т.д. Наименьшим приоритетом обладают услуги пошива одежды (приоритет 6) и обуви (приоритет 5). Здесь рассмотрены некоторые услуги. На практике рассматривается весь перечень видов бытовых услуг.
Показатель W/ можно рассчитать и в целом по всем видам услуг для некоторого региона, тогда он принимает форму обобщенного показателя социальной эффективности капиталовложений для определенного региона. Обобщенный показатель рассчитывается путем суммирования показателей W,- по всем видам услуг, т.е.
,= 1 " " /= 1
где « - число видов услуг, вошедших в обобщенный показатель.
Имея показатель для различных территорий, можно по аналогии определить первоочередность капиталовложений в ту или
иную территорию. Предложенные показатели социальной эффективности капиталовложений в качестве главной социальной цели имеют достижение пропорционального развития видов бытовых услуг или стремление к равенству фактического потребления услуг по отношению к их нормативам, т.е.
Я.-Д, Я,-Д, Н„-В„
Я, щ ••• Н„
где Ни В - нормативный и фактический уровни потребления услуг на одного человека, руб.
Такая интерпретация социальной цели распределения капиталовложений направлена на обеспечение установленного нормативами определенного стандарта обслуживания в каждом виде услуг и для каждой территории. Ориентация на данную социальную цель позволит в конечном счете обеспечить управление капиталовложениями в соответствии с заданным стандартом бытового обслуживания.
Управляя капиталовложениями на основе показателей социальной эффективности, не нужно забывать и экономическую сторону, имеюшую важное значение, особенно в тех случаях, когда имеется несколько видов услуг с одинаковыми или близкими значениями показателей социальной эффективности. В бытовом обслуживании имеются экономически более или менее эффективные с точки зрения отдачи с рубля вложений отраслевые группы услуг. Например, для определенного региона наименьшие затраты на рубль объема реализации имеют услуги парикмахерских (0,77), ремонт и изготовление мебели (0,80), услуги трикотажных мастерских (0,88), пошив и ремонт обуви (0,89). Наибольшие затраты имеют прокат (3,89), химчистка и крашение одежды (1,45), ремонт бытовой техники (1,35), ремонт радиотелеаппаратуры (1,33), ремонт и строительство жилья (1,24).
Отсюда следует, что при одинаковых или близких показателях И-, например, в двух отраслевых группах бытового обслуживания капиталовложения следует направлять в первую очередь в ту отраслевую фуппу, у которой меньше затраты на рубль объема реализации.
Для эффективного распределения капиталовложений в отрасли надо также учитьгеать фактическое наличие основных фондов, степень их использования по отраслевым группам и территориям.
На основе сказанного выше разработана детальная имитационная модель и методика оценки социально-экономической эффективности капиталовложений, определения потребности в капиталовложениях и их распределения между отраслями и территориями. Модель
решает три главные задачи: распределение лимита капиталовложений между отраслевыми группами, распределение лимита по территориям, определение обшей потребности в капиталовложениях.
4.3.1. Алгоритмы оптимального планирования капиталовложений
Разработаны две группы алгоритмов планирования капиталовложений. Первая группа обеспечивает планирование вложений по видам бытовых услуг в заданном регионе (республика, край, область, административный район, город и т.п.) и обозначена ALG. Вторая группа алгоритмов распределяет капиталовложения между зонами заданного региона. Например, между республиками, краями (областями), административными районами и городами краев (областей). Эта группа называется PLAN.
Для каждой группы алгоритмов разработаны базовые алгоритмы планирования и распределения капиталовложений, модификация которых позволяет получить различные варианты планирования. Базовые алгоритмы называются также ALG и PLAN. Рассмотрим предложенные алгоритмы и их модификации.
Алгоритмы ALG. Выходная форма алгоритмов ALG представлена в табл. 4.3.2 и содержит следующие показатели и графы.
В заглавии выходной формы дана общая численность населения региона, в том числе городского и сельского; лимит капиталовложений на расчетный период; шаг приоритета в %; номер графы, по которой определяется приоритетность услуг внутри интервалов.
Головка таблицы выходной формы соответствует головке в табл. 4.3.2.
Графа 7 - (общие затраты фондов в рублях на рубль объема услуг);
графа 8 - К„ф (затраты на основные производственные фонды и оборотные средства в рублях на рубль объема реализации услуг);
графа 9 - Ауд (затраты капиталовложений в рублях на рубль объема реализации услуг).
Используем следующие названия территорий. Под регионом будем понимать территорию, для которой планируются капиталовложения. Составляющие элементы региона - районы или зоны.
Введем следующие условные обозначения:
/ - индекс услуги; /=1, 2,..., и;
J - индекс зоны при у = 1, 2,..., Л/ и индекс региона при у = 0; М - число зон региона (республики, края, области);