назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


30

Пример. Имеется область, нуждающаяся в различных видах топлива (уголь, нефть, газ, мазут, торф и т.п.) для обеспечения энергией и теплом жителей и предприятий области. Энергетическая комиссия, администрация, рассмотрев все возможные варианты привлечения этих топливных ресурсов в область, составила сравнительную табл. 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Сравнительная характеристика альтернативных видов топлива

Виды топлива

»i

Приоритет топлива

1. Уголь бурый

0,49

0,59

16,9

2. Уголь антрацит

0,65

0,84

22,6

3. Уголь марки С

0,37

0,67

44,7

4. Уголь марки Д

3,45

4,34

20,5

5. Нефть сырая

0,04

0,13

69,2

6. Торф

1,29

1,43

7. Солярка летняя

0,63

1,03

38,8

8. Бензин марки 92

0,84

1,66

49,4

9. Солярка зимняя

0,11

0,19

42,0

10. Мазут марки 1

1,78

2,00

11,0

11. Мазут марки 2

0,76

1,04

26,9

12. Мазут марки 3

0,25

0,87

71,3

13. Газ природный

0,53

2,33

77,2

14. Газ сжиженный

0,81

1,27

36,2

15. Бензин марки 95

1,49

2,03

26,6

16. Бензин марки 98

0,42

0,60

30,0

17. Бензин марки 80

0,013

0,040

67,5

18. Дрова

0,37

0,41

19. Уголь марки Е

0,09

0,38

76,3

20. Прочие виды

0,36

0,41

12,2

В качестве нормативного значения Я,- принят желаемый уровень потребления /-го вида топлива на планируемый период. Желаемый уровень устанавливается после анализа потребностей данного региона в этих видах топливных ресурсов. Некоторые виды данных ресурсов полностью альтернативны, например близкие сорта угля, другие альтернативны отчасти, например торф, уголь и мазут (требуется пе-



Наименование региона

Приоритет региона

рестройка оборудования, использующего эти виды ресурсов, при переходе с одного вида ресурса на другой), и неальтернативны, такие как уголь и бензин и т.п. Для простоты не будем учитывать степень альтернативности топливных ресурсов, хотя необходимая доработка постановки задачи позволяет сделать это.

Фактический уровень потребления ресурсов берется из отчетных данных за истекщий период по объектам, потребляющим эти виды ресурсов, а также с учетом информации, дающей прогноз цен на ресурсы в планируемом периоде. Показатели Я; и Ь-, могут быть даны в форме удельных показателей на одного жителя, одного работающего, на единицу валовой продукции и т.п.

Итак, в табл. 2.2.1 приведены расчеты показателя степени недопотребления топливных ресурсов, определяющие первоочередность их для региона. Чем больше показатель W, тем выше приоритет данного топлива при распределении лимитных средств на закупку определенных видов топлива. В графе «Приоритет топлива» проставлены порядковые номера, показывающие приоритет или ранг данного топлива с точки зрения распределения лимитных средств. Так, например, в первую очередь должны распределяться лимиты на следующие виды топлива: газ природный (приоритет 1), уголь марки Е (приоритет 2), мазут марки 3 (приоритет 3), нефть сырая (приоритет 4) и т.п. Наименьшим приоритетом обладают торф (приоритет 20), дрова (приоритет 19), мазут марки 1 (приоритет 18), прочие виды ресурсов (приоритет 17) и т.п.

Для данного региона можно также рассчитать интегральную степень недопотребления, т.е.

В этом случае задача приобретает межрегиональный характер и используется для оценки лимитов на закупку топлива для отдельных регионов. Например, можно определить степень недопотребления топливных ресурсов данного вида для регионов А, В, С. В табл. 2.2.2 в качестве примера приведены показатели W.

Таблица 2.2.2

Сравнительная характеристика регионов



Наибольший приоритет в данном случае имеет регион С. Естественно, для сопоставляемости различных регионов необходимо иметь одинаковую структуру видов топливных ресурсов.

Рассмотрим теперь для данного примера собственно имитационную процедуру реализации двухкритериальной целевой функции. Она может быть представлена в виде ряда последовательных этапов 1-5.

Этап 1. Для данного региона рассматривается потребность в топливно-энергетических ресурсах, которые должны быть получены в любом случае. Это ресурсы для обеспечения деятельности военных, медицинских, антикризисных и иных объектов. Такие объекты обеспечиваются лимитами по потребности.

Этап 2. Вычисляется обшая величина лимита L, поддежашего распределению между оставшимися объектами, причем

1---Л- S,

где Л - обший имеющийся лимит;

5 - часть лимита, использованная в соответствии с этапом 1.

Этап 3. Определяются показатели недопотребления по конкретным видам топливных ресурсов (см. табл. 2.2.1). В этой таблице оценены также их приоритеты. Введем по показателю Ж/ 15%-ю шкалу приоритета и проранжируем виды ресурсов по интервалам приоритета (табл. 2.2.3, гр. 2). Виды ресурсов, попавшие в один и тот же интервал, считаются имеющими одинаковый внеэкономический приоритет. В табл. 2.2.3 представлены также в гр. 3, 4 показатели экономической оценки рассматриваемых ресурсов, а именно Сц - общая экономическая оценка затрат на применение /-го ресурса, Сд - Оценка затрат, связанная с транспортировкой. В гр. 5, 6, 7 зафиксированы соответственно: средняя цена - Z/,- на ресурс, потребность в ресурсе - Уи потребность в лимите средств на приобретение топливных ресурсов вида /,.

Распределить лимит L между видами топливных ресурсов - это значит найти величины /,-, т.е. средства на приобретение /-го вида ресурсов. Пусть 1=5000 ед.

Общая потребность в лимите 7987 ед., что не позволяет обеспечить всю потребность на 2987 ед. лимита.

Этап 4. Рассматривается приоритет интервалов в порядке возрастания 1, 2, 3, 4,5. Для ресурсов, попавших в 1-й и 2-й интервалы при-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]