назад Оглавление вперед


[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]


0

имитационное моделирования

Имитационные модели широко применялись в практической деятельности страны в 60-80-е годы и давали, как правило, эффективные решения для многих задач в рамках регионов, отраслей, конкретных предприятий и в военном деле. В этот период были накоплены большие теоретические результаты и получен практический опыт применения имитационных моделей. Особенно интенсивно применялись модели этого типа после опубликования работ члена-корреспондента АН СССР Н.П. Бусленко, начиная с 60-х гг. и до 1985-87 гг. Он и его ученики стали развивать не только и даже не столько математические аспекты имитационного моделирования, сколько методологию и методику имитационного моделирования.

Агрегативная математическая схема имитационного моделирования, введенная Н.П. Бусленко, позволила обобщить многие частные имитационные подходы и создала предпосылки к разработке общей теории имитационного моделирования при использовании различных форм математического описания объектов моделирования. Ценность агрегативного подхода заключалась не только в математическом описании сложной системы в виде некоторого «агрегата» или элементарного блока имитационной модели, во введении кусочно-линейных и кусочно-непрерывных агрегативных схем, в математическом описании сопряжения и функционирования агрегатов. Главная заслуга школы Н.П. Бусленко состоит в формировании имитационного мышления, т.е. в отрицании многих догм, свойственных различным математическим подходам при моделировании объектов. Так, например, отброшена догма единой целевой функции для объекта моделирования. При имитационном подходе их может быть столько, сколько нужно. Не мешают проблемы стремления функций к бесконечности или нулю, проблемы гладкости и непротиворечивости. Не вызывает особых проблем нестационарность, неординарность, наличие последействия в используемых потоках случайных событий. Не приводит к вычислительным проблемам использование законов распределения с изменяющимися параметрами и многое другое.



5 От автора

Заслуга школы Н.П. Бусленко состоит также в том, что ею был взят на вооружение системный подход при имитационном моделировании: системный анализ объектов моделирования и системный синтез модели данного объекта.

Основу школы имитационного моделирования Н.П. Бусленко, заложенную в 60-х гг. им и его учениками и учеными, разделяющими его подход - Д.И. Голенко, И.Н. Коваленко, И.М. Соболем, Ю.А. Шрейдером и др., в70-х гг. развивали В.А. Абчук, В.Н. Бусленко, И.Я. Динер, Л.А. Емельянов, В.В. Калашников, Н.Б. Кобелев, Ф.А. Матвейчук, Ю.М. Снапелев, В.А. Старосельский, Е.И.Яковлев и многие другие. В 80-е гг., вплоть до 1985-87 гг. имитационное моделирование развивалось очень интенсивно, и его основное направление было связано с практическим использованием имитационных моделей во многих отраслях народного хозяйства, на предприятиях и особенно в сфере обслуживания населения, где постоянно действовали имитационные модели планирования и распределения капиталовложений, размещения предприятий обслуживания, нормирования ресурсов и многие другие.

С конца 80-х и в 90-е гг. российская школа имитационного моделирования фактически не развивалась. Лишь начиная с 1999 г. стали появляться отечественные публикации в этом направлении и то в форме учебных пособий. Основным объектом экономико-математического моделирования, в том числе и имитационного подхода, стали банки, биржи и частично нефтегазовая отрасль, т.е. достаточно крупные объекты, обладающие финансовыми ресурсами, для которых имитационное моделирование стало средством выработки стратегии поведения на рынке. Правильная оценка конъюнктуры рынка существенно сказывается на эффективности и доходности этих объектов.

В настоящее время появляются предпосылки использования имитационного подхода для отдельных негосударственных предприятий, в том числе торговых фирм, производителей массовой продукции, транспортных перевозчиков, рекламных агентств, региональных администраций республик, краев, областей и городов и т.п.

В настоящей книге обобщен опыт тридцатилетней работы автора в области имитационного моделирования применительно к различным областям деятельности и объектам моделирования. Автор - ученик и последователь школы имитационного моделирования Н.П. Бусленко - считает главным в своей деятельности развитие имитационного мышления, не ограничиваясь применением какого-либо определенного математического аппарата описания объектов моделирования. Более того, опыт показывает, что чем сложнее применяемый математический аппарат, тем менее достоверны и понят-



ны результаты моделирования. Как правило, имитационное моделирование требует определенных эвристических решений в случае, если требуется сопряжение различных математических схем моделирования. Здесь главную роль играет системный подход и знание объекта моделирования, которое обязательно при имитационном моделировании.

Итак, какими же математическими знаниями должен обладать человек, специализирующийся в имитационном моделировании? Прежде всего, это общий курс высшей математики в объеме обычного технического вуза. Необходимы также знания по высшей алгебре, теории множеств, математической логике, теории вероятностей и математической статистике, динамическим рядам. Из специальных дисциплин необходимы знания метода статистических испытаний (Монте-Карло), теории массового обслуживания, теории систем и общего курса экономико-математических методов и моделей. Предполагается свободное владение компьютером в рамках общепринятых пакетов программ и желательно самостоятельное написание программы имитации на базе какого-либо языка моделирования. Вышеперечисленные требования - максимум того, что требуется от профессионального специалиста в области имитационного моделирования. Вместе с тем, эти знания не дадут нужного результата, если у человека не будет сформировано «имитационное мышление» и он будет увлекаться тем или иным аналитическим решением проблемы. Аналитическое (не имитационное) решение, пусть более красивое и эффектное, как правило, заведет моделирование объекта на тупиковый путь. Вместе с тем известны случаи, когда человек, не обладающий всей массой знаний, перечисленных выше, но правильно уловивший суть имитационного подхода, успешно руководил построением имитационных моделей своего объекта. Как правило, такие люди - хорошие управленцы и специалисты по данному объекту.

Данная книга написана для читателей, желающих более детально знать реальное поведение своего объекта в различных ситуациях на основе использования имитационных моделей: руководителей банков, предприятий любого профиля, их заместителей, специалистов, Ответственных за траекторию поведения объекта. Кроме этого, книга может быть полезна системотехникам, менеджерам, профессионалам маркетинга, финансистам, экономистам, бухгалтерам, желающим профессионально овладеть имитационными подходами и имитационным моделированием. Рекомендуется эта книга и студентам вышеперечисленных специальностей университетов, экономических и технических вузов.

[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]