5 4 3 2 1 О -1 -2
total (100%) consumer price index
Percent Change Ovsr Ysar-Ago Level
| * * < * | | |
| | уч-........ | . Dec..... |
| | |
| | | |
| | | |
» | | -------- | |
1999 2000
2001 2002 2003 2004
Рис. 7.2.1. CPI (США) Источник: http: www.ny.frb.org/research/directors charts/i-us8chart,pdf
Этот ивдекс анализируется вместе с показателем PPI. Если экономика развивается в нормальных условиях, то рост показателей CPI и PPI может привести к повышению основных процентных ставок в стране. Это, в свою очередь, способствует росту курса доллара, так как увеличивается привлекательность вложения средств в валюту с большей процентной ставкой (рис. 7.2.2). Однако высокие темпы роста инфляционных показателей, скорее всего, вызовут обратную реакцию рынка.
Как правило, отклонения на 0,2 от ожидавшегося значения бывает достаточно, чтобы вызвать заметную реакцию валютного рынка.
Публикуется: 16:30 МСК, в 13-й день каждого месяца (данные за предыдущий месяц).
Источник: The Bureau of Labor Statistics
(http: stats.bls.gov/news.release/cpi.toc.htm).
В Великобритании аналогичный показатель носит название индекс розничных цен (RPI - Retail Price Index), колеблется от -0,5
PPI / CPI
КУРС
Рис. 7.2.2. Влияние показателей CPI и PPI на курс доллара
CPI-U, изменение % в месяц. Seasonally Adjusted http: data.bls.gov
Year \ Jan l993 0 4 | | | | | | | | | Opt Nov | |
| | | | | | | | |
1904 CO | | | | | | | | . 0.2. | | | 0.2. |
1995 0.3 | | | | | | | | 0.1 j 0.3 | | |
1096 ~5 | | | | | | | | 0.3 j 0.3 | | |
1907 I 2 | | | | | | | | 0.2 1 0.2 | | |
Г1998 0 1 | | | | | | | | 0.1 1 0.2 , | | |
, 1999 0.2 | -0.1 | | | | | | | 0.4 0.2 | | |
2000 0.3 | | | -0.1 | | | | | 0.5, 0.2 | | |
2001 0.6 | | | | | | -0.2 | | 0.3 -0.3 | -0.1 | -0.1 |
j ?002 6.2 | | | | | | | | | | | |
?003 ( i | | | -0.3 | | | | | | | -0.2 | |
до +0,5%. Необходимо обратить внимание на то, что в Великобритании показатель выходит сезонно некорректированным, т. е. необходимо обращать внимание на следующие месяцы:
•январь и июль - в период традиционных зимних и летних распродаж цены снижаются;
•июль - цены обычно падают (сезонные продукты), август - flat.
Международная Академия Биржевой Торговли «Форекс Клуб»
Фундаментальный анализ
Пример. 20.01.2004 г. Британский фунт сегодня вырос на 4 цента относительно доллара. Росту пары способствовали возродившиеся ожидания относительно повышения процентных ставок Банком Англии. Вышедший сегодня индекс потребительских цен оказался выше прогноза и составил +0,4% мм, прогноз был +0,3%, пред. значение -0,1%, а также +1,3% гг., прогноз был +1,2%, пред. значение+1,3% (рис. 7.2.3).
В Германии индекс первоначально выходит сезонно некоррек-тированным: продукты, подверженные сезонным колебаниям, известны, и CPI публикуется без учета этих продуктов. Позже публикуется и сезонно корректированный CPI, хотя особого влияния на рынок уже не оказывает.
Во Франции CPI охватывает 32% всего населения, 44% городского. Показатель сезонно не корректирован, но сезонно лимитирован, например, цены конца месяца не включены; помимо этого, корзина составляется специально на месяц с учетом продуктов те-
/wiА**** Очке 1
1.1SM
->;:.j,.j -7..) ,Vio
- » = -
"IHi
:::::-ав:;:::
Рис. 7.2.3. GBP/USD, часовой график. Реакция рынка на рост CPI
кущего сезона, поэтому данные следует сверять с этим же периодом прошлого года.
PPI - Индекс цен производителей
Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) - оценивает среднее изменение цен, определяемых производителями на всех этапах изготовления. Индекс состоит из двух показателей: входящие цены (полуфабрикаты, комплектующие и т. д.) и цены на выходе производства (готовая продукция). Цена на выходе включает в себя стоимость рабочей силы и дает представление об инфляции, связанной с изменением стоимости рабочей силы. Составлен на базе месячных отчетов 22 ООО компаний, 3000 товаров, 75 ООО котировок цен в месяце. Отчеты собираются во вторник той недели, которая содержит 18-е число. Охватывают текстильную, горнодобывающую, лесную, военную промышленность, энергетику и сельское хозяйство. Не входят сервис, строительство и импорт. Хотя цены импортных товаров в индекс не входят, но они оказывают влияние через цены импортируемых сырья и комплектующих. Таким образом, главное отличие индекса PPI от индекса потребительских цен в том, что он охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их реализации. Часто этот индекс называют индексом оптовых цен, поскольку со времени своего возникновения и до 1978 г. он назывался Wholesales Price Index (WPI). В Англии он публикуется под этим названием на базе информации о ценах по 10 ООО пунктам, ежемесячно предоставляемой 3500 компаниями. В Японии данный индекс также носит название WPI.
Отслеживается не отдельное значение индекса, а его изменение в течение определенного периода времени (рис. 7.2.4). Рост PPI приводит к инфляции издержек, которая, по мнению аналитиков, является худшим видом инфляции, так как оказывает более глубокое влияние на экономику по сравнению с инфляцией спроса. Обычно является опережающим CPI.
Индекс промышленных цен считается более достоверным, если в нем не учитываются пищевая и энергетическая отрасли промышленности. CorePPI = (PPI EX FOOD & ENERGY). Если потребительские цены имеют свойство всегда расти, то цены производителей могут иметь и периоды вполне заметного падения.
Total Producer Price Index
Percent Change Over Year-Ago Level
1999 2000 2001 2СЮ2 2003 2004
Рис. 7.2.4. PPI (США) Источник: http: www.ny.frb.org/research/dlrectors charts/l-us9chart.pdf
Seasonally Adjusted Finished goods less food and energy
JYear | | | | | | | | | | | | | Annual |
1943 | | | | | | -0.1 | | -1.2 | | | | | |
l994 | | | | | | | | | | -0.2 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
-1996 | | | | | | | | | -0.1 | | -0.1 | | |
1997 | | -0.1 | | | -0.1 | | -0.1 | | | | -0.1 | -0.1 | |
1998 | | | | | | | | | | | | | |
.1399 | -0.1 | | | | | | | -0.1 | | | | | |
12000 | -0.1 | | | | | | | | | | | | |
| -0.3 | | | | | | | | -0.5 | | | |
2002 | -0.1 | | -0.1 | | | | -0,3 | -0,1 | | | | -0.6 | |
2003 | | -0.1 | | -0.7 | | -0.1 | | | O.O(P) | 0.5(P) | -0.1(P): | -0.1(P) | |
JP: PreKmlnary. All indexes are subject to revision four months after origir | ial publi | cation |
Публикуется: 16:30 МСК, 11-го числа ежемесячно (данные за предыдущий месяц).
Источник: The Bureau of Labor Statistics (http: stats.bls.gov/news.release/ppi.toc.htm).
HICP
Harmonized Index Consumer Prices - гармонизированный индекс потребительских цен. Фактически является мерой средних цен по всем странам ЕС, согласно общей методологии, и используется ЕСВ как ориентир ценовой стабильности. Индекс корректируется в соответствии с динамикой делового цикла, определяемого по ВВП. В Европе отчет по CPI ежемесячно официально публикуется Евростатом.
CoreHICP - гармонизированный индекс «чистой» потребительской инфляции без учета цен на продукты питания, нефть, бензин и прочие энергетические компоненты. Является частью отчета по уровню цен на потребительские товары.
Данные предоставляются в процентном изменении за месяц и за год на расчетный период.
GDP Deflator - дефлятор ВВП
Для расчета дефлятора ВВП внутренний валовой продукт (прошлые отчеты) выражают «в постоянных ценах», т. е. пересчитывают данные с учетом инфляции таким образом, чтобы прошлый ВВП выражался в денежных единицах с такой покупательской способностью, какую они имеют сейчас. Высчитанный ВВП принимается за номинал. Это необходимо для корректности расчета дефлятора. Отношение номинального ВВП к реальному есть дефлятор ВВП (Implicit Price Deflator), он также публикуется в качестве одного из показателей инфляции. Данные по ВВП выпускаются ежеквартально; обычное время выхода для США - 20-е число месяца, следующего за окончанием квартала. В течение последующих двух месяцев публикуются уточненные (пересмотренные - revised) значения показателя.
Показатель является альтернативным показателем индексу потребительских цен (CPI) для выявления инфляционного давления в экономике. В отличие от CPI, данный показатель рассчитывается