номинальном виде (в текущих ценах), так и в ценах фиксированного периода (реальный ВВП, Real GDP).
GDP Advance - валовой внутренний продукт (ВВП) - предварительное значение. Этот индикатор является первой ступенью трех уровней данных о ВВП, которые публикуются каждый квартал. Они выходят в следующей последовательности: Advance - Provisional (Revised) - Final.
Публикуется: 16:30 MCK, в первый месяц квартала, следующего за отчетным, последняя пятница месяца.
GDP Provisional (Revised) - валовой внутренний продукт (ВВП) - пересмотренное значение. Представляет сбой обновленное (пересмотренное) «предварительное значение» ВВП (Advance).
Публикуется: 16:30 МСК, во второй месяц квартала, следующего за отчетным, последняя среда месяца.
10 8 6 4 2 О -2
gdp growth
Annualized Percentage Change (GDPH)
2000 2001 2002 2003 2004
Рис. 7.1.2. GDP (США) Источник: http: www.ny.frb.org/research/directors charts/i-us1chart.pdf
GDP Final - валовой внутренний продукт (ВВП) - окончательное значение. Это обновление «пересмотренного значения» ВВП (Provisional). Чаще всего отличия между ним и «пересмотренным значением» минимальные.
Публикуется: 16:30 МСК, в третьем месяце квартала, следующего за отчетным, последняя среда месяца.
Источник: и. S. Bureau of Economic Analysis
(http: www.bea.doc. gov/bea/dnl.htm).
В табл. 7.1.1 приведены данные по ВВП США, Еврозоны, Германии, Японии и Великобритании за 2003 г. и прогнозное значение на 2004 г.
Таблица 7.1.1
Данные по ВВП США, Еврозоны, Германии, Японии и Великобритании
2003 GDP Final | 1Q03 | 2Q03 | 3Q03 | 4Q03 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 2004 Forecast |
USY/Y | +2,0 | +3.1 | +8.2 | +4.1 | +3,1 | +2.2 | +0.5 | +3.7 | +4.0 |
EUR-zone Y/Y | +0,7 | +0,1 | +0.3 | +0.6 | +0,4 | +0,9 | +1,6 | +3.4 | +1,6 |
EUR-zone Q/Q | | -0.1 | +0.4 | +0,3 | | | | | |
Germany Y/Y | +0.4 | -0.7 | -0.2 | +0.2 | -0,1 | +0.2 | +0,8 | +3,0 | +0,5 |
Germany Q/Q | -0.2 | -0.2 | +0.2 | +0.2 | | | | | |
Japan Y/Y | +3.9 | +1.4 | +4,0 | +7.0 | +2,0 | +1.2 | -0.7 | +3.2 | +2.0 |
UK Y/Y | +1.9 | +2.1 | +2.1 | +2.8 | +2,3 | +1.7 | +2.3 | +3,0 | +2.7 |
7.2. Инфляционные показатели
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин «инфляция» (от лат. inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX веке после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х гг.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
7.2.1. Виды инфляции
Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов. В последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической, постоянным фактором воспроизводственного процесса.
Инфляция может протекать умеренно, быть ползучей, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Экономическая теория рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя бйльшин-ство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен. Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33 000%. В России максимальный рост цен пришелся на 1992 г., темпы инфляции за этот период составили 2600% в год.
И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции рост цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефицитах и очередях.
Инфляция может быть сбалансированной, т. е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.
7.2.2. Типы инфляции
В теориях, разрабатываемых западными экономистами, вьщеляются в качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.
Инфляция спроса (demand-pull inflation) означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100%-ной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы). Вследствие этого в обращении возникает избыток денеГ по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Иными
словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен.
Инфляция издержек (cost-push inflation) означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Инфляция может таюре возникнуть в результате уменьшения совокупного предложения.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.
7.2.3. Измерение инфляции
Основными показателями, используемыми для оценки и измерения инфляции, являются:
•индекс потребительских цен - Consumer Price Index, CPI;
•индекс производственных цен - Producer Price Index, PPL
CPI - Индекс потребительских цен
Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) - основной показатель инфляции, он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т. д.). Включает в себя импортнью товары, услуги и налоги. Бюро
по учету занятости ежемесячно выясняет цену базовой потребительской корзины. Выбор состава потребительской корзины является непростой задачей и основывается на специальных статистических исследованиях, nocKCibKy он должен отражать типичный для данной страны состав потребляемых благ, изменение цен на которые действительно объективно показывало бы направление происходящих экономических процессов. В США статистика охватывает 19 ООО розничных торговых фирм и 57 ООО домашних хозяйств в качестве представительной выборки из примерно 80% населения страны. В составе потребительской корзины 44,1% представляют товары, а 55,9% - услуги. Данные собираются в 85 городах по всей стране и усредняются в соответствии с их относительной важностью. Для определения состава корзины и относительных весов Бюро статистики труда США (BLS) проводит раз в 10 лет исследование структуры расходов населения. Отметим, что CPI не учитывает тенденцию потребителей покупать более дешевые товары фирм, менее известных, чем те, цены которых в нем учитываются. Кроме того, он исходит из заявленных цен и игнорирует всевозможные скидки. Влияние этих факторов оценивается в 0,5-1,5%. Кроме этого, в нем не учитывается быстро улучшающееся со временем качество товаров и услуг.
В США показатель выходит в двух видах:
•CPI-U - более глубокий, так как оценивает влияние инфляции на все слои населения, в том числе безработных и пенсионеров;
•CPI-W - охватывает только наемных рабочих и канцелярских служащих.
Ввиду того, что цены на продукты питания и энергоносители подвержены наибольшим изменениям, отдельно также поставляется индикатор CoreCPI, в котором из состава корзины исключены продукты питания и источники энергии (CPI ЕХ FOOD & ENERGY).
Считается, что недостатком данного индекса является то, что он несколько завышает показатель инфляции из-за того, что не учитывает условий поставки; используется фиксированная корзина, не включающая изменения цены новых товаров и услуг. Тем не менее большинство экономистов использует CPI в качестве показателя инфляции и для прогнозирования движения цен (рис. 7.2.1).