назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]


26

номинальном виде (в текущих ценах), так и в ценах фиксированного периода (реальный ВВП, Real GDP).

GDP Advance - валовой внутренний продукт (ВВП) - предварительное значение. Этот индикатор является первой ступенью трех уровней данных о ВВП, которые публикуются каждый квартал. Они выходят в следующей последовательности: Advance - Provisional (Revised) - Final.

Публикуется: 16:30 MCK, в первый месяц квартала, следующего за отчетным, последняя пятница месяца.

GDP Provisional (Revised) - валовой внутренний продукт (ВВП) - пересмотренное значение. Представляет сбой обновленное (пересмотренное) «предварительное значение» ВВП (Advance).

Публикуется: 16:30 МСК, во второй месяц квартала, следующего за отчетным, последняя среда месяца.

10 8 6 4 2 О -2

gdp growth

Annualized Percentage Change (GDPH)

!

~i-----

»

>

1.0

2000 2001 2002 2003 2004

Рис. 7.1.2. GDP (США) Источник: http: www.ny.frb.org/research/directors charts/i-us1chart.pdf

GDP Final - валовой внутренний продукт (ВВП) - окончательное значение. Это обновление «пересмотренного значения» ВВП (Provisional). Чаще всего отличия между ним и «пересмотренным значением» минимальные.

Публикуется: 16:30 МСК, в третьем месяце квартала, следующего за отчетным, последняя среда месяца.

Источник: и. S. Bureau of Economic Analysis

(http: www.bea.doc. gov/bea/dnl.htm).

В табл. 7.1.1 приведены данные по ВВП США, Еврозоны, Германии, Японии и Великобритании за 2003 г. и прогнозное значение на 2004 г.

Таблица 7.1.1

Данные по ВВП США, Еврозоны, Германии, Японии и Великобритании

2003 GDP Final

1Q03

2Q03

3Q03

4Q03

2003

2002

2001

2000

2004 Forecast

USY/Y

+2,0

+3.1

+8.2

+4.1

+3,1

+2.2

+0.5

+3.7

+4.0

EUR-zone Y/Y

+0,7

+0,1

+0.3

+0.6

+0,4

+0,9

+1,6

+3.4

+1,6

EUR-zone Q/Q

-0.1

+0.4

+0,3

Germany Y/Y

+0.4

-0.7

-0.2

+0.2

-0,1

+0.2

+0,8

+3,0

+0,5

Germany Q/Q

-0.2

-0.2

+0.2

+0.2

Japan Y/Y

+3.9

+1.4

+4,0

+7.0

+2,0

+1.2

-0.7

+3.2

+2.0

UK Y/Y

+1.9

+2.1

+2.1

+2.8

+2,3

+1.7

+2.3

+3,0

+2.7

7.2. Инфляционные показатели

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин «инфляция» (от лат. inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX веке после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х гг.



Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

7.2.1. Виды инфляции

Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов. В последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической, постоянным фактором воспроизводственного процесса.

Инфляция может протекать умеренно, быть ползучей, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Экономическая теория рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя бйльшин-ство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.

Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен. Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33 000%. В России максимальный рост цен пришелся на 1992 г., темпы инфляции за этот период составили 2600% в год.

И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции рост цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефицитах и очередях.

Инфляция может быть сбалансированной, т. е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.

Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

7.2.2. Типы инфляции

В теориях, разрабатываемых западными экономистами, вьщеляются в качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.

Инфляция спроса (demand-pull inflation) означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100%-ной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы). Вследствие этого в обращении возникает избыток денеГ по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Иными



словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен.

Инфляция издержек (cost-push inflation) означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Инфляция может таюре возникнуть в результате уменьшения совокупного предложения.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.

7.2.3. Измерение инфляции

Основными показателями, используемыми для оценки и измерения инфляции, являются:

•индекс потребительских цен - Consumer Price Index, CPI;

•индекс производственных цен - Producer Price Index, PPL

CPI - Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) - основной показатель инфляции, он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т. д.). Включает в себя импортнью товары, услуги и налоги. Бюро

по учету занятости ежемесячно выясняет цену базовой потребительской корзины. Выбор состава потребительской корзины является непростой задачей и основывается на специальных статистических исследованиях, nocKCibKy он должен отражать типичный для данной страны состав потребляемых благ, изменение цен на которые действительно объективно показывало бы направление происходящих экономических процессов. В США статистика охватывает 19 ООО розничных торговых фирм и 57 ООО домашних хозяйств в качестве представительной выборки из примерно 80% населения страны. В составе потребительской корзины 44,1% представляют товары, а 55,9% - услуги. Данные собираются в 85 городах по всей стране и усредняются в соответствии с их относительной важностью. Для определения состава корзины и относительных весов Бюро статистики труда США (BLS) проводит раз в 10 лет исследование структуры расходов населения. Отметим, что CPI не учитывает тенденцию потребителей покупать более дешевые товары фирм, менее известных, чем те, цены которых в нем учитываются. Кроме того, он исходит из заявленных цен и игнорирует всевозможные скидки. Влияние этих факторов оценивается в 0,5-1,5%. Кроме этого, в нем не учитывается быстро улучшающееся со временем качество товаров и услуг.

В США показатель выходит в двух видах:

•CPI-U - более глубокий, так как оценивает влияние инфляции на все слои населения, в том числе безработных и пенсионеров;

•CPI-W - охватывает только наемных рабочих и канцелярских служащих.

Ввиду того, что цены на продукты питания и энергоносители подвержены наибольшим изменениям, отдельно также поставляется индикатор CoreCPI, в котором из состава корзины исключены продукты питания и источники энергии (CPI ЕХ FOOD & ENERGY).

Считается, что недостатком данного индекса является то, что он несколько завышает показатель инфляции из-за того, что не учитывает условий поставки; используется фиксированная корзина, не включающая изменения цены новых товаров и услуг. Тем не менее большинство экономистов использует CPI в качестве показателя инфляции и для прогнозирования движения цен (рис. 7.2.1).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]