назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]


2

режима валютного курса (плавающий, фиксированный, смешанный) и многовалютный стандарт. Многовалютный стандарт предполагает возможность выбора формы международной ликвидности. По классификации МВФ страна может выбрать один из трех видов валютного курса:

•фиксированный;

•плавающий;

•смешанный.

Основной объем работы на рынке FOREX приходится на валюты, которые находятся в свободном плавании (floating rates), т. е. обменный курс определяется балансом спроса/предложения на данную валюту. Безусловно, плавание происходит под контролем Центрального банка, основной задачей которого является обеспечение стабильности национальной валюты.

Плавающие курсы привлекли профессиональных биржевиков, что еще больше усилило курсовые колебания и сделало валютный рынок еще более привлекательным (чем больше волатильность, тем больше потенциальный доход). Так появилась новая профессия - валютный спекулянт или, если вам так больше нравится, валютный арбитражер.

Справка: арбитраж (он же спекуляция) подразделяют на две категории - пространственный и временной.

•Пространственный арбитраж предполагает проведение спекулятивных сделок в один момент времени с разными контрагентами. Прибыль получается за счет разницы валютных курсов. Например: одномоментно дилер купил у Лондонского банка фунты по курсу 1,7235 и продал Дрезденскому банку по 1,7237. Однако с появлением современных средств связи этот вид арбитража утратил свое значение.

•Временной арбитраж предполагает разрыв во времени совершения сделок по открытию и закрытию позиции по изменившемуся курсу. Данный вид арбитража в международной практике носит название трейдинга (trading).

Например: 8 декабря трейдер купил евро против доллара по курсу 1,2105, а 9 декабря закрыл позицию, т. е. продал евро за доллары по курсу 1,2150.

2.1.4. Европейская валютная система

Европейская валютная система прошла в своем развитии три основных этаца.

1.Подготовительный - с начала 1950-х до 1978 г.

2.Период действия денежно-кредитной системы на базе ECU (European Currency Unit) и поддержания валютного коридора - 1978-1999 гг.

3.Введение единой европейской валюты евро (EUR).

Сама по себе идея общеевропейской интеграции была оформлена Римским договором, по которому создавалась общеевропейская экономическая структура, часто называемая «Общим рынком», а более официально - Европейским Экономическим Сообществом. Тогда еще не велась речь о введении единой валюты - для этого шага еще не наступил момент. Целью существования ЕЭС являлось повышение уровня экономического развития его участников и объединения их в единое экономическое пространство.

Вначале в состав ЕЭС входили 6 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Позже, в 1973 г., к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия; затем, в 1981 г., - Греция, а в 1986 г. - Испания и Португалия.

К началу 90-х стало возможным констатировать, что ЕЭС свои функции выполнило и должно продолжить свою работу. Параллельно ЕЭС на территории Европы работали «по частным вопросам» Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом), также, безусловно, внесшие значительный вклад в процесс интеграции. В 1986 г. был принят Единый европейский акт, провозглашавший стремление к созданию Европейского Союза.

Договор о Евросоюзе был подписан в Маастрихте (Голландия) в феврале 1992 г. министрами иностранных дел и финансов 12 стран. Он вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Участниками договора стали: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Чуть позже, в 1994 г., в состав участников ЕС вступили Австрия, Финляндия и Швеция.



По договору о создании ЕС входящие в него страны брали на себя обязательства о проведении согласованных действий в таких сферах, как экономика, безопасность, внешняя политика, охрана окружающей среды и т. д. Также в договоре провозгалашалось существование единого европейского гражданства.

Договор о Евросоюзе стал чрезвычайно важным этапом в становлении Европейской валютной системы (ЕВС), хотя он, к счастью, и не предполагал насильственного перевода всех государств на единую валюту.

В рамках этого договора был утвержден временной график проведения мер для перехода к единой валюте:

•полная либерализация передвижения капиталов - 1993 г.;

•подготовка институциональной базы Валютного союза.

В мае 1998 г. был создан Европейский центральный банк.

Этот этап обозначил переход к единой денежно-кредитной политике и введение единой валюты.

Были выбраны 4 критерия, которым должны отвечать кандидаты на вступление в ЕВС.

1.Стабильность цен. Темпы роста цен страны за последние 12 месяцев до начала оценки этого показателя не должны превышать 1,5% темпов роста показателя для стран-членов с наиболее стабильными ценами.

2.Уровень процентных ставок. Ставки процента по долгосрочным государственным займам за 12 месяцев до начала проверки не должны превышать более чем на 2% ставки трех стран-членов с максимальной ценовой стабильностью.

3.Задолженность. Общий государственный долг страны не должен превышать 60%, а годовой дефицит бюджета - 3% валового внутреннего продукта (в розничных ценах).

4.Курс обмена. Валюта за 2 года до начала проверки критериев должна участвовать в механизме обмена по курсу, а рыночные колебания ее курса не должны выходить за рамки установленных границ.

Единая европейская валюта была введена в действие с 0:00 по европейскому времени 1 января 1999 г. и стала официальной валю-

той для 11 стран ЕС - Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции. Позже, в 2001 г., к зоне евро присоединилась Греция, став двенадцатой страной зоны евро. Национальные валюты стран - членов ЕВС подлежали изъятию из обращения.

В табл. 2.1.1 приведены обменные курсы национальных валют по отношению к евро.

Таблица 2.1.1

Обменные курсы национальных валют по отношению к EURO

Наименование валюты

Курс за 1 евро

Немецкая марка

1,95583

Французский франк

6,55957

Итальянская лира

1936,21

Испанская песета

166,386

Португальский эскудо

200,482

Финская марка

5,94573

Ирландский фунт

0,787564

Бельгийский/Люксембургский франк

40,3399

Голландский гульден

2,20371

Австрийский шиллинг

13,7603

Греческая драхма

340,750

Современный этап развития Европейской валютной системы связан, с одной стороны, с тем, что в зону евро не вошли Швеция, Дания и Великобритания, что подтверждает признание Европейским Союзом «права каждого своего члена на самоопределение». С другой стороны, о перспективах ЕВС говорит рост количества членов Европейского Союза (с 1 мая 2004 г. в ЕС втупили еще десять стран - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), и этот факт в итоге непременно приведет к расширению зоны евро.

Итак, впервые в истории мировых валют, в отличие от других современных валютных союзов (зоны доллара США, южноафриканского реала), где ключевым звеном является признание денежной единицы одного из участников в качестве лидирующей и применяется жесткая привязка к нему валют других членов зоны



(currency board), была создана принципиально новая денежная единица - евро, возникшая в результате длительных и трудных политических действий.

Перевод экономики на европейскую валюту знаменует создание важного формального основания для ускорения государственно-политической интеграции членов ЕС, движение к конфедеративному устройству Европы. Конечно, процесс этот непростой и потребует времени, он будет неравномерным, вероятно, будут повороты назад, естественно, что и условия подключения разных участников к европейской конфедерации окажутся разными. В любом случае важно то, что процесс интеграции в целом идет вперед.

Основные цели создания валютного союза и введения евро можно определить следующим:

•создание мощнейшего мирового экономического и финансового центра с ключевым инструментом евро (по плану создателей, EEC должна являться мощным стимулом, способствующим интеграции западноевропейских финансовых рынков; как результат - создание в Европе крупнейшего в мире финансового рынка);

•упрощенное проведение валютнообменных операций и международных расчетов (волатильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы вынуждала страны страховаться от обменных рисков);

•согласование экономических политик;

•создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики;

•усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

Как же развиваются события вокруг Европейского Союза в целом и Европейской валютной системы? Оказалось, что не все складывается так красиво, как казалось изначально.

Принятый накануне создания зоны евро Пакт стабильности является одним из основополагающих документов Евросоюза, требования которого обязаны выполнять, само собой, и все участники зоны евро. По условиям Пакта дефицит госбюджета не должен превышать 3% от ВВП. По правилам Евросоюза, нарушение этих показателей карается штрафом в размере 0,5% ВВП и прекращением

денежных вливаний из специального фонда, откуда идет финансирование отстающих стран ЕС.

Осенью 2003 г. в Евросоюзе разгорелся настоящий скандал по поводу целесообразности выполнения всех условий Пакта стабильности. Первой страной, посеявшей смуту в рядах Евросоюза, стала Португалия. В середине июля премьер-министр страны Дурау Бар-розу признал, что Португалия не соблюдает все требования Пакта стабильности. По итогам 2001 г. дефицит бюджета страны достиг 4,9%. Португалии грозили большие штрафы, но наказать Португалию Еврокомиссии не удалось. С Португалией оказались солидарны наиболее сильные в экономическом плане страны Евросоюза - Германия, Франция и Италия, которые заявили, что едва ли будут способны выполнить это решение, что Пакт стабильности не отвечает современной экономической ситуации. Строго говоря, их можно за это исключить из Евросоюза. Понимая абсурдность сложившейся ситуации, Романо Проди, Председатель Еврокомиссии в интервью французской газете «Monde» немедленно сообщил, что пакт «глуп, как любое прямолинейное решение».

Некоторые политики Германии, Франции и Италии сейчас открыто говорят о необходимости отмены пакта. Ряд государств «второго эшелона» ЕС уже заговорил о появлении в Евросоюзе двойных стандартов. Дело в том, что в сентябре Европейская комиссия предложила предоставить Германии, Франции и Италии дополнительное время для выравнивания своих бюджетов. При этом четыре месяца назад на саммите в Севилье 15 государств ЕС подписали соглашение об обязательстве решить все проблемы с национальными бюджетами до 2006 г. Ради этого небольшие страны ЕС были вынуждены предпринять ряд очень болезненных для экономики мер. Каково же было их изумление, когда оказалось, что «сильнейшие» получают от Еврокомиссии отсрочку еще на два года. Ситуация в Европейском Союзе осложняется и общим ухудшением экономического положения европейских государств. Отказ от пакта также не является выходом из положения. Он, несомненно, будет воспринят как отказ евро от определенного качественного стандарта. Однако его корректировка потребует согласия от всех стран Евросоюза. По мнению Проди, добиться «единогласно поддержки всех стран зоны евро практически невозможно».

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]