назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]


16

Однако, трейдеры осуществляют операции на рынке FOREX для того, чтобы заработать прибыль от курсовой разницы, а не для того, чтобы получить валютные средства в указанных объемах. В связи с этим возникает необходимость переноса открытой валютной позиции с одной даты валютирования на следующую.

Операция по переносу позиции называется SWAP TOM/NEXT (своп). Суть ее в том, что если на конец дня (21:00 GMT) трейдер не закрыл позицию, одномоментно заключаются две обратные сделки, из которых первая закрывает имеющуюся позицию на данную дату, а вторая одновременно открывает позицию в той же паре валют с тем же объемом на следующую дату. При переносе позиции, как правило, взимаются или начисляются небольшие суммы, выраженные в своп-пунктах. Фактически эта разница отражает процентный дифференциал учетных ставок валют, входящих в торговую пару. Если вы купили валюту, по которой учетная ставка выше, вы получите положительную своп-разницу, если продали - отрицательную. В нашем примере своп-разница будет положительной, так как ставка по USD составляет 1%, а по JPY - 0,1% (своп-разница приведена в табл. 4.5.2).

В данном случае курс на момент проведения свопа (21:00 GMT) составлял 107,64, в отчете трейдера эта операция будет выглядеть так, цак показано в табл. 4.5.3.

Таблица своп-разницы

Таблица 4.5.2

Инструмент

Своп-пункты Long

Своп-пункты Short

USD/CHF

-0.4

EUR/USD

-0,5

GBP/USD

-1.5

USD/JPY

-0.4

EUR/CHF

-0,9

EUR/GBP

-0,4

EUR/JPY

-0.8

USD/CAD

-0,7

GBP/JPY

-2,1

AUD/USD

-1.0

§ s

« о. a с о о с « о. о

а а.

О. s

со с

с- СО ОО

В- s

а> со

со о см

р Q.

п о с



4.6. Спрос и предложение

Спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. Этим понятиям следует уделить особое внимание, поскольку они помогают понять причины падения и роста цен на финансовые активы при увеличении предложения или сокращении спроса.

Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли.

Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, т. е. система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.

Спрос и предложение товаров являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения.

В рыночной экономике понятие спрос наряду с понятием предложение относится к числу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос» и «предложение», можно считать образованным экономистом.

Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за товар. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т. е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос - это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей.

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров (финансовых инструментов). Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т. п.

Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.

Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (Р) некоторой убывающей функцией Q = £>(Р) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса (рис. 4.6.1).

Необходимо помнить, что при переносе позиции со среды на четверг своп-разница будет взиматься или начисляться в тройном размере. Связано это с тем, что текущий валютный рынок работает на условиях спот (spot). Условия спот предполагают проведение расчетов по сделке на второй рабочий день после заключения сделки.

Например: сегодня, в понедельник 2 марта 2003 г., банк а заключил сделку с банком в на покупку 1 млн USD за JPY по курсу 108,00 на условиях спот. В среду 4 марта 2003 г. банк а переведет банку Б108 млн JPY, тот этим же днем поставит банку Л 1 млн USD.



Рис. 4.6.1. Кривая спроса

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками и предложены покупателям для покупки.

Если в случае с покупателями цена влияет на величину спроса на товар или услугу, то для продавцов она определяет величину предложения. Величиной предложения называется количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период.

Закон предложения состоит в следующем: чем выше цена, тем больше величина предложения; чем ниже цена, тем меньше величина предложения. Этот закон - следствие того, что любой продавец заинтересован в получении максимального дохода, соответственно, рост цены в данном случае подразумевает, что производить и продавать данный конкретный товар становится еще выгоднее.

Кривая предложения может быть схематично представлена графически так, как показано на рис. 4.6.2.

В условиях рыночной конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения регулирует цену до того момента, когда величины спроса и предложения совпадают и устанавливается «равновесная цена».

Равновесная цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, когда количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству,

Рис. 4.6.2. Кривая предложения

которое производители предлагают на рынке. Другими словами, равновесная цена - это цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.

Рыночное равновесие устанавливается на вполне определенный период времени, поскольку спрос и предложение в течение времени меняются. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены. Устойчивое равновесие устанавливается тогда, когда объем предложения приспосабливается к объему спроса, а цена приближается к равновесной цене. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие устанавливается как некоторое новое значение равновесной цены (рис. 4.6.3, D - спрос, а 5 - предложение).

В результате свободной конкуренции на рынке формируется определенный предел роста и снижения цен. Он выступает в виде цены спроса и цены предложения. Цена спроса - это та максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за товар, а цена предложения - это та минимальная цена, по которой продавец все еще согласен продавать свой товар, чтобы не понести убытка.

На существовании равновесной цены основан любой рынок - и валютный, и товарный, и фондовый. Каждый из них - сфера взаимодействия свободно конкурирующих продавцов и свободно приобретающих те или иные активы покупателей. Курс той или иной национальной валюты может резко упасть, если сильный маркет-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]