назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]


13

ми суммами квот и, соответственно, располагают «контрольным пакетом» в его руководящих органах. Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под профаммы укрепления финансово-экономического положения стран и имеют связанный характер, обусловленный выполнением требований специалистов МВФ. Фонд оказывает огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное влияние на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве.

4.3.2. Международный банк

реконструкции и развития (МБРР)

Важнейшим институтом регулирования международного движения капиталов является Международный банк реконструкции и развития, который входит в структуру Всемирного банка (http: lnwebl8.\vorldbank.org/eca/rus.ns0. МБРР основан в 1945 г. В состав входит 184 члена. Общая сумма кредитов, выданная МБРР за все время существования организации, - $371 млрд. Сумма кредитов в 2002 финансовом году $11,5 млрд (96 новых операций в 40 странах).

МБРР выступает в качестве межправительственной организации с местонахождением в Вашингтоне. Главное в работе банка - через предоставляемые долгосрочные кредиты банков содействовать развитию экономики своих членов. Банк получает средства как от основных взносов стран-членов, так и от выпуска облигаций, которые могут приобретать частные фирмы, различные учреждения, общественные и правительственные организации. В то же время МБРР предоставляет кредиты правительствам и частным фирмам, прежде всего в странах развивающегося мира. Подавляющая часть займов предоставляется на развитие инфраструктуры, энергетической базы, транспорта, промышленности и сельского хозяйства. В систему Всемирного банка также входят: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

4.3.3.Парижский клуб стран-кредиторов

Неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х гг. сменились активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ и МБРР и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

4.3.4.Лондонский клуб

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.

С середины 70-х гг. разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредит-ным проблемам.

4.3.5. Всемирная торговая организация (ВТО)

www. wto.ru

ВТО основана 1 января 1995 г., по состоянию на январь 2004 г. в состав входит 146 стран, бюджет организации составляет 134 млн швейцарских франков. Генеральный директор ВТО - Су-пачай Паничпакди (Supachai Panitchpakdi). Цели и принципы

Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участни-



ков организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отнощения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т. е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.

Важнейшими функциями ВТО являются:

•контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

•проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

•разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

•техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

•сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

•создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

•доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

•возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны - члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Страны - участники ВТО указаны в приложении 3.

4.3.6. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

ЕБРР официально открыт в апреле 1991 г. В нем участвуют 39 стран, включая все страны ЕС (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция), Комиссия ЕС и Европейский инвестиционный банк. Уставный капитал ЕБРР состав-



ляет 10 млрд экю (на 1 января 1993 г. 1 экю = 1,25 доллара США), причем вклад США равен 10%, Великобритании, Германии, Италии и Франции по 8,5%, остальных членов ЕС - от 0,2 до 3,4%, доля бывшего СССР - 6%, стран Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Югославия, Румыния) - 6%. Местопребывание банка - Лондон, где происходят заседания Совета управляющих (представлены все страны) и Совета директоров (23 члена). Цель ЕБРР - способствовать становлению рыночной экономики и демократии в Восточной Европе. Банк предоставляет займы как частным, так и государственным структурам на нужды развития экономики. При этом 60% средств должны направляться в частный сектор и 40% - в государственный.

ЕБРР работает исключительно на коммерческих началах и благотворительностью не занимается. Он выдает только целевые кредиты под конкретные проекты. Кроме предоставления целевых кредитов ЕБРР осуществляет прямые инвестиции, а также оказывает техническую помощь. Это и предоставление консультаций, и проведение различных курсов обучения банкиров и менеджеров, и помощь в организации систем распределения продовольствия. Причем банк специальными деньгами для оказания технической помощи не располагает, а привлекает для этого другие ресурсы, в том числе из созданных в странах ЕС специальных фондов.

ЕБРР выступает за создание нового банка, который финансировал бы экспорт товаров восточноевропейских стран в СНГ. ЕБРР организует курсы для банкиров из бывшего СССР. Идет работа над программой поддержки российских фондовых бирж. Коммерческим подразделением ЕБРР готовится более ста конкретных программ для СНГ с предполагаемым участием банка.

4.3.7. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

Специализированная финансово-кредитная организация ЕЭС, созданная в 1958 г. В настоящее время членами ЕИБ являются все 12 стран - участниц ЕС и ассоциированных государств. Уставный капитал образуется из взносов стран-членов. Привлекаемые

средства банка образуются путем выпуска облигационных займов на международном денежном рынке, а также на национальных денежных рынках стран - членов ЕИБ и других стран. ЕИБ представляет обычные кредиты на рентабельные проекты (по процентным ставкам, существующим на международном денежном рынке) и льготные - на малорентабельные проекты. Первые предназначены главным образом странам - членам ЕС, вторые - ассоциированным государствам и идут преимущественно на развитие инфраструктуры.

Обычные кредиты предоставляются для финансирования промышленных объектов на срок от 7 до 12 лет и на объекты инфраструктуры - до 20 лет, льготные - на срок до 40 лет. Преобладают кредиты на региональное развитие менее развитых районов (70%). Уставный капитал банка - 28,8 млрд экю, объем предоставленных кредитов - 12,246 млрд экю, (в рамках сообщества - 11,634 млрд экю). Руководящими и административными органами ЕИБ являются Совет управляющих. Директорат и Правление. Местопребывание ЕИБ - Люксембург.

4.4. Виды процентных ставок

Существует два основных способа расчета платы за использование денежных ресурсов.

Процентная ставка (Interest Rates) по кредитам - это плата за кредит в процентном выражении в расчете на один год, процент выплачивается при возврате кредита.

Пример. Предоставлен кредит на сумму $100 ООО под 5% годовых, срок кредита 1 год. Через год возврату подлежит $105 ООО, в том числе: $100 ООО - основная сумма кредита и $5000 - проценты за пользование кредитом.

Дисконтная ставка (Discount Rate) - это тоже стоимость кредита, но в данном случае размер выданного кредита уменьшается на процент дисконта.

Пример. Предоставлен кредит $100 ООО, дисконт составляет 10%, срок кредита 1 год. На момент выдачи сумма кредита с учетом дисконта составит $90 ООО. Через год возврату подлежит $100 ООО.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [ 13 ] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]