ему 52% своей компании, чтобы закончить, работая на него в компании, которую сам же основал. Но таковы были его условия. Я не виню Марка и теперь, оглядываясь назад, думаю, что, возможно, мне и следовало принять его предложение. При том, что я знаю сегодня и как мало я знал тогда, если бы сейчас я был на месте Марка, то предложил бы такие же условия. Я думаю, он вообще ничего не стал бы мне предлагать, если бы не уважение к моему богатому папе. Я был новоиспеченным бизнесменом, причем удачливо некомпетентным. Я говорю "удачливо некомпетентным", потому что у меня была растущая компания, но я не мог управлять ее ростом.
Хотя Марк и проявлял жесткость, он был мне симпатичен, и я ему, похоже, тоже. Мы договорились встречаться регулярно, и он согласился давать мне бесплатные советы по мере роста моего бизнеса. Его советы, может, и были бесплатны, но они были всегда суровы. В конце концов он стал больше мне доверять по мере того, как расширялись мои познания и понимание бизнеса. Я даже успел короткое время поработать с ним над одной нефтяной компанией, которую он выводил на открытый фондовый рынок. Она была похожа на нефтяную компанию, над которой я работаю сегодня. Тогда, в 1978 году, работая с ним над той нефтяной компанией, я впервые почувствовал, насколько это захватывающий процесс - работать над IPO.
Во время одного моего обеда с ним он сказал об 1Р0-бнз-несе кое-что, чего я никогда не забываю: "Новые эмиссии и рьшок IPO - это как и любой другой рьшок. Он всегда ищет вкус сезона".
Марк имел в виду то, что в разное время фондовый рьшок отдает предпочтение разным видам бизнеса. Он продолжал свою мысль: "Если хочешь стать очень богатым, часть твоей стратегии как владельца бизнеса должна заключаться в том, чтобы создать компанию, которая нужна рьшку, прежде, чем рынок ее захочет".
Дальше Марк пояснил, что история делает знаменитым самого первого, у кого есть тот бизнес, который становится вкусом сезона. Он сказал, что изобретения, такие как телевидение, создавали новых миллионеров так же, как нефть и гв-
отстал от жизниъ 35 лет
я не работал с Марком с 1978 года. Как он и предсказывал, мои успехи в бизнесе стали блекнуть, и у меня начались многочисленные внутренние проблемы в компании. В результате я должен был все свое внимание уделять своему бизнесу.
томобили создавали миллиардеров в начале нашего века. Концепция Марка о последовательных этапах в богатстве согласуется с тем, что мы видим в сокращенном списке из журнала "Forbes":
1.1900 год - Эндрю Карнеги сколотил себе состояние
на стали - 475 миллионов долларов.
2.1910 год - Джон Д. Рокфеллер стап миллиардером
на нефти - 1,4 миллиарда долларов.
3.1920 год - Генри Форд стал миллиардером в автомо-
бильной промышленности - 1 миллиард долларов.
4.1930 год - Джон Дорранс Стал миллионером благода-
ря суповому концентрату "Campbells Soup" - 115 миллионов, долларов.
5.1940 год - Говард Хьюз стал миллиардером за счет
контрактов на военные самолеты, на станках и кинофильмах - 1,5 миллиарда долларов.
6.1950 год - Артур Дэвис стал миллионером на алюми-
нии - 400 миллионов долларов.
7.1960 год - Росс Перо основал "EDS Electronic Data
Systems" (1962) - 3,8 миллиардов долларов.
8.1970 год - Сэм Уолтон вывел на фондовый рынок
гигантскую сеть магазинов Уол-Март (1970) - 22 миллиарда долларов.
9.1980 год - Рон Перельман сделал себе состояние
как делец на Уолл-стрит - 3,8 миллиарда долларов.
10.1990 год - Джерри Янг стал соучредителем
"Yahoo!" - 3,7 миллиарда долларов.
а не тратить время на то, чтобы выводить на фондовые рынки чужие компании. Но я никогда не забываю того урока о бизнесе, который называется "Вкус сезона". Упорно продолжая набираться опыта в важнейших аспектах бизнеса, я часто думаю над тем, каким будет следующий вкус сезона.
В 1985 году я остановился возле военно-морской базы Кэмп-Пендельтон, штат Калифорния, где мы размещались в 1971 году непосредственно перед отправкой во Вьетнам. Мой друг Джеймс Тредуэлл, с которым мы вместе служили пилотами, теперь был командиром эскадрильи на этой базе. Я показал Ким эскадрилью, в которой мы с Джимом служили пилотами 14 лет назад. Когда мы шли по летному полю, Джим показал Ким машину, которая выглядела точно так же, как те, на которых мы с ним летали во Вьетнаме. Открыв кабину, он сказал: "Мы с тобой отстали. Мы не можем летать на этих машинах".
Он сказал это потому, что приборы и пульты управления теперь были полностью электронными и видеоориентированными. Джим продолжал: "Эти новые пилоты выросли в видеоаркадах. А мы с тобой выросли за детским бильярдом. У нас мозги не такие, как у них. Вот почему они летают, а я сижу за столом в кабинете. Как пилот я устарел".
Я хорошо помню тот день, потому что сам вдруг почувствовал, что отстал, стал старым в свои 37 лет. Помню, как я тогда подумал о своем отце, который отстал от жизни, когда ему было 50. В тот день я ясно осознал, как быстро все меняется в жизни. Я понял также, что если сам не буду меняться так же быстро, то буду отставать все больше и больше.
Сегодня я работаю с Питером, продолжая свое образование в области IPO- и ВК-бизнеса. Я делаю бумажные деньги, потому что приобретаю бумажные активы. Однако самое важное при этом то, что я приобретаю опыт в области рынков капитала. Хотя я работаю с компаниями, специализирующимися на нефти, газе и драгоценных металлах - области, которая бьша вкусом сезона 20-30 лет назад, - мой мозг пытается вырваться вперед и выяснить, какими будут следующие передовые рубежи бизнеса. Я хочу знать, каким будет следующий вкус сезона и стану ли я частью следующего взрыва богатства. Кто знает! Сегодня мне 52. Полковнику