|
|
| Стоимость инвестиций на 31.12.60 г. | Рыночная стоимость на 31.12.90 г. | Дивиденд, выплаченный в 1990 г. |
Merck General Mills P&G | 1000 1000 1000 | 41 420 24 575 10 320 | 894 609 222 |
Итого: | 3000 | 76 315 | 1725* |
* 58% первоначальных инвестиций.
Этот пример из реальной жизни еще раз демонстрирует значение накопленной стоимости, о котором уже упоминалось ранее. С 1960 г. рыночная стоимость этого небольшого портфеля в среднем увеличивалась на 11,5% в год, не считая дивидендов. Разница в рыночной стоимости между Merck и Procter & Gamble сложилась за счет более быстрого роста рыночного курса акций Merck (около 13% в тод) по сравнению с акциями Procter & Gamble (около 8%). Почему? В течение всего этого периода прибыль Merck в расчете на акцию увеличивалась на 14,8% в год, в то время как ежегодный рост прибыли на акцию Procter & Gamble в среднем составлял 9,5%.
Сколько будет стоить этот портфель в 2000 г.? Никто не сможет предсказать точную цифру наверняка, но если прибыль и дивиденды этих трех компаний будут по-прежнему расти достаточно высокими темпами, стоимость портфеля, вероятно, существенно увеличится. Очевидно, по мере расширения компаний темпы их роста замедляются. Тем не менее даже при 7%-ном темпе роста совокупный годовой денежный дивиденд от этого портфеля превысит первоначальные инвестиции уже к концу нынешнего десятилетия.
На следующей странице приведен классический пример анализа двух очень схожих компаний, действующих одновременно в одной и той же отрасли. Инвестору важно получить масштабную картину финансового состояния компаний и выяснить, как ведут себя два главных показателя - рентабельность и рост стоимости акций. Тенденция к повышению рентабельности компании может способствовать заметному увеличению доходности инвестиций в ее акции.
В 1960-х годах компания Air Products проводила более агрессивную политику роста, чем Airco. Важность как внутреннего, так и внешнего финансирования в этом примере абсолютно очевидна.
Для финансирования долгосрочных контрактов на продажу газа Air Products подкрепляла эффект увеличения рентабельности и высокого коэффициента удержания прибыли привлечением дополнительных заемных средств. Такая стратегия позволила компании в 1965-1975 гг. добиться выдающегося роста, который, в свою очередь, обеспечил ее акционерам высокую доходность вложенных средств. Такой анализ необходимо проводить регулярно, поскольку тенденция движения прибыли и других показателей может измениться в любой момент.
Этот анализ и другой опыт сравнения компаний свидетельствуют о том, что преуспевающие растущие компании имеют ряд общих признаков. Поэтому инвестору в акции «роста» при самостоятельном изучении следует остановить свой выбор на компании, которая:
• производит товары или услуги, пользующиеся устойчивым спросом и приносящие прибыль, достаточную для финансирования ее дальнейшего роста главным образом или
Air Products в сравнении с Airco Inc.
Airco Inc. (ранее Air Reduction Co.) Объем Норма опера-продаж ционной при-(в млн дол.) были (в %) | Чистая прибыль (в млн дол. | Долгосроч-ный долг ) (в млн дол.) | Доходность капитала (в %) | Прибыль на акцию (вдол.) | Средний рост прибыли на акцию за 10 лет (в %) | Дивиденд на акцию (вдол.) |
1965 г. 376,8 12,8 25,7 124,6 1975 г. 765,7 12,1 42,7 187,7 Доходность инвестиций за 10 лет (1965-1975 гг.) = 25% | 12,6 14,0 | 2,50 3,76 | 4,5 4,2 | 1,25 0,95 |
|
Air Products & Chemicals Объем Норма опера-продаж ционной при-(вмлндол.) были (в %) | Чистая прибыль (в млн дол. | Долгосрочный долг ) (в млн дол.) | Доходность капитала (в %) | Прибыль на акцию (вдол.) | Средний рост прибыли на акцию за 10 лет (в %) | Дивиденд на акцию (вдол.) |
1965г. 121,1 13,7 1975 г. 699,0 17,0 Доходность инвестиций за 10 . | 7,4 54,2 пет (1965- | 94,0 11,0 184,1 19,7 1975 гг.) = -t- 328% | 0,70 4,02 | 12,4 19,1 | 0,04 0,20 |
Примечание. Для сопоставимости показатели в расчете на акцию скорректированы с учетом дробления акций и выплаты дивидендов ценными бумагами.