назад Оглавление вперед


[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37]


1

штрихо». Высокие штрихи - самое время снимать прибыль. Открьи$ать сделки, когда рынок взлетает или обламывается - все равно что прыгать на подножку поезда, когда он уже тронулся. Лучше подождать следующего.

Японские свечи (Japanese Candlesticks)

Графики типа «свечи» (eandlcstick charts) японские торговцы рисом нам;ыи использовать еще за два столетия до появления в Америке первых Г1)аф11Ков. Их графики состоят из «свечей» с фитилями на обоих концах. Каждая свеча отражает интервал между курсами открытия и закрытия. Если рынок закрылся выше, чем открылся, то свеча - белого цвета, а если ниже, то черного.

Ко}1чик верхнего фитиля - это высшая цена данного дня, а кончик нижнего - низшая. Как пишет Ст]Ш Ннсон (Steve Nisoii) в книге «Методика графиков "японская свеча"» (Japanese Candlestick Charting Techniques), японцы не придают особого знамения максимумам и минимумам, сосредоточиваясь на соотношении между курсами открытия и закрытия, а также на конфигурациях нз нескольких свечей.

Главное преимущество графиков «евеча» в том, что они ярко отражают борьбу между дилетантами, опрсделяющи.ми стартовую цену, и профеесион;и1ами, определяющими конечную цену. Однако большинство епециа,чмстов по этим графикам теряют на том, что не пользуются многочисленными приемами западных аналитиков. Так, они не обращаются к объему сделок, скользящим средним (moving averages) и техническим индикаторам.

Рыночный профиль (Market Profile)

Этот график отражает игру на повышение или на понижение и позволяет проследить скупку (accunwlation) и распродажу (distribution) и течение каждого получасового периода. Методику его построения разработ;и] Дж.Питер Стей-длмайер. Для получения рыночного профиля необходимо располагать данными а режиме реального времени (real-time data) - т.е. наблюдать за непрерывным потоком котировок в течение дня. Каждые полчаса периода обозначакугся одной из букв алфавита, и цены, устаношюнныс в течение этого получаса, отмечаются соответствующей буквой на графике.

По мерс изменения курса на экране появляется нее больше буки, образующих гауссову кргн5ую (bcll-slnipcd сипе).

При образошшии тенденции кривая про<)иля становится удлиненной. Иногда профиль сочетают е банком данных по ликвидности. Такой график позволяет проследить объем сделок, которые в течение дня еовсршают различные группы: биржевики на площадке, коммерческие фирмы и обыкновенная клиентура.

Теории «бирЛа знает все», «случайность цен» и «закон природы»

Теория «биржа знает все» (Efficient Market theory) - это устоявшееся мнение, будто биржу никому не переиграть, ибо каждая цена отражает всю имеющукюя информацию. Уоррен Баффит (Warren Buffet) - человек, сделавший миллиарды на бирже, - заметил однажды: «Надо же: под влиянием общепринятых канонов многие уверовали, что Земля плоская. Вкладывать деньги в биржу, игроки которой уверены, что она знает нее, - это как сражаться в бридж с соперником, который уверен, что при игре не стоит смотреть в выпавшие ему карты».

Слабость теории «биржа знает вес» в том, что она приравнивает знание к действию. Биржа может знать все, но даже знающие и опытные игроки нередко действуют неразумно из-за эмоционального влияния толпы, подталкишющей их в другую сторону. Умелый аналитик с помощью графиков может выявить повторяющиеся модели поведения толпы и обратить их себе на пользу.

«Случайность цен» (Random Walk theory), или произвольные изменения, - вот общая биржевая картина цен, утверждают апологеты этой теории. Естественно, в действиях биржевой толпы - как всякого столпотворения - немало случайного. Проницательный наблюдатель может выявить повторяющиеся, модели поведения толпы и на их оенове сделать ставку на сохранение или разворот тенденции.

Человеку дана память. В памяти игроков - прежние курсы биржи, и это влияет на их сегоднящние решения о купле и продаже. Благодаря памяти существуют явления поддержки (support) - биржевого пола цен - и сопротивления (resistance), или их биржевого потолка. Однако теоретики «случайности цен» не понимают, что память о прошлом влияет на поведение человека в настоящем.

Как указал Милтон Фридман (Milton Friedman), в ценах заложена информация о спросе и предложении. Участники биржевой игры использукуг эту информацию для принятия



решений о купле и продаже. Даже домохозяйки приобретактг больше товара на распродаже и меньше, когда цены на него высоки. На финансовой бирже игроки не уступают им в практичности. При низких ценах активизируются скупщики дешевизны (bargain hunters). Дефицит товаров поначалу может вызвать вспышку купли, но со временем высокие цены подавляют ее.

«Закон природы» (Natures Law theory) - это идея, а скорее вера горстки мистиков, которые противостоят на финансовых биржах приверженцам «случайности цен». По утверждению мистиков, биржа живет идеально упорядоченной жизнью, подчиняясь непреложным законам природы с точностью часового механизма. Кстати, свою последнюю книгу Р.Н.Эллиотт так и озаглавил: «Закон природы».(Natures Law).

Люди, верящие в «идеальный порядок», тяготеют к астрологии, пытаясь нащупать связь между ценами и движениями планет. Большинство мистиков помалкивают о своем астрологическом пристрастии, но вызвать их на разговор - дело нетрудное. Если вам доведется услышать от какого-нибудь биржевика об естественном упорядочении биржи, задайте ему два-три вопроса об астрологии. Вот увидите: он не преминет поговорить о звездах, забыв на время про свой молчок.

Тот, кто верит в идеальное упорядочение, думает, что взлеты и падения курса можно прогнозировать надолго вперед. Мистицизм - это почва для колоссального рекламного трюка, рассчитанного в основном на дилетантов, которые обожают прогнозы. Мистицизм помогает сбывать книги по биржевой игре, программы и информационные бюллетени.

Мистиков, толкователей «случайности цен» и теоретиков концепции «биржа знает вес» объединяет одно: они одинаково отчуждены от биржевой действительности. Экстремисты спорят друг с другом, но мыслят одинаково.

19. ПОААЕРЖКА И СОПРОТИВЛЕНИЕ

Мячик падает на пол - и подпрыгивает. Ударившись о потолок, он падает. Поддержка и сопротивление - это биржевые пол и потолок, а между ними - цены. Знать, что такое поддержка и сопротивление, важно для оценки тенденций на графиках цен. По их силе можно прикинуть шансы либо продолжения, либо разворота тенденции.

Поддержка - это уровень цен, при котором энергичная

купля может приостановить или развернуть тенденцию к понижению. Достигнув уровня поддержки, цены взмывают, как ныряльщик, достигший и оттолкнувшийся от дна. На графиках уровень поддержки представлен горизонтальной или почти горизонтальной линией, соединяющей несколько донышек (рис. 19-1).

Сопротивление - это уровень цен, при котором активность продажи может приостановить или развернуть тенденцию к повышению. Ударившись о сопротивление, цены перестают повышаться, а то и падают, как человек, который, влезая на дерево, ударился головой о толстый сук. На графиках уровень сопротивления представлен горизонтальной или почти горизонтальной чертой, соединяющей несколько гребней.

Горизонтали поддержки и сопротивления лучше проводить не через крайние ценовые точки (extreme prices), а по краям зон плотной штриховки (congestion areas). Эти края показывают изменения в настрое биржевиков, в то время как абсолютные максимумы и минимумы отражают лишь моменты паники среди самых слабых игроков.

Слабая поддержка или сопротивление лишь приостанавливают развитие тенденции, в то время как сильные способны их развернуть. Биржевики покупают на уровнях поддержки, а продают на уровнях сопротивления, благодаря чему выгодность этих сделок становится, как говорят в Америке, самоисполняющимся предсказанием* (self-fulfilling prophecy).

Память, боль и сожаления

Поддержка и сопротивление обязаны своим существованием прошлому опыту людей, запечатленному в их памяти. Память о прошлых разворотах на данном уровне побуждает биржевиков совершать куплю или продажу. Их массовые действия и создают поддержку и сопротивление.

Помня о том, что цены, достигнув определенного уровня, перестали снижаться и пошли вверх, биржевики, вероятно, займутся куплей, когда цены вновь понизятся до этого уровня. Помня о том, что рынок, поднявшись на определенный гребень, развернулся, биржевики будут склонны продавать и играть на понижение, когда цены вновь приблизятся к такому гребню.

* предсказание сбывается оттого, что Jпoди ведут себя так, как будто viicpciii.i, что оно сбудется.



Английский фунт стерлингов

поддержка

зоны поддержки и потфотиипемия нсрпдко мо11Пк>1С11 ро/»ши

} сопротипленис;

сотфотиилепие

r,wwn П*

илепие.!.

поддпржка Л

19( 192 187 183 178 174 169 1(5

март

апреяь

август

Рис. 19-1. Поддержка и сот1роти15лсиис

Горизопта1П,пыс линии следует проводить через верхний и нижний края зон плотной пприхопки. Нижняя линия - это но;шержка: уровень, нри котором покуиаташ превосходят силой продавцов. Верхняя линия - соирсяивлепие: продавцы превосходят силой покупателей. Зоны поддержки и сопроти1шепия зачастую меняются ролями. Так. мартовский уровень поддержки превратился в мае п линию сопротивления. Про-ч1юсп, этих преград позрастаст с каждым уларом и отскоком цен.

Обратите пиимаиис па ложные прорыпы (false breakouts) поддержки или сонротинлсиия. На графике они обозначены буквой «Л» (<аюж1П,1е»). Дилетанты обычно устремляклся за этими прорывами, и то время как npoфeccиoнajп,l обычно ифают против них (спекулируют в обратном направлении). У правого края (-рафика цепы наталкиваются па сильное сонротишюпие. Это - подходящий момент ;um поиска возможности сьнрать па понижение с защитой приостановкой чуть выше линии сопротивления.

Так, в период с 1966 по 1982 год все крупные подъемы на бирже заканчивались всякий раз, когда индекс Доу Джонса промышленных компаний подскакивал до 950 или 1050. Сопротивление было столь сильно, что биржевики окрестили этот уровень «небесным погостом». Как только быки пробились через этот уровень, он стал зоной могучей поддержки.

Поддержка и сопротивление существуют потому, что множество биржевиков сокрутиаются по поводу происходящего. Мучаются биржевики, которые держат проигрышные

позиции. Они только и ждут, чтобы выйти из игры, когда рынок вернется на уровень, где они открыли позиции. Кручинятся биржевики, упустившие шанс купить; они также ждут удобного случая. Эти чувства не очень сильны в узких игровых диапазонах (trading ranges), где колебания малы и проигравшие не оеобенно уязвлены. А вот прорывы за границы игрового диапазона вызывают острую боль и досаду.

Когда рынок держится на одном уровне, для биржевиков станоиится привычной купля в нижней части диапазона и продажа в верхней части. Когда цены двигаются вверх, продавшие на понижение медведи мучимы болью; быки же печ;и]ятся, что не купили побольше. И обе группы ждут возможности купить - если выпадет новьи! шанс. К это.му решению их подталкивают эмоции: одних - боль, других - еож;и!сние. Поддержка складывается из сожмений быков об упущенных возможностях и боли медведей.

Сопротивление - это область боли быков, сожалений медведей и готовности обеих групп продавать. Когда цены падают ниже игрового диапазона, то купившие раньше быки видят, что теряют деньги. Они чувствуют себя как в ловушке и ждут подъема, чтобы только выйти из игры без потерь. Медведи же горюют, что слабо сыграли на понижение, и ждут момента подъема, чтобы продать побольше. Боль быков и сожаления медведей составляют сопротивление - потолок над биржевым курсом. Сила поддержки и сопротивления зависит от силы массовых эмоций биржевиков.

сила noggepflfhu и сопротивления

Область плотной штриховки, где цены долго отсиживались, похожа на поле брани, усеянное воронками. Тем, кто защищается, есть где укрыться; тем, кто атакует, труднее наступать. Чем дольше цены еидят в зоне плотной штриховки, тем крепче эмоциональная вовлеченность (emotional commitment) быков и медведей и эту зону. Когда цены опуска-ютея в нее, она служит поддержкой, а когда поднимаются к ней - сопротивлением. Область плотной штриховки может менять С1ЮЮ роль, превращаясь то в поддержку, то в сопротивление.

Сила каждой зоны поддержки или сопротивления зависит от трех факторов: это ее длина, высота и объем совершенных в ней сделок. Пространственно эти параметры можно представить как длину, высоту и ширину зоны плотной штрихон-ки.

[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37]