назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [ 94 ] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


94

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

Глава

Вообразим, что машина времени Герберта Уэллса и в самом деле сушествует. Допустим также, что вам дали премию 100 тысяч долларов и предоставили выбор: остаться в 2000 году или же отправиться в 1900-й. Реши вы переместиться в 1900 год, 100 тысяч долларов сделали бы вас состоятельным человеком: например, вам стал бы по карману большой особняк со множеством слуг. Для сравнения: за 100 тысяч долларов в 2000 году больпю-го особняка вы бы пе купили, максимум квартиру в Ло1щопе или Нью-Йорке. Значит ли это, что переместиться в прошлое вам выгоднее?

Решение о том, в каком веке лучше жить, включает М1Южество аспектов. В часпю-сти, набор доступных товаров здесь ифает важную роль. Например, каким бы состоятельным вы пи были в 1900 году, купить проифыватель компакт-дисков вам пе удалось бы. Если бы вы жили в США, то смогли бы приобрести телефон, по многим по нему пе позвонили бы.

Эти примеры свидетельствуют о том, что технический прогресс составляет важную часть экономического развития. В главе 15 мы подчеркивали, что характер рынка меняется в результате входа па пего и выхода с него фирм. В настояшей же главе внимание акцентируется па том, что рынок меняется с появлением па нем новых продуктов и с внедрением 1ювых производстве1П1Ыхтех1юлогий, атакже патом, что причиной всему этому служат преимущественно научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

В табл. 16.1 перечислены компапии, вкладывающие больп1С всего средств в НИОКР, с указанием величины расходов как процепта от валового объема продаж. Бюджет НИОКР компапии General Motors - 1,91 миллиарда долларов - сопоставим с бюджетом крупного университета. Не менее внушительно выглядят и1шестиции в НИОКР компапии Pfizer, превышающие 15 % ее доходов. Стоит также отметить, что относительная величина расходов па НИОКР разных фирм и иа рахличпых рынках серьезно разнится.

С экономической точки зре1шя данные табл. 16.1 вызывают ряд резонных вопросов. Почему расходы на НИОКР в некоторых отраслях существенно больше аналогичных расходов в других? Велико ли влияние структуры рынка па масштаб НИОКР фирм? Останутся ли сегодняшние лидеры в сфере НИОКР таковыми в будущем? И вообще, каково влияние конкуренции в области НИОКР на структуру рынка? Это некоторые из вопросов, которые мы затронем в первой части главы. В последнем параграфе мы обратимся к некоторым вопросам государственной политики в OTHoniennn НИОКР: как может государственная политика стимулировать инвестиции в НИОКР? Следует ли разрешить фирмам заключать соглашения в области НИОКР?



Таблица 16.1.

Крупнейшие в

мире инвесторы в НИОКР

Компания

Миллиардов долла ров

Процент - (от объема продаж)

Компания

Миллиардов долларов

Процент (от объема продаж)

General Motors

7,97

2,46

Ford Motors

6,16

Volkswagen

2,38

Siemens

4,40

Intel

2,29

4,19

Hoechst

2,16

Hitachi

3,76

Bayer

2,14

Toyota

3,38

Sony

2,11

Matsushita

3,25

Northern Telecom

2,08

13,9

Daimler-Benz

3,06

Johnson & Johnson

2,08

Hewlett-Packard

2,99

Bell Canada Enterprises

1,98

Ericsson Telefon

2,98

14,5

Philips

1,95

Lucent Technologies

2,94

11,5

Roche

1,94

15,5

Motorola

2,67

Honda Motor

1,87

Fujitsu

2,64

Pfizer

1,87

15,8

2,61

Microsoft

1,87

16,9

A.sca Brown Boveri

2,58

Boeing

1,87

El du Pont de Nemours

2,53

Glaxo Wellcome

1,84

14,4

Toshiba

2,48

Alcatel Alsthom

1,78

Novartis

2,46

11,8

Robert Bosch

1,76

16.1. Структура рынка и стимулы для НИОКР

в большинстве предыдуших глав мы затративали причины и следствия рыночной власти. В частности, мы касались такого последствия рыночной власти, как изменение излишка потребителя и излишка производителя. Проше товоря, рыночная власть означает низкую эффективность распределения ресурсов. В этом смысле оптимальной можно назвать такую структуру рынка, при которой величина рыночной власти снижается до минимума, - совершенная конкуренция (или, в отсутствие совершенной конкуренции, государственное регулирование, умеиьшаюшее рыночную власть).

Если же принимать во внимание технический професс, то вопрос стоит несколько иначе. Какая структура рынка лучше всего стимулирует инвестиции в НИОКР? Или, другими словами, когда фирмы вкладывают больше средств в НИОКР: иа раздробленных рьшках, где каждая фирма относительно мала, а конкуренция иа товарном рьшке очень острая, либо же иа рынках с небольшим количеством фирм, обладаюших внушительной рыночной властью? В классическом эссе Йозеф Шумпетер заявляет следуюшее:



Когда мы начинаем вникать в детали и исследовать отдельные предметы, в которых наиболее явственно прослеживается прогресс, мы выходим не на фирмы, работающие в условиях относительно свободной конкуренции, а как раэ на крупные концерны.

Далее, оп добавляет:

Совершенная конкуренция не только невозможна, она еще и не оптимальна: ее никак нельзя назвать моделью с идеальной эффективностью.

Проживи Шумпетер иа несколько десятилетий дольше, оп нашел бы подтверждение своей точки зрения на примере компапии AT&T, сохранявшей до 1980-х годов монополию па рынке. Отдел научных исследований и разработок Bell Labs в составе компапии AT&T стоит за некоторыми из важнейших открытий XX века, в том числе за изобретением транзистора и лазера.

Тем пе менее можно привести доводы и в пользу того, что как раз па конкурентных рынках у каждой фирмы вырабатывается наиболее сильная мотивация заниматься НИОКР. Рассмотрим пример технологического нововведения, позволяющего фирме сократить предельные издержки с с дос. Мо1юполисту такая инновация при1юсит примерно (монопольный объем производства) х (с - с), в результате экономии па издержках. На рис. 16.1 это передается площадью А. Теперь рассмотрим конкурентный цепообра-зующий рьиюк со м1Южеством фирм, несущих при производстве предельные издержки с. В исходной ситуации, до 1Ювовведепия, каждая фирма пе извлекает прибыли. С1шзив издержки до с, фирма, использовавшая нововведение, может установить цепу чуть пиже с и таким образом захватить весь рынок (пи одна другая фирма пе захочет приравнивать свою цепу к этой цепе, поскольку предельные издержки ее превысят). В этих условиях прибыль фирмы-1юватора составляет х (с-с) и передается плошадью А + В иа рис. 16.1. Поскольку изначалыю прибыль была равна пулю, мы приходим к выводу, что А + В есть прибыль от нововведения (вследствие сокращения издержек) и она больше, чем монопольная.

q" q

Рис. 16.1. Выгоды от снижения издержек при монополии и при конкурениии

Другими словами, важным отличием монополии от конкуренции является то, что в первом случае необходимо учитывать «антистимулы монополиста, имеющего мо1юполь-ную прибьыь перед внедрением нововведения», в то время как в условиях конкуренции

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [ 94 ] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]