Издержки входа структура рынка и благосостояние
Глава
Офаниченность модели совершенной конкуренции заключается в том, что она позволяет очень немногое узнать о размере фирм в условиях долгосрочного равновесия. Если исходить из постоянного эффекта масштаба (т.е. постоянства средних издержек), то каково будет количество фирм в равновесном состоянии? Каков размер каждой фирмы? В соответствии с моделью совершенной конкуренции возможно любое количество фирм любого размера при условии, что каждая фирма достаточно мала, чтобы можно было предполагать, что она принимает цену".
Теперь перейдем к практике. На рис. 14.1 приводятся данные о конценфации рынка (измеряемые С4) в ряде офаслей Франции и Германии. Другими словами, в каждой офасли любой точке на фафике по горизонтальной оси соответствует значение С4 во Франции, а любой точке по вертикальной оси соответствует значение С4 в Германии. Например, если в определенной офасли четыре крупнейшие французские фирмы владеют 40%-ной долей рынка, а на четыре крупнейшие немецкие фирмы приходится 60 % доли рынка, то на диафамме образуется точка с координатами (0,4; 0,6). На рис. 14.2 представлена аналогичная диафамма, но на ней сопоставляются Франция и Бельгия.
Если бы разница между фирмами по размеру была такой же непредсказуемой в действительности, как это предполагает модель совершенной конкуренции, то диафаммы, скорее
С4 (%) в Германии 100
С4 (%) во Франции
Рис. 14.1 Кониентраиия рынка во Франции и Германии
С4 (%) в Бельгии 100-1-•
С4 (%) во Франции
Рис. 14.2. Концентрация рынка во Франции и Бельгии
всего, представляли бы собой хаотичное множество точек. Однако на первой диафамме вырисовывается примечательная закономерность, которая выражается сосредоточением большинства точек у линии, пересекающей диафамму под углом 45°. Другими словами, для любого рынка характерно, что величина С4 во Франции похожа на величину С4 в Германии. Это говорит о существовании неких специфических для каждой отрасли факторов, которые определяют размер каждой фирмы.
При сопоставлении рис. 14.1 и рис. 14.2 выясняется, что на второй диафамме большинство точек находится выше диагонали. Поэтому в каждом сегменте рынка величина С4, скорее, будет больше в Бельгии, чем во Франции. Важным различием между двумя диафаммами выступает тот факт, что если на рис. 14.1 рассматриваются экономические системы схожего размера (как по народонаселению, так и по ВВП), то на рис. 14.2 сопоставляются два государства, существенно различающиеся по размеру (Франция раз в пять больше Бельгии). Вместе эти диафаммы свидетельствуют о том, что размер рынка, помимо специфических для офасли факторов, является важной детермиьшнтой структуры рынка
В этой главе мы уделим серьезное внимание тому, как влияют технологии и размер рынка на размер фирмы и концентрацию отрасли. Во-первых, мы рассмотрим простую модель, показывающую, каким образом изменяется количество фирм в зависимости от размера рынка и особенностей технологий производства. Затем мы проведем важное разфаничение между экзогенными и эндогенными издержками входа и рассмотрим, каким образом они определяют концентрацию на рынке. И наконец, обратимся к вопросу о том, является ли равновесное количество фирм на рынке избыточным или }1едостаточ-ным с общественной точки зрения.
14.1. Издержки входа и структура рынка
Наша первая задача связана с определением связи между технологией, размером рынка и концентрацией отрасли. Сначала рассмотрим простую модель, в которой все фирмы одинакового размера. По этой причине определение концентрации равнозначно определению