назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


77


Издержки входа структура рынка и благосостояние

Глава

Офаниченность модели совершенной конкуренции заключается в том, что она позволяет очень немногое узнать о размере фирм в условиях долгосрочного равновесия. Если исходить из постоянного эффекта масштаба (т.е. постоянства средних издержек), то каково будет количество фирм в равновесном состоянии? Каков размер каждой фирмы? В соответствии с моделью совершенной конкуренции возможно любое количество фирм любого размера при условии, что каждая фирма достаточно мала, чтобы можно было предполагать, что она принимает цену".

Теперь перейдем к практике. На рис. 14.1 приводятся данные о конценфации рынка (измеряемые С4) в ряде офаслей Франции и Германии. Другими словами, в каждой офасли любой точке на фафике по горизонтальной оси соответствует значение С4 во Франции, а любой точке по вертикальной оси соответствует значение С4 в Германии. Например, если в определенной офасли четыре крупнейшие французские фирмы владеют 40%-ной долей рынка, а на четыре крупнейшие немецкие фирмы приходится 60 % доли рынка, то на диафамме образуется точка с координатами (0,4; 0,6). На рис. 14.2 представлена аналогичная диафамма, но на ней сопоставляются Франция и Бельгия.

Если бы разница между фирмами по размеру была такой же непредсказуемой в действительности, как это предполагает модель совершенной конкуренции, то диафаммы, скорее

С4 (%) в Германии 100

С4 (%) во Франции

Рис. 14.1 Кониентраиия рынка во Франции и Германии



С4 (%) в Бельгии 100-1-•

С4 (%) во Франции

Рис. 14.2. Концентрация рынка во Франции и Бельгии

всего, представляли бы собой хаотичное множество точек. Однако на первой диафамме вырисовывается примечательная закономерность, которая выражается сосредоточением большинства точек у линии, пересекающей диафамму под углом 45°. Другими словами, для любого рынка характерно, что величина С4 во Франции похожа на величину С4 в Германии. Это говорит о существовании неких специфических для каждой отрасли факторов, которые определяют размер каждой фирмы.

При сопоставлении рис. 14.1 и рис. 14.2 выясняется, что на второй диафамме большинство точек находится выше диагонали. Поэтому в каждом сегменте рынка величина С4, скорее, будет больше в Бельгии, чем во Франции. Важным различием между двумя диафаммами выступает тот факт, что если на рис. 14.1 рассматриваются экономические системы схожего размера (как по народонаселению, так и по ВВП), то на рис. 14.2 сопоставляются два государства, существенно различающиеся по размеру (Франция раз в пять больше Бельгии). Вместе эти диафаммы свидетельствуют о том, что размер рынка, помимо специфических для офасли факторов, является важной детермиьшнтой структуры рынка

В этой главе мы уделим серьезное внимание тому, как влияют технологии и размер рынка на размер фирмы и концентрацию отрасли. Во-первых, мы рассмотрим простую модель, показывающую, каким образом изменяется количество фирм в зависимости от размера рынка и особенностей технологий производства. Затем мы проведем важное разфаничение между экзогенными и эндогенными издержками входа и рассмотрим, каким образом они определяют концентрацию на рынке. И наконец, обратимся к вопросу о том, является ли равновесное количество фирм на рынке избыточным или }1едостаточ-ным с общественной точки зрения.

14.1. Издержки входа и структура рынка

Наша первая задача связана с определением связи между технологией, размером рынка и концентрацией отрасли. Сначала рассмотрим простую модель, в которой все фирмы одинакового размера. По этой причине определение концентрации равнозначно определению

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]