назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [ 46 ] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


46

Параграф 1. Любой контракт, союз в форме треста или любой иной форме, которые ограничивают торговую или коммерческую деятельность... объявляются незаконными. Параграф 2. Любое лицо, которое монополизирует, или предпринимает попытку монополизировать, или объединяется в союз, или сговаривается с иным лицом или лицами с целью монополизации любого вида торговли... считается виновным в уголовном преступлении...

В большинстве стран имеются похожие формы законодательства.

Знакомство с антимонопольным законодательством разных стран позволяет сделать вывод, что незаконность сговора единодушно признается всеми. Тем не менее в реальности дело обстоит несколько иначе. Во-первых, во всех странах законы применяются с различной интенсивностью. Традиционно антимонопольное законодательство в США исполнялось более строго, чем в большинстве стран. Во-вторых, в разных странах имеются расхождения в трактовке понятия незаконного сговора. Ниже мы приводим примеры некоторых трудностей, возникающих при толковании законодательства.

Многие договоренности и взаимодействия фирм совсем не обязательно рассматривать как заговор против потребителей. На деле потребителю они могут быть даже выгодны. Например, основные производители полупроводников провели встречу, на которой обсуждали вопросы разработки новой микросхемы. По всей видимости, это стоящее мероприятие, и оно в конце концов принесет пользу потребителям, особенно если разработка микросхемы требует крупных капиталовложений, на что по отдельности ни одна фирма не решится. Однако проблема заключается в том, что благодаря соглашению возникает ряд удобных обстоятельств для вступления фирм в сговор по фиксированию продажной цены на реализуемые микросхемы*.

Другой пример связан с отраслевыми ассоциациями, в рамках которых фирмы обмениваются информацией об издержках, спросе и даже о ценах. Обмен информацией сам по себе не нарушает ни один из законов, запрещающих фиксацию цен. Однако, как показывает пример вставки 8.6, обмен информацией может способствовать завышению цены или даже возникновению скрытого сговора. Это подтверждает пример тихоокеанских транспортных компаний. Сенат США в настоящее время рассматривает возможность наложения запрета на обмен информацией между тихоокеанскими транспортными компаниями относительно устанавливаемых ими тарифов. Эти сведения централизованно собираются Федеральной морской комиссией США (по перевозкам в/из США). Аргументация такова: если информация о контрактах останется в тайне, то картельные договоренности будет сложно соблюсти.

РЕЗЮМЕ

•Сговор о ценах вероятнее всего, когда (1) фирмы часто взаимодействуют, (2) рынок увеличивается, (3) фирм немного и они похожи по размеру, (4) фирмы конкурируют сразу на нескольких рынках.

•Когда снижение цены отследить сложно, ценовые войны могут лучше всего дисциплинировать участников сговора.

* Данный случай соглашений в сфере НИОКР более подробно рассматривается в главе 16.

Ознакомьтесь с упражнением 8.12. Здесь аргументация та же, что и во вставке 8.6, за тем исключением, что у правительства противоположный подход.



КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

рыночная власть сговор

секретные и неявные соглашения повторяющееся взаимодействие и жестокие стратегии ценовые войны контакт на многих рынках облегчающие (сговор) факторы

принцип наибольшего благоприятствования потребителю

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

8.1.Объясните, почему сговор о ценах сопряжен с определенными сложностями при однопериодной конкуренции и протекает с большей легкостью при взаимодействии фирм в течение нескольких периодов времени.

8.2.После нескольких лет ожесточенной ценовой конкуренции, которая ощутимо ударила по прибыли компаний Boeing и Airbus, эти компании в недавнем прошлом приняли на себя обязательства не втягиваться в новые ценовые войны. Однако в июне 1999 года компания Boeing заключила с одной лизинговой корпорацией необычную сделку, связанную с реализацией 100 малых самолетов со специальными скидками. (Хотя клиентам никогда не приходится платить за товар по прейскурантным ценам, в этом случае сложилось впечатление, что эта сделка особенно привлекательна.) Этот шаг компания Boeing предприняла вслед за похожими действиями со стороны Airbus.

Исходя из анализа в параграфе 8.1 объясните, почему, на ваш взгляд, авиапроизводителям не так просто вступить в сговор и избежать ценовых войн?

8.3.* На рынке с годовым спросом Q = 100 - р действуют две фирмы - А и В, выпускающие идентичные продукты. По причине идентичности продуктов, если одна фирма устанавливает более низкую цену, все потребители отдают предпочтение именно ее продукту. Если у обеих фирм цена одинаковая, потребителям становится безразлично, у кого покупать, и спрос на продукты обеих фирм распределяется поровну. Предельные издержки постоянны, а ограничения по мощностям отсутствуют.

a.Каковы цены однопериодного равновесия Нэша р и pg?

b.При каких ценах совокупная прибыль фирм будет максимальной?

Допустим, что ни одна фирма не в состоянии отследить цену другой, пока не установит своей собственной на год. Допустим также, что обеим фирмам известно, что, если они снизят цену, им больше никогда не представится возможность прийти к сотрудничеству, как описано в пункте (а).



С. Если процентная ставка равна 10 %, образуется ли с установлением цены, определенной в пункте (Ь), равновесие Нэша в повторяющейся игре с участием обеих фирм? А если процентная ставка 110 %? Какова наивысшая процентная ставка, при которой цена, максимизирующая совокупную прибьшь фирм, отличается устойчивостью?

d.Рассуждая логически (не используя формул), определите, как изменится ваш ответ на вопрос (с), если ни одна из фирм не в состоянии точно определить, изменилась ли цена конкурента. В частности, что изменится в вашем ответе, если вероятность выявить изменения цены в том периоде, в котором оно происходит, составляет 0,7? {Примечание. Не пытайтесь определить новые состояния равновесия.)

Вернемся к ситуации в пункте (с) с процентной ставкой 10 %. Теперь допустим, что на рынке данного товара происходит спад. Спрос равен 0 = А-р,гтъ текущем периоде А - 100, однако ожидается, что величина А будет каждый год сокращаться на 10 % (т.е. до 90 в следующем году, затем до 81 и т.д.).

e.В таком случае, существует ли равновесие Нэша в повторяющейся игре, если обе фирмы устанавливают монопольную цену, рассчитанную в пункте (Ь)?

8.4.* Вы конкурируете с тремя основными соперниками на рынке, продукты на котором лишь незначительно дифференцированы. Исторически так сложилось, что «большая четверка» контролировала около 80 % рынка, остальная доля рынка приходилась на мелкие фирмы. Цены отличались относительной стабильностью, но постепенно ваша доля рынка начала понемногу сокращаться: от 25 % всего несколько лет назад теперь осталось всего 15 %. Вы рассчитываете применить агрессивную стратегию скидок, чтобы вернуть свою долю рынка. Обсудите, как на ваше решение повлияет каждый из следующих факторов:

a.Ваша торговая марка имеет солидную репутацию, и вы связываете сокращение своей доли рынка с политикой скидок, проводимой конкурентами по «Большой четверке».

b.Вся «Большая четверка» постепенно уступает свою долю рынка мелким фирмам, поскольку выпускаемый продукт становится все известнее и покупатели для удовлетворения своих запросов все чаще обращаются к мелким фирмам.

c.Вы уверены в том, что ваши конкуренты почти полностью используют свои производственные мощности, а для расширения мощностей требуется год или два.

d.Вы можете избирательно предлагать скидки. В таком случае пройдет один-два квартала, прежде чем ваши конкуренты поймут, что вы начали проводить более агрессивную ценовую политику.

e.В вашей отрасли высоки постоянные и низки предельные издержки, что характерно для большинства информационных товаров.

f.На рынке происходит быстрый спад, что связано с технологическими изменениями, неблагоприятно сказывающимися на выпускаемой продукции**.

8.5.«Ценовые войны подразумевают убытки для всех участвующих в них фирм. Практика ведения таких войн является доказательством того, что фирмы ведут себя нерационально». Так ли это?

8.6.Опыт рынка авиаперевозок США показывает: ценовые войны более вероятны тогда, когда перевозчики имеют избьпочные производственные мощности. А это происходит.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [ 46 ] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]