назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


42

Компания DeBeers Consolidated Mines Ltd. была основана в 1870-х годах. С тех пор эта компания, находящаяся в собственности семьи Оппснгсймср, устойчиво контролирует мировой рынок алмазов. DeBeers владеет всеми алмазными приисками в Южной Африке и налаживает деловые связи с другими странами. Тем не менее, если взять добычу алмазов, сс доля на мировом рынке будет относительно небольшой, особенно после открытия месторождений в России. Главным для ключевых позиций DeBeers на этом рынке является Центральная организация по сбыту (ЦОС) - сс подразделение в Лондоне, занимающееся сбытом продукции.

ЦОС выступает в качестве посредника между приисками и алмазообрабатываю-щими предприятиями. Более 80 % мировых алмазов обрабатьшастся на базе ЦОС, хотя с приисков DeBeers поступает лишь небольшая доля сырья. Специалисты ЦОС классифицируют алмазы по категориям (существуют буквально тысячи типов алмазов). Эта экспертная работа требует высокой квалификации, и здесь DeBeers не имеет равных. Кроме того, для достижения стабильности цен ЦОС регулирует рынок, делая запасы продукции в периоды низкого спроса и организуя их сбыт в периоды высокого спроса.

Высокая прибьшь, извлекаемая DeBeers, вводит разработчиков приисков в постоянный соблазн. Они считают, что мож1Ю бьшо бы добиться такой же прибьши, сбывая алмазы напрямую алмазообрабатьшающим фирмам. Что же их останавливает? Во-первых, многие производители алмазов видят в сложившейся картельной структуре пользу для всего рынка. Помимо стабилизации цен, DeBeers играет решающую роль в рекламе алмазов. И стабилизация цен, и реклама являются «общественным благом» для отрасли: это выгодно всем производителям, хотя платит за них DeBeers.

Второй причиной, по которой DeBeers на этом рынке безоговорочно принимают в качестве доминирующей компании, является опасение противодействия DeBeers в ответ на выход из картеля. В 1981 году президент Мобуту заявил, что Заир, крупнейший мировой поставщик промыпшснных алмазов, больше не будет реализовывать алмазы через ЦОС. Бьши налажены контакты с двумя антверпенскими посредниками и одним британским. Спустя два месяца рынок наводнили промыпшснныс алмазы почти на миллион карат, а цена упала с 3 долларов до менее чем 1,80 доллара за карат. Несмотря на то что виновник этого избытка предложения остался неизвестным, многие полагают, что этот ход бьш предпринят DeBeers с целью показать, кто хозяин положения.

DeBeers это обошлось недешево, но это тот случай, когда «дело не в деньгах, а в принципе». И своего она добилась: в 1983 году Заир обратился с просьбой к DeBeers возобновить прежний контракт. Однако заново заключенный контракт оказался для Заира менее выгодным, чем первоначальный.

8.2. иеновые войны

По сравнению с моделями в предыдущей главе (Курно и Бертрана) придание динамики добавляет реалистичности анализу дуополистической конкуренции. Например, нулевая прибыль не является единственным результатом ситуации с двумя конкурентами, устанавливающими цены. Несмотря на все свои достоинства, модель, представленная в предьщущем параграфе, носит все же слишком стилизованный характер, чтобы объяснить ситуацию в некоторых отраслях. Например, обнаружено, что цены в таких отраслях колеблются между высоким уровнем (близким к уровню договорных цен, описанному в предыдущем параграфе) и низким (близким к уровню конкурентных цен, описанному в предьщущей главе). Например, рынок железнодорожных перевозок (вставка 8.2),

Вставка 8.1. Алмазный картель



Вставка 8.2. Сговор и ценовые войны: Объединенный исполнительный комитет, 1880-1886 гг."

«Объединенный исполнительный комитет (ОИК) предстаалял собой картель, контролировавший в 1880-х годах все фузовые перевозки на востоке страны, от Чикаго до Атлантического океана. Он был основан в апреле 1879 года соглашением между железнодорожными компаниями, работавшими на этом рынке. Компании публично подтвердили факт соглашения, поскольку еще не был принят закон Шермана (1890 г.) и не был образован Комитет по межштатному транспорту и торговле (1887 г.)», которые позднее формально запретили такого рода соглашения (см. парафаф 8.4). «Отдельное соглашение было заключено в отношении перевозок, осуществлявшихся теми же железнодорожными компаниями на западе страны. В основе его лежали главным образом физические характеристики перевозимой продукции».

Внутренний механизм принуждения, принятый ОИК, был вариантом стратегии сбивания цеп, рассмотренной в первой части парафафа 8.2. «Имели место несколько случаев, когда картель, посчитав, что были совершены обходные действия, на некоторое время снижал цены, после чего возвращался к ценам сговора». На фафике отображено изменение цены в период с 1880 по 1886 год.

Тарифы

на перевозку зерна

0,4 0,3-0,2-0,1-

0,0-

80 120 160 200

-Г" 240

-Г" 280

-I-Г

320 360

Время в неделях с 1 января 1880 г.

«Предпосылка об однородности реализуемых услуг имела основание лишь отчасти. Озерные пароходы и парусные суда были главными копкуретами железных дорог, по они не вступали в соглашение с ОИК. Предсказуемые колебания спроса из-за ежегодного открытия и закрьггия Великих озер для перевозок, пе разрушали согласованное поведение в отрасли. Просто тарифы систематически корректировались в сезоны озерного судоходства».

Поведение ОИК в период с 1880 по 1886 год в целом соответствует модели равновесного сгоюра, описанной в первой части парафафа 8.2, «поскольку ценовые юйны бьши вызваны скорее непредсказуемыми пертурбациями, а не появлением новых конкурентов или предсказуемыми колебаниями спроса».

похоже, отражает эту ситуацию, как видно из фафика в той же вставке. Несмотря на то что модель, представленная в предьщущем парафафе, содержит возможность изменения уровня цен, тем пе менее она позволяет сделать предположение, что в равновесной ситуации цены всегда находятся на монопольном уровне. В этом парафафе мы разберем дополнительные варианты этой модели, с тем чтобы объяснить наблюдаемые явления.



Скрытое снижение цен"

Рынки бетона, океанских/морских перевозок являют собой примеры рынков потребителей. Это отрасли, в которых все потребители достаточно крупные, поэтому цена для каждого клиента определяется отдельно. По этой причине сговор весьма сложно отследить. Несмотря на то что фирмы могут договориться между собой о цене, соблазн тайно снизить ее конкретному клиенту довольно велик. В сущности, от действий в обход договоренностей фирмы удерживает только угроза перехода в «неблагоприятное» равновесное состояние. Однако, когда отклонения от исходного состояния равновесия не поддаются прямому наблюдению, эффект сдерживания существенно снижается.

Допустим, что происходят колебания спроса, которые невозможно отследить с абсолютной точностью. Все, что находится в поле зрения каждой фирмы, - это устанавливаемая им цена и существующий спрос на ее продукцию. Если иа долю фирмы приходится неожиданно низкий спрос, она будет гадать: связано это с общими тенденциями на рынке или же кто-то из конкурентов снизил предусмотренную договоренностями цену. И наказывать ли конкурента за низкий спрос? Не будет ли при этом наказан невиновный?

Допустим, фирма / принимает решение не предпринимать ответных действий в отнощении фирмы у, исходя из того, что низкий спрос обусловлен спадом на рынке, а не действиями фирмы / Можно ли это состояние назвать равновесным? Разумеется, нет. Если бы в этом заключалась стратегия фирмы /, фирме J было бы выгодно тайно снизить цены и юзложить вину за низкий спрос на продукцию фирмы / на рыночные условия. Допустим теперь, что каждый раз, когда фирма / сталкивается с низким спросом, она развязывает бесконечную ценовую войну, исходя из того, что низкий спрос обусловлен обходными действиями фирмы j. Таких суровых мер будет, скорее всего, вполне достаточно, чтобы удержать фирму j от мысли о скрьггом снижении цен. Но вряд ли это может утешить фирму /, поскольку рано или поздно спад на рынке повлечет за собой низкий спрос на ее продукцию, независимо от поведения фирмы у. Отрасль окажется в состоянии бесконечной цсно-юй юйны, даже если никаких действий в обход договоренностей не предпринималось.

Наконец, рассмотрим промежуточное решение: каждый раз, когда фирма / или фирма j сталкиваются с низким спросом на свою продукцию, они обе втягиваются в ценовую войну на Гпсриодов, по истечении которых вновь возвращаются кустановлснию цены по договоренности. Пусть Г будет достаточно большим, чтобы ни у одной фирмы не было стимула воевать до бесконечности. В самом деле, если будущее существенно важно для фирмы (т.е. если процентная ставка довольно низкая), то Гдсйствитсльно будет конечной величиной. В таком случае возникает равновесие, для которого характерно чередование фаз сговора и ценовых войн, что как раз соответствует эмпирическим наблюдениям. Обратите внимание на то, что, хотя в равновесной ситуации ценовые войны и имеют место, для таких ситуаций не характерны обходные действия фирм. Другими словами, ценовые войны - неизбежное зло при равновесном сговоре: если фирмы пи разу не были вовлечены в ценовую войну, стимул предпринять действия в обход договоренностей слишком велик, чтобы эти договоренности не были нарушены.

Когда снижение цены отследить сложно, периодические ценовые войны могут лучше всего дисциплинировать участников сговора.

Колебания спроса

В основе предьщущей модели лежит в чем-то крайняя посылка о том, что колебания спроса не поддаются прямому наблюдению (как и спрос на продукцию фирмы-конкурента).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]