назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


4

от приобретения билетов, хотя для компании издержки по их перевозке относительно малы. С общественной точки зрения, было бы эффективно перевезти многих из этих потенциальных путешественников: хотя для последних ценность полета ниже существующей цены (поэтому они и не покупают билеты), но эта ценность выше издержек, связанных с их перевозкой (которые много ниже цены). Потери в результате отсутствия продаж по ценам ниже существующих, но выше издержек, указывают на неэффективность распределения ресурсов как следствие рыночной власти*.

«Самая большая выгода монопольного положения - спокойная жизнь»: монополисту не нужно утруждать себя конкуренцией. В целом можно утверждать, что у фирм с большой рыночной властью меньше стимулов быть экономически эффективными. Известно, например, что европейские авиакомпании менее эффективны, чем североамериканские. Это объясняется главным образом более жесткой конкуренцией на североамериканском рынке. Иначе говоря, рьшочная власть приводит к возникновению еще одного типа неэффективности: неэффективности производства, которую мы определим как рост издержек, вызванный рыночной властью-.

В случае, если рыночная власть искусственно поддерживается путем государственного вмешательства, может возникнуть третий тип неэффективности - поиск ренты. Под поиском ренты мы подразумеваем непроизводительное использование ресурсов фирмами для оказания воздействия на лиц, определяющих политику. Возьмем для примера газетную статью, в которой описывается попытка компании /(ЖГ удержать свои позиции на рынке кабельного телевидения:

Этим летом в AT&T Corp. обратились города-призраки со всей страны с просьбой открыть в них свои телевизионные кабельные линии и тем самым составить конкуренцию интернет-компаниям... Просьбам так и не суждено было материализоваться. Почему? Ответ зависит от того, кому вы зададите этот вопрос.

Компания AT&T связывает свой успех со способностью разъяснять суть вопросов местным чиновникам... [Другие придерживаются иного мнения]. Грег Саймон, содиректор группы компаний Opennet Coalition, направивших общие усилия на лоббирование идеи об открытом доступе, утверждает, что «все сводится к взяткам да угрозам»".

Еще один пример расходования крупных сумм с целью оказать влияние на должностных лиц - недавнее разбирательство с компанией Microsoft. Компании Netscape, Sun Microsystems и сама Microsoft ни за что бы не стали тратить такие огромные деньги, если бы рынок операционных систем не был настолько прибыльным. Таким образом, поиск ренты является следствием рыночной власти.

В ходе предьщущих рассуждений поддерживалась точка зрения, что рыночная власть, как бы хороша для фирм она ни была, вредна для общества. Во-первых, фирмы богатеют за счет потребителей. Во-вторых, снижается экономическая эффективность (эффективность распределения ресурсов и производства). В-третьих, фирмам приходится расходовать средства на достижение и удержание рыночной власти. Тем не менее, с динамической точки зрения в пользу рыночной власти может быть приведен следующий аргумент:

Точное определение этого понятия дается в главе 2.

Вновь отложим уточнение определения до следующей главы. Гипотезу о том, что рыночная власть приводит к неэффективности производства, мы рассмотрим в главе 3.



Как только мы начинаем вникать в детали и разбирать отдельные элементы, для которых прогресс наиболее характерен, следы приводят нас не к дверям компаний, работающих в условиях относительно свободной конкуренции, а точно к дверям крупных концернов.

Этот аргумент является одним из центральных принципов австрийской школы, возглавляемой ярчайшим представителем этого течения Дж. Шумпетером, автором предыдущей цитаты. Более детально этот вопрос разбирается в главе 16. Равно как и чикагская, австрийская школа настроена крайне радикально, когда речь заходит о рыночной власти. Но если чикагский экономист считает, что рыночной власти не существует, то шумпетерианец не только будет утверждать, »гго рьшочная власть существует, но и то, »гго она полезна, поскольку является непременным условием технического прогресса.

Влияет ли государственная политика на рыночную власть?

В контексте нашей дисциплины основная цель государственной политики состоит в том, чтобы избежать негативных последствий рыночной власти. Государственную политику в этой области можно разделить на два широких направления: регулирование и антитрестовская политика (или политика в области конкуренции) Регулирование имеет место в том случае, когда фирма обладает монопольной, или близкой к монопольной, властью и ее действия (скажем, установление цены) оказываются под контролем регулирующего органа. Например, до 1996 года компания /1Ж Г должна была согласовывать все изменения тарифов на междугородные телефонные разговоры с регулирующим органом. Антитрестовская политика (или политика в области конкуренции) - более широкая область. Ее цель - удержать фирмы от действий, которые чреваты увеличением рыночной власти с неприемлемыми для общества последствиями. Приведем пару примеров, которые могут оказаться полезными.

В мае 1999 года акционеры компаний Exxon Corp. и Mobil Corp. подавляющим большинством одобрили план слияния компаний. По заверениям председателей и директоров компаний Ли Рэймонда и Лусио Homo, размеры и рыночная власть не являются мотивом для слияния, скорее речь идет об экономии на издержках, которая, по оценкам, должна ежегодно составлять 2,8 миллиарда долларов. «Если кто-то полагает, что компания будет иметь монополистическую власть, когда на нас приходится менее 4 % мирового объема производства и 11 % мирового объема продаж, то он далек от реальности», - сказал г-н Homo. Но, похоже, антитрестовские органы США не разделяют этого мнения. Ожидается, что они потребуют от Exxon и Mobil отказаться от нескольких нефтеперерабатывающих заводов и предприятий розничной торговли, прежде всего в тех регионах, где у обеих компаний наибольшая доля рынка.

По другую сторону океана Управление добросовестной конкуренции (УДК), один из британских органов надзора за конкуренцией, недавно провело расследование действий, предпринятых газетой The Times. В течение шести или семи лет The Times проводила агрессивную ценовую политику, которая довела ряд ее конкурентов до состояния, близкого к банкротству. Несмотря на то что «жертвы» - газеты The Independent, The Daily Telegraph и The Guardian - устояли под атаками «хищника», доля рынка The Times серьезно выросла. УДК приняло решение не применять в отношении последней каких-либо санкций

* Термин «антитрестовская политика» чаще используется в США, тогда как в Европе ему соответствует термин «политика в области конкуренции».



ввиду недостаточности доказательств, свидетельствующих о ее намерении вытеснить конкурентов с рынка. Тем не менее оно обязало The Times предоставить информацию о намерениях снизить цены, а также обоснование таких действий.

Два предыдущих примера показывают, насколько разными могут быть ситуации, когда возможно вмещательство государства. Основная цель государственной политики - предотвращение и исправление таких ситуаций, чтобы рыночная власть не достигала неприемлемого размаха в ущерб обществу, и в частности потребителям. В следующих главах мы рассмотрим другие области государственного вмещательства с целью Офаничения рыночной власти.

Как уже говорилось, чикагская щкола придерживается соверщенно иного подхода. Утверждается, что в условиях свободной конкуренции рыночная власть не может быть очень значительной. Представители этой щколы считают, что те немногие ситуации, в которых присутствует рыночная власть, возникают именно благодаря государственному вмещательству. Другими словами, чикагская щкола меняет местами причину и следствие: не рыночная власть приводит к государственному вмещательству, а, наоборот, вмещательство государства создает рыночную власть, защищающую интересы фирм, а не пофебителей. Лвдер чикагской щколы Милтон Фридман считает:

Поскольку 50 лет назад мы все верили в конкуренцию, то каждый из нас был в общем-то за антитрестовскую политику. Однако с течением времени мы пришли к выводу, что в целом она не полезна, а, скорее, вредна. [Антитрестовские процессы] имеют тенденцию преследовать частные интересы. Кто теперь стоит за разбирательством по делу компании Microsoft? Ее конкуренты - Sun Microsystems и Netscape .

Отраслевая политика

Помимо регулирования и антифестовской (в области конкуренции) политики, в некоторых странах проводится политика в отнощении конкретных фирм или их фупп. Особое значение в этом ряду имеет офаслевая политика. Ее цели существенно отличаются от целей регулирования и антифестовской политики. Если последние направлены на поддержку конкуренции, то офаслевая политика ориентирована на укрепление положения на рынке конкретной фирмы или офасли, в частности иностранных предприятий. Например, консорциум Airbus Industrie своим успехом обязан главным образом поддержке четырех европейских государств в течение фех последних десятилетий. Если в 1970-х годах доля Airbus на рынке не превышала 10 %, то теперь он на равных соперничает со своим главным конкуретом - компанией Boeing.

По большому счету, офаслевая политика непопулярна у экономистов. На практике это выглядит так, словно правительство выбирает победителей из множества фирм и отраслей. Но почему правительство решило, что оно лучше рынка может определять, какие фирмы или Офасли более перспективны? В качестве аргумеша в пользу офаслевой политики часто ссылаются на Министерство промышленности и внешней торговли Японии (МПВТ). Действительно, японский экспортный сектор добился граьщиозных успехов, и в этом главную роль сыграло МПВТ. Так, во многом благодаря поддержке этого министерства Япония стала мировым лидером в производстве полупроводников. Однако наряду с успехами случались и промахи. Например, в 1980-х годах проект по разработке «компьютера пятого поколения», который должен был оставить американских конкурентов далеко позади, имел весьма плачевные результаты. Поэтому, а также чтобы бьпь последовательными, мы, рассматривая государственное вмешательство, ограничимся регулированием и антифестовской политикой.

[Старт] [1] [2] [3] [ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]