назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [ 102 ] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


102

"л -"в

Поглощающий барьер технологии А

Точка замкнутости рынка

на технологии А -> t

Поглощающий барьер технологии в

Рис. 17.2. Выбор технологии и внешние эффекты сетей

Последнее замечание указывает иа третью важную особенность модели последовательного выбора технологии: конечный результат в виде технологии, иа которой замыкается отрасль, зависит от того, какую технологию изберет офаничеиное, возможно, небольшое количество первоначальных пользователей. Другими словами, решение этих пофебителей может оказаться весьма важным маленьким историческим событием. О динамических процессах, которым присуща эта характеристика, говорят как об экономической модели зависимости от избранного пути.

Война между Betamax и VHS иллюсфирует отдельные моменты сказанного. (Более подробный анализ приводится во вставке 17.1). На этом рынке основным источником сетевого эффекта выступает то, что доступность видеокассет определенного стандарта (Betamax, VHS) в пунктах проката зависит в основном от количества владельцев видеомагнитофонов, совместимых с этим форматом. Если пользователей стандарта Betamax ио соседству совсем немного, маловероятно, что пункт проката видеокассет будет заинтересован в закупке кассет, записанных в этом формате. Как и в модели, реальный рынок замыкается иа одной технологии, VHS. Возможность замыкания рьшка на менее качественной технологии подтверждается следующим: по утверждению многих специалистов, технология Betamax превосходила (и превосходит) по качеству технологию VHS. Но судьба рьшка стоимостью миллиарды долларов была решена тогда, когда (конец 1970-х - начало 1980-х годов) пользователей видеомагнитофонов было относительно немного. Их решение стало маленьким, но важным историческим событием.

Другим примером, правда, небесспорным, является раскладка клавиатуры пишущей машинки. Используемая в настоящее время раскладка QWERTY6bvia. запатентована в 1868 году Кристофером Шоулсом. Основным преимуществом QWERTYno сравиеиию с другими раскладками было решение проблемы заедания клавиш - при бысфом нажатии клавиш в определенных комбинациях заклинивало штанги. В раскладке QWERTY эти клавиши размещались иа достаточно большом расстоянии друг от друга, чтобы снизить скорость набора. Создание QWERTY стало «маленьким историческим событием» в том смысле, что в современных компьютерах по-прежнему применяется эта раскладка клавиатуры, хотя проблема заедания клавиш уже ие актуальна. Замкнулся ли рынок на неэффективном состоянии равновесия? Некоторые утверждают, что альтернативная раскладка клавиатуры - клавиатура Дворака - позволит увеличить



Вставка 17.1. Война между VHS и Betamax

,242

Компания Sony имеет репутацию исторического лидера на рынке бытовой электроники. Она была лидером среди японских производителей в разработке и продвижении на рынок аудиомагнитофоиов, микротелевизоров и многих других продуктов. Появившаяся в 1974 году система кассетной видеозаписи Betamax еще раз подтвердила технологическое превосходство компании Sony.

К середине 1970-х фирмами-конкурентами были разработаны различные стандарты записи видеокассет. Несмотря на сюю репутацию, Sony понимала, что одна она не сумеет привести рынок к единому стандарту. В 1974 году за семь месяцев до выхода Betamax иа рынок президент Sony Акио Морита показал свое устройство менеджерам компаний Matsushita, JVC и RCA, пытаясь заручиться их поддержкой формата Betamax. При этом Betamax был преподнесен Sony как основной, ведуший стандарт. «Мы туг разработали один формат, почему бы вам не взять его иа вооружение», - сквозило в словах президента Sony.

Высокомерие Sony не понравилось ее потенциальным партнерам. Несколько месяцев спустя, когда Sony пригласила JVC и Matsushita осмотреть производственное оборудование Betamax, компания JVC сообщила, что сама намерена разрабатывать формат видеозаписи. Поэтому с ее стороны было бы нечестно изучать технологию Sony. В свою очередь Коносуке Мацусита оказался недоволен тем, что с ним не провели никаких консультаций перед тем как запустить формат компании Sony в производство, и принял решение воздержаться от участия в стандарте Sony. Тот факт, что компания JVC (вернее, ее часть) находилась в собственности Matsushita, также сыграл свою роль.

Два года спустя компания JVC создала формат видеофоиофаммы VHS дпя бытовых кассетных видеомагнитофонов, альтернативный формату Betamax компании Sony и несовместимый с ним. Компания Sony совершила рывок вперед на старте: к тому времени как был внедрен VHS, свыше 100 тысяч устройств стандарта Betamax было уже распродано. Однако стандарт компании JVC, появившийся иа рынке в сентябре 1976 года, по нескольким характеристикам превосходил Betamax. В частности, продолжительность записи на кассетах КЯ составляла два часа, что в два раза больше, чем в стандарте Betamax. В действительности одна из причин, почему JVC отказалась участвовать в стандарте Betamax, как раз и состояла в офаииченном времени восгфоизведения.

Еше одно важное отличие разработок Sony и /КС состояло в том, что последняя с самого начала проводила намного более открытую политику по заключению союза с другими компаниями. По словам г-на Морита, «Мы приложили недостаточно усилий для того, чтобы создать семью... Другая сторона, пришедшая чуть позже, этого добилась». К 1984 году в группе КЯ насчитывалось 40 компаний, тогда как в фуппе Betamax всего дюжина. Массовость фирм-сторонниц принесла два результата. Во-первых, стандарту VHS стали больше доверять. Во-вторых, она стала поводом для стремительных темпов совершеистювания продукта в ключеюй момент, когда pbHJOK принимал решение, на какой стандарт перейти. (На самом деле в 1970-х годах было разработано шесть стандартов видеозаписи. Однако по техническим и/или коммерческим причинам четыре из них никогда всерьез не претендовали на рыночный стандарт. Поэтому основная борьба разгорелась между Betamax и VHS.) Из-за своего (незначительного) технологического преимущества перед Betamax стандарт VHS взял более быстрый старт. К 1980 году доля стандарта КЯв парке установленных устройств уже превысила 50 % (см. приведенные ниже диафаммы).



Вставка 17.1 (Окончание)

По сравиеиию с парком установленных в конце 1980-х годов устройств аналогичный показатель в конце 1970-х был ие слишком высок. Таким образом, стандарт VHS захватил ббльшую долю рынка, ио в количественном выражении эта доля бьша ничтожна (менее 10 миллионов пользователей).

Количество проданных единиц (млн)

Доли VHS + Betamax рынка

1975 1980 1985 1990

1975 1980 1985 1990

Однако это преимущество оказалось решающим в 1980-х годах, когда возросли продажи видеомагнитофонов. В отличие от 1970-х годов потребитель 1980-х использовал видеомагнитофон главным образом для просмотра кассетных видеофильмов (в осиовиом кинофильмов). Это создало эффект «снежного кома», который постепенно преумножил первоначальное преимущество VHS и в конечном счете подавил стандарт Betamax. Журнал Fortune писал в 1985 году: «Betamax продолжает все больше и больше отставать... Видя насколько неустойчиво положение Betamax, потребители в больших количествах устремились к VHS. Они обеспокоены тем, что производители видеокассет для видеомагнитофонов могут однажды отказаться от стандарта Betamax».

В 1988 году компания Sony приступила к выпуску продукции стандарта VHS.

скорость набора текстов", хотя недавние исследования ставят это утверждение под со-.iHCHHe. Тем ие менее утверждение, что клавиатура QWERTY далеко ие оптимальна : ТОЧКИ зрения максимальной скорости набора, обоснованно.

Внешние эффекты сетей могут порождать многочисленные состояния равновесия, при которых отрасль замыкается иа той или иной технологии. Какая технология в конечном счете будет избрана, в большой степени зависит от действий первых потребителей. Победившая технология ие обязательно лучше или предпочтительнее.

7.3. Чрезмерная инертность и чрезмерная импульсивность

3 предьщущем параграфе мы рассмотрели случай, когда один новый продукт или техноло-тш представлены двумя разновидностями. В качестве примера бьша приведена борьба между HSvi Betamax; из последних примеров можно назвать перезаписываемые универсальные

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [ 102 ] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]