назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


100

на новую технологию или нет. На втором этапе они одновременно устанавливают свои цены. Допустим, что при определении цен обеим фирмам становится известно, приобрел их конкурент новую технологию или нет. Каково (каковы) равновесное (равновесные) состояние (состояния) Нэша в этой игре? (Почему, по-вашему, фирмы втягиваются в патентную борьбу?)

16.4.* В 1984 году конгресс США принял закон, который предоставил производителям непатентованных медицинских препаратов возможность в кратчайшие сроки согласовывать с Управлением по сагштарному надзору за качеством пишевых продуктов и медикаментов производство и выпуск на рьпюк непатентованных медицинских препаратов. С тех пор доля рынка производителей непатентованных лекарств сушественно увеличилась. Фармацевтические компании, выпускавшие препараты под торговыми марками, применяли различные тактики для сохранения своей доли рынка. В некоторых случаях крупные фармацевтические фирмы предпочитали заплатить производителям непатентованных препаратов, только бы те не выходили на рынок. Например, компании Ivax Corp. и Novartis А G договорились с компанией Abbott Laboratories, что они не будут выпускать на рынок свой непатентованный аналог лекарства Hytrin для снижения давления. Компания Abbott ежеквартально выплачивает им вознаграждение в размере нескольких миллионов долларов .

Разберите этот пример в контексте проведенного выше анализа устойчивости монопольной власти.

16.5.Срок действия патента в США 17 лет, в Европе - 20 лет. С точки зрения обшественного благосостояния считаете ли вы этот период слишком коротким или слишком длинным? Поясните свой ответ.

16.6.Будет ли правильным разрешить фирмам заключать соглашения о НИОКР?



Глава

Сети

и стандарты

Потребителю 1990-х годов, по всей видимости, сложно представить свою жизнь без телефона. Теперь перенесемся мысленно в 1880-е годы и зададимся вопросом: насколько высока ценность телефона? Скорее всего, ответ будет «не очень высока», поскольку обладателей телефонов в то время бьшо совсем немного. Из примеров последнего времени возьмем электронную почту. Десять-пятнадцать лет назад пользы от электронного почтового адреса за пределами оборонной и иаучио-исслсдовательской сферы бьшо мало, поскольку людей, обменивавшихся электроииыми посланиями, бьшо считанные единицы.

Это примеры внешних эффектов сетей, когда выгода потребителя от обладания товаром возрастает по мере увеличения количества потребителей. Такой вывод справедлив и в случае телефонов, и в случае электронной почты. В сущности, у обоих средств связи есть одна общая черта: это примеры прямых внешних эффектов сетей, возникающих при образовании сети пользователей, общающихся друг с другом. Однако прямым эффектом НС исчерпываются ситуации, когда потребителей волнует общее их количество. Например, покупать компьютер с операциоииой системой Windows выгоднее, если эту же операционную систему покупают другие потребители. Даже если пользователи компьютера напрямую ие общаются, то, что их много, создает отличные предпосылки для разработки разнообразного программного обеспечения для этой популярной системы.

В этой главе мы принимаем во внимание целый ряд аспектов конкуренции при наличии внешних эффектов сетей. В параграфе 17.1 мы анализируем спрос при наличии сетевых эффектов, используя понятия потребительских ожиданий и критической массы. В параграфе 17.2 представляем простейшую модель коикурсиции двух различных несовместимых вариантов повой технологии (например, два варианта универсальных цифровых дисков, DVD). В параграфе 17.3 разбирается случай, когда новый вариант технологии конкурирует со старым (например, дискеты форматов 3,5 и 5Ул). Решения о совместимости стратегий рассматриваются в парафафе 17.4. Наконец, в параграфе 17.5 мы обращаемся к некоторым вопросам государственной политики в отношении сетей и стандартов.

17.1. Ожидания потребителей и критическая масса

Спрос на продукты при наличии внешних эффектов сетей имеет несколько особе1Н1остей, не присущих «нормальным» кривым спроса. Полезность продукта для каждого конкретного потребителя зависит от количества потребителей, которые покупают этот продукт.



т.е. от размера сети пользователей. Или, если быть более точным, спрос зависит от того, до каких размеров, по ожиданиям потребителя, разрастется сеть. Тем самым мы отмечаем важный элемент, определяющий спрос в условиях сети: ожидания потребителей.

Для иллюстрации этого довода представим, что спрос на новую сетевую технологию составляет один миллион потребителей. Каждый из них оценивает товар в и, где и - количество пользователей товара (если количестю пользователей велико, то оно примерно отражает размер сети). Другими словами, чем больше величина я, тем выше каждый потенциальный покупатель оценивает товар. В частности, каждый покупатель готов заплатить за него п", где и - ожидаемый размер сети.

Предположим, что у каждого потребителя есть некоторая уверенность в том, что в сеть никто из потребителей не юльется, т.е. rf= 0. В таком случае никто из потребителей не будет готов нести положительные издержки по подключению к сети, поскольку чистый экономический эффект будет отрицательным. Отсюда следует, что при любой положительной цене отсутствие потребителей, подключающихся к сети пользователей технологии, образует равновесие Нэша. Эту ситуацию можно назвать равновесием реализованных ожиданий, тем самым подчеркнуть тот факт, что равновесная величина и равна ожидаемой величине rf.

Теперь допустим, что каждый потребитель ожидает, что все потребители подключатся к сети. Это значит, что каждый потребитель готов уплатить за новую технологию до 999 999. Допустим, что цена ниже 999 999. Тогда у нас образуется второе состояние равновесия Нэша, и происходит это благодаря подключению всех потребителей к сети пользователей технологии. Подведем итог: при ценах выше нуля и ниже 999 999 образуются два состояния равновесия Нэша, в одном из них новую технологию приобретают все потребители, во втором - ни один. Иначе говоря.

Внешние эффекты сетей могут порождать различные объемы спроса при заданной цене. Конкретный объем спроса зависит от ожиданий потребителей относительно размера сети.

Что можно сказать об этой проблеме, близкой к дилемме яйца и курицы? Например, если цена равна 900 тысячам, то какое из равновесных состояний с большей вероятностью возобладает: один миллион пользователей или их отсутствие? А если цена 900? По большому счету, возможны оба равновесных состояния в обоих случаях. Однако интуиция подсказывает, что равновесие с небольшими объемами внедрения технологии более вероятно, когда цеиа высокая; равновесие с широким внедрением технологии более вероятно тогда, когда цена низкая. Допустим, цеиа 900 тысяч. В этом случае потребители просто возьмут и купят технологию, правда, если они будут уверены, что остальные 900 тысяч потребителей (из миллиона) поступят точно так же. Если же пена равна 900, то каждому потребителю будет достаточно уверенности в том, что еще 900 потребителей (из миллиона) купили эту технологию.

На практике игры с внедрением технологии ие имеют временных офаничений, т.е. они не длятся один отдельно взятый период. Допустим, что цеиа равна 900. Даже если большинство потребителей пессимистично оценивают шансы образования равновесного состояния с широким применением технологии, существует вероятность того, что 900 пофебителей из миллиона (менее 0,1 %) все-таки приобретут технологию. Как только это произойдет, доминирующей сфатегией для других пофебителей станет покупка этой же технологии (поскольку ею уже владеют 900 пофебителей, то размер будущей

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]