назад Оглавление вперед


[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]


0

организация отраслевых рынков

Для чего нужна еще одна книга об организации отраслевых рынков (OOP)? Поскольку книг об OOP написано уже немало, вопрос вполне справедливый и естественный. Поэтому в предисловии мы и обосновываем ответ на этот первый в книге вопрос.

Организация отраслевых рынков за последние два десятилетия претерпела серьезные изменения и, что очень важно, превратилась из небольшого раздела экономической науки в самостоятельную дисциплину, которую изучают больщинство экономистов, студентов и ученых, специализирующихся в таких областях, как финансы, маркетинг и стратегический анализ. Эти изменения связаны с двумя факторами: (1) OOP - первая экономическая дисциплина, использовавшая достижения теории игр, появившиеся в конце 1960-х - 1970-х годах; (2) анализ несовершенно конкурентных рынков (одно из возможных определений OOP) - сама по себе занимательная и важная задача.

Эволюция статуса OOP не нашла отражения ни в одной из последних книг об отраслевых рынках. Несмотря на возрастающее количество таких книг, нельзя избавиться от ощущения, что в своем больщинстве они написаны в первую очередь для «продвинутых» студентов-экономистов, а в некоторых случаях для студентов, намеревающихся посвятить себя исследовательской деятельности и преподаванию экономики. К чему я это говорю? Во-первых, к тому, что эти книги написацы несколько сложновато для студента, не изучающего экономическую теорию в качестве профилирующей дисциплины. Во-вторых, многие из этих книг носят скорее методологический, нежели проблемный характер. Они знакомят читателей с целым рядом моделей и эконометрических регрессий, как будто пытаются побудить их к исследованиям в области OOP. Такой уклон вполне естествен: ведь больщинство авторов - известные исследователи организации отраслевых рынков.

Настоящая книга восполняет обнаруженный пробел. Она рассчитана на широкий круг читателей, в том числе на студентов экономических факультетов и студентов, для которых экономика не является профилирующей дисцитшиной, но которых она интересует как часть их образования. Соответственно при написании этой книги преследовались две главные цели:

1. Книга является вводной. Это, разумеется, сказалось на ее объеме - среднем между третью и половиной объема большинства других книг. Однако краткость достигается за счет более избирательного подхода к затрагиваемым темам, а не за счет их поверхностной подачи".

Однажды Г.К. Честертон написал длинное письмо редактору одной газеты. Когда его спросили, почему письмо такое длинное, он ответил: «У меня не было времени написать короткое». Я полагаю, что относительно небольшой объем книги является одним из ее достоинств.



2. В книге основное внимание уделяется проблемам, а не методологии или обзору литературы. Несмотря на широкое применение моделей (по-моему, они помогают понять реальное положение вещей), я ввожу новую модель только в том случае, когда ее использование обосновано предельной полезностью, необходимой для понимания сути вопроса*.

Изучив эту книгу, читатель не станет специалистом по организации отраслевых рынков, как и не получит исчерпывающего или хотя бы общего представления об исследованиях в этой области, продолжающихся вот уже два десятилетия. Однако он может получить представление об основных проблемах, встающих при анализе рыночной конкуренции, а также применить эти представления для осмысления проблем, освещаемых Wall Street Joumal, Financial Times, Economist и np. Как компании Nintendo следует реагировать на снижение компанией Sony цены на приставку PlayStation Правомерны ли действия Министерства юстиции США, подавшего в суд на компанию Microsoft за пакетирование Windows с Internet Explorer Как отразится планируемое слияние компаний British Airways и American Airlines на тарифах на трансатлантические рейсы? Следует ли Евросоюзу разрешить данное слияние? Таких вопросов очень много.

Текст по возможности приведен в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Несмотря на то что большинство разработок приходится на 1980-е годы, удивительно, но многие из них до сих пор не включены в учебники. Хотя в первоисточниках эти результаты зачастую изложены в математически формализованном виде, их основные идеи достаточно важны и заслуживают того, чтобы в упрощенной форме они бьши включены в учебники. Это, например, анализ ценовой конкуренции с ограничениями по мощности, динамические модели сговора, конкурентный отбор, эндогенные издержки входа на рынок и вертикальные ограничения.

В книге соблюдается баланс между изложением идей и примерами (в соответствии со степенью их значимости), а также между примерами из экономики США и из экономик других стран (последние отражают преимущественно европейский опыт). Некоторые примеры представлены в специальных вставках - всего их около тридцати; большинство же примеров приведено в основном тексте.

Читателям должны быть знакомы основы экономической теории на уровне вводного курса. Те, кто недостаточно знаком с базовыми концепциями, необходимыми для OOP, могут начать со второй главы, дающей начальное представление о микроэкономике в той мере, в какой это необходимо для работы с данной книгой. Основной текст опирается главным образом на графический анализ. Он дополнен серией вспомогательных материалов, вынесенных из основного текста, где более широко используются алгебра и математический анализ. В этом плане книга отличается достаточной гибкостью, благодаря чему должна привлечь читателей с различным уровнем владения математикой. Хотя основной текст книги дает представление о предмете и без математических разделов, читатели, знакомые с алгеброй и дифференциальным исчислением, найдут полезными для себя дополнительные разделы.

В частности, я должен подчеркнуть, что перечень ссылок составлялся не как сбалансированный обзор литературы по организации отраслевых рынков. Поэтому я принял решение отказаться от прямых ссылок на библиографические источники в тексте и перенес их в конец книги. (Такие ссылки помечаются по тексту цифрами в отличие от сносок, как эти, которые обозначаются буквами.)

Количество цитат из газетных статей в тексте приблизительно равно количеству цитат из научных работ.



В конце каждой главы помещены вопросы и задания для закрепления материала и дополнительные упражнения. Названия рубрик говорят сами за себя. Дополнительные упражнения, как правило, требуют обобщения выводов, изложенных в основном тексте. В зависимости от уровня сложности упражнения помечаются символами: от отсутствия звездочек до ***.

Адрес сайта книги в Интернете:

http: luiscabral.org

На этом сайте читатели найдут более сложные в математическом отнощении разделы, дополнительные примеры и разбор реальных ситуаций, рещения заданий и другие интересные материалы. На сайте также представлены материалы, предназначенные специально для преподавателей.

С выражением признательности

Многие люди помогли мне своими комметариями по поводу предществовавщих вариантов различных глав: Дэн Акерберг (Бостон), Марк Армстронг (Колледж Нуффилд), Хельмут Бестер (Берлин), Бруно Кассиман (Университет Помпе Фабра), Паскаль Курти (ЛБШ), Джо Фаррелл (Беркли), Дэвид Дженисов (Иерусалим), Бен Хермалин (Беркли), Фрэнсин Ляфонтэн (Мичиган), Рамиро Товар Лавда (Технологический Университет, Мехико), Фрэнк Мэтьюсон (Торонто), Микаэль Пайтц (Франкфурт), Роб Портер (Нор-туэстерн), Майкл Риордан (Коламбия), Джон Смолл (Оклевд), Джон Саттон (ЛШЭ), Франк Фербовен (Антверпен), Райнхильде Фойгелерс (Левей), Лен Уэйверман (ЛБШ) и Питер Земски (Инсет). В этот список я бы еще добавил несколько анонимных рецензентов, которые также потратили свое время на прочтение черновых материалов. Я благодарю их всех за комментарии и поддержку. К сожалению, вся ответственность за упущения в тексте и встречающиеся ощибки лежит только на мне одном.

Некоторые упражнения в конце глав взяты (и адаптированы) из сборников задач и упражнений, использовавщихся в Стэнфорде и Беркли в то время, когда я там преподавал. Я признателен Северину Боренщтайну, Тиму Бреснахану, Бену Хермалину, Джонатану Леонарду и Карлу Шапиро за то, что мне было позволено ими воспользоваться.

И наконец, я хотел бы поблагодарить всех своих студе1ггов и магистра1ггов из Лондонской бизнес-щколы, Ловдонской щколы экономики и Беркли, которые занимались по предыдущим изданиям книги. Многие примеры, приведенные в настоящей книге, появились благодаря их предложениям.

[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114]