симости от количества ее членов, а основные сельскохозяйственные работы (по крайней мере, в области производства продовольствия) выполняются женщинами и детьми. Чтобы стать богатым, мухсчине желательно иметь как можно больше жен и детей. К тому же, если никакой другой собственности, кроме земли, у него нет, его обеспечение в старости зависит от взрослых детей и младших жен, а землю он не сможет ни заложить, ни продать, поскольку его право собственности распространяется только на то, что на этой земле растет, но не на саму землю. Поскольку желательный размер семьи при частной и племенной собственности на землю разный, снижение рождаемости в регионах с долгим залежным оборотом, по всей вероятности, начнется тогда, когда рост населения заставит отказаться от племенной собственности на землю, и снижение это будет более вероятно, если на смену племенной собственности придет мелкая земельная собственность, а не крупные хозяйства.
Помимо смены системы землевладения начало спада в динамике рождаемости сельского населения зависит также от изменений в технологическом уровне аграрного сектора и от наличия экономической и социальной инфраструктуры. Если в сельском хозяйстве заняты в основном женщины и дети, то даже в странах с высокой плотностью населения, где интенсификация сельского хозяйства возможна только за счет увеличения трудозатрат, иметь большую семью может оказаться выгодно, несмотря на нехватку земли. Переход на более высокие технологии может в дальнейшем снизить заинтересованность в больших семьях, поскольку такие технологии сокращают потребность в женском и детском труде. Технологии среднего и высокого уровня предполагают использование главным образом мужского труда, а женщинам и детям поручаются операции, где применяются простые технологии. Таким образом, по мере постепенного перехода сельского хозяйства от примитивных к более высоким технологиям увеличивается объем работ, выполняемых мужчинами, а труд женщин и детей используется все меньше, что ослабляет экономическую заинтересованность в больших семьях. Кроме того, экономически отсталые сельские районы обычно отличаются высоким уровнем детской смертности, что может отсрочить начало снижения рождаемости. Аналогичный эффект может иметь и массовый oitok молодежи из таких районов, если родители рассчитывают на получение денежных переюдов от своих уехавших отпрысков.
Однако на самом деле зависимость между уровнем экономического развития аграрных районов и уровнем рождаемости не столь прямолинейна. Желание родителей иметь много детей может объясняться не только экономическими причинами, а рост доходов в результате развития сельского хозяйства или повышения цен на сельскохозяйственную продукцию позволяет прокормить и многочисленные семьи, так что рождаемость может и не снизиться или снизиться не сразу. Вообще говоря, при прочих равных условиях уровень рождаемости должен быть тем выше, чем выше доходы, но в развивающихся странах повышение доходов происходит в основном в результате измене-
НИИ в технологаи, в структуре занятости, в схемах расселения, которые способствуют снижению рождаемости, и совместное действие этих противоположных тенденций может привести к возникновению довольно большого разрыва во времени между модернизацией сельского хозяйства и снижением рождаемости.
БИБЛИОГРАФИЯ
Boserup, Е. 1965. The Conditions of Agricultural Growth. London: Allen & Unwin:
Chicago: Aldine Publishing Company, 1966. Boserup, E. 1981. Population and Technological Change. Chicago: Chicago University
Press.
Lewis, W.A. 1954. Economic development with unlimited supplies of latjour.
Manchester School of Economic and Social Studies 22(2), May, 139-91. Malthus, T.R. 1803. An Essay on the Principle of Population. London: J.M. Dent,
1958; New York: Dutton. Nurkse, R. 1953. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries. Oxford
and New York: Oxford University Press. Ricardo, D. 1817. The Principles of Political Economy and Taxation. Ed. P. Sraffa,
Cambridge: Cambridge University Press, 1951; New York: Cambridge University
Press, 1973.
Schultz, T.W. 1964. Transforming Traditional Agriculture. New Haven: Yale University Press.
Schuttjer, W. and Stokes, C. (eds) 1984. Rural Development and Human Fertility. New York and London: Macmillan.
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
Сюзан Роуз-Аккерман
Bribery
Susan Rose-Ackerman
Экономический анализ политических и административных (bureaucratic) институтов целесообразно начинать с изучения феномена взяточничества - не потому, что он имеет всеобщее распространение, а потому, что проливает свет на конфликт между общественными интересами и рынком. Широкомасштабное взяточничество способно трансформировать государственную систему, на первый взгляд, основанную на демократических или меритократических принципах, в систему, основанную на подкупе.
Больщинство работ, посвященных проблеме взяточничества, носят дескриптивный и таксономический характер. Хотя их чтение представляет интерес и позволяет получить базовую информацию о масштабах и разнообразии форм коррупции, эти исследования не содержат систематического анализа экономических основ взяточничества. Даже когда эти основы осознаются, они часто трактуются поверхностно в том смысле, что действие базовых факторов спроса и предложения рассматривается либо в качестве оправдания практики получения взяток, либо в качестве повода для осуждения такой практики. К числу лучших дескриптивных работ принадлежат книги М. Кларка, Дж. Гардинера и Д. Олсона, а также Э. Хайденхаймера (Clarke, 1983; Gardiner and Olson, 1974; Heidenheimer, 1970); другие книги и статьи по этой теме перечислены в библиофафии.
Теория совершенной конкуренции подчеркивает безличный характер всех рыночных сделок. Производитель продает свои товары всем покупателям независимо от их расы, пола и личного обаяния. Равным образом «идеальный» чиновник принимает решения на основании объективных меритократических критериев, не испытывая влияния персональных, этнических или семейных связей. Практика взяточничества может обеспечить замещение деперсонализированной мерито-кратической процедуры деперсонализированной процедурой, основанной на подкупе, или же укрепить систему персональных привилегий, основанную на тесных личных связях. Вместе с тем дача взяток может представлять собой способ, посредством которого аутсайдеры или члены обделенных фупп могут приобрести влияние в обществе. Отсюда следует, что единственным способом оценки последствий взяточничества является его сравнение с системой, где оно отсутствует. В этом случае оценка реальных фактов взяточничества будет зависеть не только