назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


80

«Кнут и пряник» конкуренции также создают стимулы для технического прогресса в странах, объединенных экономической интеграцией. В частности, увеличение конкуренции может стимулировать исследовательскую деятельность, направленную на разработку новых видов продукции и совершенствование производственных технологий. Наконец, экономическая интеграция способствует распространению знаний и информации, расширяя тем самым доступ всех производителей к новым товарам и технологиям, выпускаемым в других странах-партнерах.

Высказывалось мнение, что выгоду, получаемую в результате развития конкуренции и экономии на масштабах, можно извлечь посредством односторонней либерализации торговли, а также что эта выгода зависит главным образом от реакции экономических агентов на создаваемые конкуренцией стимулы (Krauss, 1972). В то время как справедливость второго тезиса зависит от конкретных условий каждой страны, первый не учитывает преимущества, связанные с ростом объема вьшуска за счет выхода на рынки стран-партнеров.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ. Различия в экономической политике стран-партнеров могут оказать значительное влияние на торговые потоки и движение факторов производства; тем самым они оказывают влияние и на эффект благосостояния в результате экономической интеграции. Это касается промышленной, фискальной, денежно-кредитной, социальной и валютной политики (Balassa, 1961).

Промышленная политика может подразумевать льготное кредитование и/или налоговые льготы, оказываемые либо всем отечественным производителям, либо конкретным отраслям. «Горизонтальная» политика, поощряющая всех производителей, не привносит никаких искажений до тех пор, пока ее условия не ставят один из видов деятельности в преимущественное положение перед другими. Напротив, «вертикальная» политика, нацеленная на определенные виды производства, искажает равномерность развития и тем самым может снизить эффект снятия тарифов странами-партнерами.

Различия в социальной политике не должны оказывать отрицательного воздействия, если предположить, что все пособия финансируются за счет страховых поступлений от работников и работодателей. Даже введение в модель мобильности факторов производства не отражается на результате до тех пор, пока работники воспринимают получаемые социальные пособия и льготы как часть заработка.

Однако ситуация меняется, если социальные профаммы финансируются из общих налоговых поступлений, что равнозначно субсидированию заработной платы, стимулирующему развитие фудоемких производств. Соответственно, различия в способах финансирования социальной сферы, существующие между сфанами-партнерами, искажают размещение ресурсов. Влияние этого фактора еще усиливается, если учесть движение факторов производства, вызванное различием цены труда в разных Сфанах.

Отмена вертикальной промышленной политики и выравнивание условий финансирования социальных профамм способствуют умень-



шению деформаций в аллокации ресурсов и разницы налогового бремени между странами. Налоговые различия, тем не менее, могут продолжать существовать как отражение национальных приоритетов в отношении производства общественных благ. Воздействие этих различий на движение факторов производства зависит от того, как будут израсходованы налоговые поступления. Кроме того, могут возникнуть так называемые эффекты предложения, т.е. увеличение предложения труда и склонности к риску в связи со снижением налогового бремени.

Следующий вопрос состоит в том, какое влияние на развитие конкуренции оказывают межстрановые различия в косвенном и подоходном налогообложении при данном общем налоговом бремени. Если продукция облагается налогом в стране продажи, косвенные налоги не взимаются с экспортных товаров и взимаются с импортных без соответствующих поправок к подоходному налогообложению. Тем не менее, больших искажений в условиях конкуренции не возникает, поскольку их предотвращает политика гибких валютных курсов.

Если одна из стран-партнеров основывает свою политику на вышеупомянутом принципе, а другая облагает косвенными налогами продукцию в месте производства вне зависимости от того, где она будет продана, возможные искажения также снимаются политикой гибких валютных курсов. Этого, однако, не произойдет, если в одной из стран используется каскадный принцип налогообложения (повышение налогового бремени для производств, предусматривающих многоступенчатую обработку, на каждой стадии которой взимается определенный налог), а в другой - налог на добавленную стоимость. В данном случае, чтобы избежать искажений, потребуется переход на систему НДС всеми странами - участницами союза.

Хотя гибкость валютных курсов является необходимым условием компенсации различий в налоговых системах, считается, что за интеграцией должен следовать переход к фиксированным курсам. Однако успех такого рода мероприятия зависит от координации - а впоследствии и объединения - денежно-кредитной и фискальной политики, поскольку в противном случае возникает давление, ведущее к изменению курсов. Фиксированный валютный курс должен, таким образом, рассматриваться как окончательный результат координации экономической политики, а не как промежуточный шаг на пути к экономической интефации (Balassa, 1975).

БИБЛИОГРАФИЯ

Balassa, В. 1961. The Theory of Economic Integration. Homewood, 11.: Richard D. Irwin.

Balassa, B. 1975. Monetary integration in European Common Market. In European Economic Integration, ed. B. Balassa, Amsterdam: North-Holland, 175-220.

Collier, P. 1979. The welfare effects of a custom union: an anatomy. Economic Journal 83, 84-7.



Cooper, CA. and Massell, B.F. 1965a. A new look at customs union theory. Economic Joumal 75, 742-7.

Cooper, CA. and Massell, B.F. 1965b. Towards a general theory of customs unions

for developing countries. Joumal of Political Economy 73, 461-76. Corden, W.M. 1972. Economies of scale and customs union theory. Joumal of Political

Economy 80, 465-75. Johnson, H.G. 1965. An economic theory of protectionism, tariff bargaining, and the

formation of customs unions. Joumal of Political Economy 73, 256-83. Kemp, M.C and Wan, H.Y., Jr. 1976. An elementary proposition conceming the

formation of customs unions. Joumal of Intemational Economics 6, 95-7. Krauss, M.B. 1972. Recent developments in customs union theory: an interpretative

survey. Joumal of Economic Literature 10, 413-36. Lipsey, R.G. 1960. The theory of customs unions: a general survey. Economic Joumal

70, 496-513.

Lipsey, R.G. and Lancaster, K.J. 1956-7. The general theory of second best. Review

of Economic Studies 24, 11-32. Lloyd, P.J. 1982. The theory of customs unions. Joumal of Intemational Economics

12, 41-63

Meade, J.E. 1953. Problems of Economic Union. London: Alien & Unwin. Meade, J.E. 1955. The Theory of Customs Union. Amsterdam: North-Holland. Scitovsky, T. 1958. Economic Theory and Westem European Integration. London: Alien & Unwin.

Tinbergen, J. 1957. Customs unions: influence of their size on their effect. Zeitschrift

dergesamten Staatswissenschaft 113, 404-14. Vanek, J. 1965. General Equilibrium of International Discrimination. The Case of

Customs Unions. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. Viner, J. 1950. The Customs Union Issue. New York: Carnegie Endowment for

Intemational Peace.

Wonnacott, P. and Wonnacott, R. 1981. Is unilateral tariff reduction preferable to a customs union? The curious case of the missing foreign tariffs. American Economic Review 71, 704-14

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]