назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


77

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Первым значимым случаем экономической интеграции стал в XIX в. Германский таможенный союз, образование которого впоследствии привело к полной интеграции посредством объединения германских государств и образования Германской империи. В XX в. создание Бенилюкса как таможенного (в 1948 г.), а затем экономического (в 1949 г.) союза, объединившего Бельгию, Люксембург и Нидерланды, стало первым шагом на пути к европейской экономической интеграции. Вслед за этим были созданы Европейское объединение угля и стали (1953 г.) и Европейское экономическое сообщество - ЕЭС (1958 г.). В оба эти объединения входили Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия.

Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания в 1960 г. основали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), к которой вскоре присоединилась и Финляндия - вначале на правах ассоциированного, а затем и полноправного члена. Дания и Великобритания, напротив, вышли из Ассоциации и вместе с Ирландией вступили в ЕЭС в 1968 г. Греция стала членом ЕЭС в 1978 г., а Испания и Португалия присоединились в 1986 г.

В Восточной Европе в 1948 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи, или СЭВ. Участниками его стали СССР, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша и Румыния. Албания и ГДР присоединились чуть позже, за ними последовали Куба и Монголия, но потом Албания прекратила свое участие в деятельности СЭВ.

Развивающиеся страны также предпринимали неоднократные шаги по пути экономической интеграции. В результате создавались зоны свободной торговли, например Латиноамериканская зона свободной торговли (1960), объединившая Аргентину, Боливию, Бразилию, Чили, Колумбию, Мексику, Эквадор, Перу, Уругвай и Венесуэлу, или таможенные союзы, такие, как Таможенный союз стран Западной Африки (1959), куда вошли Берег Слоновой Кости, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал и Верхняя Вольта. В 1960 г. был создан Центрально-Американский общий рынок, включающий Коста-Рику, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор в качестве полноправных членов. В свою очередь, Кения, Танзания и Уганда объединились в Восточно-Африканский общий рьшок, трансформировавшийся в 1967 г. в Восточно-африканское экономическое сообщество, которое должно было в перспективе стать экономическим союзом. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом, так как внутренние торговые барьеры или не полностью устранялись, или восстанавливались впоследствии.

ЭФФЕКТЫ РАСШИРЕНИЯ И ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПОТОКОВ. Работа Вайнера «Вопрос о таможенных союзах» (Viner, 1950) стала первым важнейшим вкладом в развитие теории экономической интеграции. Вайнер исследовал влияние, которое образование таможенных союзов оказывает на торговлю между странами, и выделил так называемые эффекты расширения и перенаправления торговых потоков. В первом случае происходит переход от ис-



пользования возможностей внутреннего рынка к рынку страны-партнера как источника ресурсов для производства какого-либо товара; во втором же случае аналогичный переход осуществляется с внешних по отнощению к союзу рынков на рынок ресурсов страны-партнера.

Расщирение торговли повыщает благосостояние стран в той степени, в которой внутреннее производство замещается понижающим издержки импортом из стран-партнеров; относительно более дешевый импорт становится возможным благодаря отмене тарифов. В свою очередь, перенаправление внешнеторговых потоков влечет за собой снижение благосостояния, так как введение тарифов, направленных на дискриминацию стран, не участвующих в таможенном союзе, ведет к замещению низкозатратного импорта из этих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Чистый эффект повышения (снижения) благосостояния как результат создания таможенного союза зависит как от объемов расширения (перенаправления) торговых потоков, так и от различий в издержках производства единицы продукции. В системе частичного равновесия и при постоянных издержках прирост (снижение) благосостояния произойдет, если объем расширения торговли, умноженный на разницу в уровне затрат между данной страной и ее партнером по таможенному союзу, превысит (окажется меньше) перенаправленного объема внешней торговли, умноженного на разницу в уровне затрат между страной-партнером и внешним миром.

В дальнейшем Мид (Meade, 1955) рассматривал воздействие таможенных союзов на замещение одних товаров другими, включая замещение товаров на внутреннем рынке импортом из страны-партнера (расширение торговых потоков) и замещение импорта из «внешних» стран продукцией страны-партнера (перенаправление товарных потоков). Так же, как и в рассмотренном случае замещения производственных ресурсов (эффект производства), при замещении одних готовых товаров другими (эффект потребления) расширение внешней торговли ведет к росту благосостояния, а ее перенаправление - к потерям.

Разделение эффекта производства и эффекта потребления не означает отсутствия взаимосвязи между ними. Замещение одних ресурсов другими оказывает воздействие на структуру потребления посредством изменения цен, которые платит покупатель. В свою очередь, замена Одних товаров другими приводит к сдвигам в структуре производства, так как с изменившимися ценами сталкиваются производители.

В то же время Липси и Ланкастер (Lipsey and Lancaster, 1956-1957) впервые отметили, что эффекты производства и потребления, как и теория таможенных союзов в целом, должны рассматриваться как особые случаи теории «второго оптимума» (second-best). Если обычные условия Парето-оптимальности выполнены, свободная торговля приводит к эффективной аллокации ресурсов, в то время как ситуации и до, и после возникновения таможенного союза являются субоптимальными, поскольку в обоих случаях существуют тарифы. Таким образом, в отрыве от контекста невозможно сделать однозначный вывод о том,



повысится или снизится благосостояние страны в результате образования таможенного союза. Тем не менее, анализ определенных факторов позволяет сделать предположение о том, в каком направлении эта мера может повлиять на благосостояние.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. Липси (Lipsey, 1960) предположил, что эффект роста благосостояния от создания таможенного союза должен зависеть от соотношения доли во внутреннем потреблении товаров, производимых внутри страны, и товаров, импортируемых из стран, не входящих в союз. При прочих равных условиях, чем выше в потреблении доля местной продукции и чем ниже доля импорта из стран - нечленов союза, тем больше вероятность повышения благосостояния в результате образования таможенного союза. Это объясняется тем, что замена производимых внутри страны товаров на товары стран - партнеров по союзу повлечет за собой расширение внешнеторговых потоков, в то время как замена товаров, импортируемых извне, приведет к их перенаправлению.

Данные выводы совпадают с заключением Тинбергена (Tinbergen, 1957) о том, что увеличение размера таможенного союза повысит вероятность положительного воздействия на благосостояние участников. Предельным случаем здесь является включение всех стран мира в таможенный союз, что, по сути, означает переход к полностью свободной торговле. Исходя из выгодности расширения таможенного союза, связанной с появлением дополнительных возможностей для реаллока-ции производства, можно сделать вывод о положительной корреляции ожидаемого эффекта благосостояния с величиной расширения рьшка стран-участниц (иными словами, чем меньше страна, тем больше она выиграет от вступления в таможенный союз).

В дальнейшем Вайнер анализировал влияние имеющихся межстра-новых различий в структуре производства на эффект роста благосостояния от заключения таможенного союза. Он предположил, что чем более конкурентны (менее комплементарны) структуры производства стран-участниц, тем выше вероятность повышения благосостояния в результате создания таможенного союза.

Этот тезис отражает предпосьшку, что страны со сходными структурами производства при создании таможенного союза стремятся заменить отечественные товары на конкурентоспособный импорт из стран-партнеров, в то время как различия в структуре производства внутри союза ведут к отказу от продукции партнеров в пользу более дешевого импорта извне (данная посьшка неверна, если произюдитель товара с низкими издержками оказывается внутри союза).

Эффект повышения благосостояния в результате встугшения в таможенный союз также будет зависеть от транспортных расходов. При прочих равных условиях, чем ниже транспортные издержки в странах - участницах союза, тем больше положительный эффект интеграции. Так, участие соседних стран, у которых больше возможностей для расширения торговли друг с другом, предпочтительно по сравнению с

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]