назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [ 71 ] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


71

ведущие позиции. Любая компания слишком заинтересована в старом рьшке, и влиятельные силы внутри нее будут всячески противодействовать быстрой переориентации на новые производства. Так, например, будучи одним из крупнейших в мире производителей пишущих машинок, фирма IBM не спешила разрабатывать текстовые процессоры, хотя и являлась уже к тому времени мировым лидером в производстве компьютеров. Главное подразделение компании «Дженерал электрик», выпускавшее вакуумные электронные лампы, долго не давало ходу транзисторам, что в результате не позволило этой фирме стать лидером в производстве транзисторов. Классическим примером, конечно, являются железные дороги - железнодорожные компании упрямо считали своим делом лишь железнодорожное сообщение, отказываясь считать себя транспортными компаниями в широком смысле слова.

Упадок - это оборотная сторона прогресса, но он связан с реальными издержками, и основная тяжесть этих издержек падает на высвобождающихся рабочих, которым не так-то просто найти себя на новом месте. Скажем, 55-летнему безработному металлургу из Пенсильвании не так-то просто переучиться на сборщика компьютеров и найти работу где-нибудь в Калифорнии, где эти компьютеры собирают. Если такой человек и найдет себе новую работу, то, как правило, гораздо хуже оплачиваемую, а обществу в целом придется расплачиваться ростом расходов на социальную защиту.

В экономической теории ничего не гоюрится о проблемах и издержках подобной перестройки, поскольку предполагается, что переток любьк ресурсов из отрасли в отрасль осуществляется безболезненно и не стоит ничего или почти ничего. Согласно равновесному подходу работники, потерявшие работу в старых отраслях, быстро находят работу в новьк местах, причем их заработок остается примерно на прежнем уровне. Но если действительно проследить судьбу тех, кто потерял работу в отраслях, переживающих упадок, то мы увидим, что большинство из них искало работу очень долго, а те, кто ее нашел, сильно потеряли в заработке. Таким образом, сокращение реальньк доходов вовсе не является незначительным, как это принято считать в экономической теории.

В результате вопрос о том, как именно следует относиться к отраслям, переживающим упадок, остается открытым. Государство не может и не должно предотвращать сокращение производства в убыточных отраслях, но ему все-таки приходится решать, как обеспечить перелив трудовых ресурсов из старых, клонящихся к закату отраслей в новые, находящиеся на подъеме, и что делать с теми людьми, которые в результате этого перехода оказались за бортом.

БИБЛИОГРАФИЯ

Borrus, М., Millstein, J. and Zysman, J. 1982. U.S. Japanese competition in the semiconductor industry. Policy Papers in International Affairs, no. 17, Berkeley: Institute of International Studies, University of California.



Eckstein, О., Caton, С, Brinner, R. and Duprey, P. 1984. The DRI Report on U.S.

Manufacturing Industries. New York: McGraw-Hill. Hatsopoulos, G.N. 1983. High Cost of Capital: Handicap of American Industry.

Waltham, Mass.: American Business Conference, Thermo Electron Corp. Konaga, K. 1983. Industrial policy: the Japanese version of a universal trend. Joumal

of Japanese Trade and Industry 4, 21f Krist, W.K. 1984. The U.S. response to foreign industrial policies. In High Technology

Public Policies for the 1980s, Washington, DC: a National Joumal Issues Book. Krugman, P. 1984. The United States response to foreign industrial targeting. Brookings

Papers on Economic Activity 1, 77-121. Labor-Industry Coalition for Intemational Trade. 1983. Intemational Trade, Industrial

Policies, and the Future of American Industry. Washington, DC: Labor-Industry

Coalition for Intemational Trade, 40f Lawrence, R.A. 1984. Can America Compete? Washington, DC: Brookings. Magaziner, I. 1983. New policies for wealth creation in the United States. In Growth

with Faimess, Institute on Taxation and Economic Policy. McKenna, R., Borrus, M. and Cohen, S. 1984. Industrial policy and intemational

competition in high technology - Part I: blocking capital formation. California

Management Review 26(6), Winter, 15-32. Melman,S. 1984. The high-tech dream wont come true. INC Magazine, August. Office of Technology Assessment. 1981. US Industrial Competitiveness: A Comparison

of Steel, Electronics and Automobiles. Washington, DC: Congress of the US, Office

of Technology Assessment. Phillips, K. 1984. Staying on Top: The Business Case for a National Industrial Strategy.

New York: Random House. Piore, M.J. 1982. American labor and the industrial crisis. Challenge 25, March-April,

5-11.

Reich, R.B. 1982. Why the United States needs an industrial policy. Harvard Business

Review 60 (1), January, 74-80. Schultze, C. 1983. Industrial policy; a dissent. The Brookings Review 2, Fall, 3-12. Zysman, J. 1983. Governments, Markets, and Growth. Ithaca: Cornell University

Press.



РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Эдмунд С. Фелпс

Distributive Justice

Edmund S. Phelps

Социальная справедливость требует, чтобы в обществе господствовало справедливое отнощение ко всем: к преступникам, детям, престарелым, домащним животным, странам-конкурентам и т.д. Концепция распределительной справедливости (другое ее название - концепция экономической справедливости) затрагивает более узкий круг проблем. Она имеет дело со справедливостью в экономических отнощениях между членами общества: со справедливостью в совместной производственной деятельности, в торговле потребительскими товарами, в предоставлении общественных благ. Обычно данные формы обмена (особенно если они осуществляются добровольно) дают возможность получения взаимной выгоды. При этом распределительная справедливость - это справедливость структур (arrangements), оказывающих влияние на распределение соответствующих выгод между индивидами с учетом их усилий, альтернативных издержек и затрат ресурсов (необходимо отметить, что влияние на распределение выгод в общем случае означает влияние и на их производство).

В прежних дискуссиях по поводу распределительной справедливости внимание концентрировалось главным образом на обязанностях индивида по отношению к его партнерам по сделкам. Так, от работодателя ожидалось справедливое отношение к работникам (или недопущение несправедливого отношения к ним), а центральная проблема состояла в том, чтобы определить критерии проявления несправедливости со стороны работодателя. По мере развития перераспределительной деятельности правительства и распространения идей экономического либерализма в фокусе внимания оказались обязанности центрального правительства в сфере распределения. Предположим, что предприятия и домашние хозяйства преследуют собственный интерес, в то время как правительство (в рамках своих полномочий) занимается вопросами распределения. В этих условиях к проблематике распределительной справедливости относятся главным образом перераспределительные налоги и субсидии. Налоги и субсидии могут выступать в самых различных формах - например, в форме бесплатного образования и профессиональной подготовки (масштабы которых являются чрезмерными по критерию Парето), а также выплачиваемых работодателям или работникам денежных субсидий, цель которых состоит в

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [ 71 ] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]