назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [ 69 ] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


69

тельного влияния произойдет полное «вытеснение» или даже эффект мультипликатора станет отрицательным?

На самом деле, нулевые или отрицательные значения мультипликатора можно получить и на статической модели IS - LM. Скажем, если спрос на деньги со стороны частных лиц выше, чем со стороны государства, и в результате финансовой экспансии происходит перераспределение дохода от государства к частным лицам. Хотя случай этот кажется довольно надуманным, он вполне допустим, если речь идет о небольшой стране с открытой экономикой, где возможен свободный перелив капиталов и действует гибкий валютный курс, как это предполагается в модели Манделла - Флеминга. В этом случае, если ставка процента задается извне и количество денег в обращении неизменно, объем выпуска определяется спросом на деньги; если бы государство решилось на фискальную экспансию, это привело бы только к повышению валютного курса, в результате чего произошло бы вытеснение компонентов частных расходов, чувствительных к валютному курсу, и никакого роста производства не бьшо бы. Таким образом, мультипликатор государственных расходов в этом случае будет равен нулю.

Если включить в модель динамические эффекты, появляются и другие каналы, через которые может происходить вытеснение. Анализ этих динамических эффектов с учетом динамики накопления долга первоначально проводился исходя из допущения о том, что цены неизменны и объем выпуска определяется спросом. В этом случае по мере накопления долга растут также богатство и расходы частного сектора, в результате чего долгосрочное воздействие фискальной политики на выпуск оказывается даже более сильным, чем краткосрочное. Но допущение о неизменности цен в условиях, когда продолжается накопление долга и капитала, разумеется, нереалистично. Если позволить ценам реагировать на это накопление, воздействие фискальной политики становится более сложным и вероятность вытеснения возрастает. Причина в том, что вновь возникает ряд эффектов, которые мы наблюдали при полной занятости.

Если фискальная экспансия государства продолжается даже после того, как в экономике достигнута полная занятость, рост процента вновь начинает оказывать такое же тормозящее влияние на накопление капитала и рост выпуска, которое характерно для условий полной занятости. Это произойдет даже в том случае, если дефицит исчезнет еще до того, как экономика достигнет полной занятости: в экономике останется высокий уровень зацолженности, и неизбежно будет наблюдаться относительно высокий процент и относительно низкий уровень накопления капитала. Фискальная экспансия позволяет быстрее вернуться к полной занятости, но за счет более низкого уровня выпуска при полной занятости.

Ожидания подобных эффектов, свойственных условиям полной занятости, по всей видимости, будут уже заранее сказываться на эффективности фискальной политики, модифицируя ее воздействие еще до того, как в экономике будет достигнута полная занятость. Столкнувшись с ростом бюджетного дефицита, экономические субъекты начи-



нают действовать, исходя не только из ожиданий скорого возврата к полной занятости, но и из скорого повышения процентных ставок. В зависимости от силы этих двух эффектов мультипликатор фискальной экспансии тоже может быть больше или меньше, чем в простой модели IS - LM. Если доминирует эффект ставки процента, воздействие фискальной политики на объем производства может быть незначительным.

Недавний опыт США привлек внимание к другому тормозящему эффекту ожиданий, связанному, впрочем, с теми, о которых речь шла выше, - эффекту ожидания будущего бюджетного дефицита. Ожидание дефицита ведет к ожиданию грядущего повышения процентных ставок, увеличения объема производства, а если речь идет о странах с открытой экономикой, то и повышения валютного курса. Это, в свою очередь, приводит к росту ставок процента по долгосрочному кредиту и немедленному повышению валютного курса. Если доминируют эффекты ставок процента и валютного курса, ожидание дефицита приведет к уменьшению совокупного спроса и вызовет спад. Подобный отрицательный эффект мультипликатора, однако, имеет временный характер и исчезает, как только фискальная экспансия из ожидаемой превращается в реальную.

И наконец, свою роль вновь может сыграть эффект доверия. Фискальные программы, которые в конечном счете грозят банкротством государства, его отказом от уплаты долга или монетизацией долга, могут привнести достаточно сильную дополнительную неопределенность, чтобы уменьшить фискальный мультипликатор или изменить его знак на противоположный. Но чтобы события пошли по такому пути, требуется очень мощная фискальная экспансия, намного превосходящая ту, которая обычно требуется для достижения полной занятости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Следует ли из всего вышеизложенного, что фискальная экспансия как инструмент макроэкономического регулирования ненадежна, что ее использование может оказать лишь незначительное, а то и отрицательное влияние на выпуск?

Разумеется, нет. Действительно, даже при самых благоприятных обстоятельствах фискальная экспансия может привести к частичному вытеснению некоторых компонентов частных расходов, но она, безусловно, может помочь вывести экономику к состоянию полной занятости.

Эквивалентность, по Рикардо, и эффект прямого вытеснения предупреждают нас о том, что не всякое снижение налогового бремени или увеличение расходов приводит к увеличению совокупного спроса, однако краткосрочный рост расходов или необратимое снижение подоходного налога такой эффект, несомненно, имеют.

Эффект полного вытеснения при неполной занятости, наподобие того, который бьш получен Манделлом и Флемингом, должен служить напоминанием о том, что необходимо соблюдать правильные пропорции между фискальными и кредитно-денежными формами экономи-



ческого регулирования. Во всяком случае, удовлетворение возросшего спроса на деньги путем увеличения денежной массы позволяет преодолеть нулевой или отрицательный мультипликационный эффект фискальной экспансии.

То, что в условиях неполной занятости фискальная экспансия отрицательно сказывается на накоплении капитала и производстве, а чрезмерное государственное заимствование может породить кризис доверия, должно служить напоминанием о том, что фискальную экспансию не следует понимать как такую политику, при которой происходит постоянный рост задолженности по отношению к ВНП, не прекращающийся даже тогда, когда в экономике достигается полная занятость. В этом заключается одна из трудностей фискальной экспансии: если она проводится через снижение налогов, это снижение должно быть ориентировано на достаточно длительный период, чтобы оно сумело повлиять на расходы частного сектора, но при этом оно не должно быть рассчитано на период настолько долгий, чтобы породить ожидания неконтролируемого роста дефицита. Впрочем, и при таких ограничениях для маневра остается еще достаточно места. Некоторые меры налоговой политики, например налоговые скидки при инвестициях, лучше всего работают тогда, когда они вводятся временно. Исторический опыт показывает, что коридор безопасности, за пределами которого обслуживание долгов порождает новые долги и наступает кризис, достаточно широк.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [ 69 ] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]