назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [ 68 ] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


68

а следовательно, не скажется и на расходах частного сектора; явно временное повышение подоходного налога, скорее всего, тоже никак не отразится на расходах, а вот ожидание длительного увеличения бюджетного дефицита может побудить налогоплательщиков проигнорировать предстоящий в конечном счете рост налоговых обязательств. Конкретные примеры, такие, как последствия введения в США в 1968 г. временной налоговой надбавки, позволяют в лучшем случае говорить лишь о частичном компенсирующем сокращении расходов частного сектора в ответ на эту меру.

Изменения в структуре государственных расходов оказывают реальное воздействие на расходы частного сектора, но и здесь могут возникнуть различные формы прямого вытеснения. Замещение частных расходов государственными может быть совершенным или несовершенным, так что рост государственных расходов может непосредственно приводить к сокращению расходов населения или предприятий в том же или меньшем объеме. Даже если возросшие государственные расходы идут на производство общественных благ, последствия такого роста будут зависеть от того, как к нему относится частный сектор - как к необратимому или временному явлению. Если рост носит необратимый (долгосрочный) характер и финансируется за счет необратимого увеличения налогов, то в первом приближении произойдет зеркальное уменьшение частных расходов, так что совокупный объем расходов останется без изменения. Если имело место временное повышение государственных расходов, связанное с временным повышением налогов, то объем расходов частного сектора тоже уменьшится, но не в той же мере, в какой выросли расходы государственного сектора, так что совокупные расходы повысятся.

Не следует, таким образом, ожидать, что всякое изменение налогообложения или государственных расходов приводит к точно такому же изменению совокупного спроса. Если подвести итог вышесказанному, то он может быть таким: гарантированный рост совокупного спроса можно получить только в результате длительного сокращения подоходных налогов, налоговых мер, дающих сильный эффект межвременного замещения, или в результате временного увеличения государственных расходов. Ниже мы остановимся на каждой из этих форм фискального стимулирования экономического роста подробнее.

«ВЫТЕСНЕНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ. Не всякое увеличение совокупного спроса приводит к росту производства. Ясно, например, что никакого роста не произойдет, если в экономике и так уже достигнута полная занятость. Хотя анализ последствий фискальной политики в условиях полней занятости особого эмпирического интереса не представляет - если, конечно, речь не идет о функционировании экономики в условиях военного времени, - для наших последующих рассуждений он необходим.

Если предложение труда неэластично, то объем производства не изменится и любое увеличение совокупного спроса приводит к повышению процентных ставок при неизменном выпуске. Если вырастут



государственные расходы, расходы частного сектора должны будут сократиться; если сократятся подоходные налоги, то расходы частного сектора в конечном счете останутся на прежнем уровне, но структура их изменится за счет уменьшения удельного веса компонентов, чувствительных к изменению процентных ставок. В той мере, в какой предложение труда эластично, межвременное замещение капитала трудом в ответ на краткосрочное повышение процента может привести к временному росту производства и занятости.

Но это только начало. Спустя некоторое время изменения капитала и государственного долга будут оказывать дальнейшее воздействие на выпуск. Сокращение капиталовложений в ответ на рост процентных ставок приведет к сокращению накопления капитала и падению производства, к уменьшению предложения на рынке товаров. Если фискальная политика стимулирования роста поддерживается за счет постоянного бюджетного дефицита, рост спроса со стороны государства на кредитном рынке приводит к дальнейшему росту богатства и расходов частного сектора при данных ставках процента, что ведет к еще большему повышению ставок процента и ускоряет падение накопления капитала. Насколько сильным может быть отрицательный эффект роста государственной зацолженности на накопление капитала? Одним из ключевых звеньев этого механизма является влияние государственного долга на процентные ставки, однако эмпирические данные о разных странах и по США за последние два века свидетельствуют о том, что между этими двумя показателями едва ли существует сколько-нибудь ощутимая связь.

Если мы сделаем поправку на существование неопределенности и введем предположение о том, что вложения в государственный долг и капитал имеют разную отдачу, история станет еще более интересной. В зависимости от того, как связаны между собой частное богатство и государственная задолженность, с одной стороны, и частное богатство и капитал, с другой, повышение удельного веса государственных облигаций в структуре инвестиционного портфеля может либо увеличить, либо понизить норму дохода на капитал. Можно, таким образом, предположить, что, хотя увеличение уровня задолженности повышает общий уровень процентных ставок, рост удельного веса вложений в государственные ценные бумаги в структуре инвестиций снижает требуемую норму дохода на капитал относительно ставки процента по государственным облигациям; если это так, то постоянное увеличение государственного долга может оказать небольшое чистое воздействие на требуемую норму дохода на капитал и на накопление капитала. Однако теоретические аргументы и эмпирические данные говорят о том, что влияние структуры инвестиционного портфеля, по всей вероятности, невелико и им можно пренебречь.

Может быть и хуже: фискальная программа может провалиться. Если государство реализует фискальную программу, в рамках которой рост государственного долга временно опережает рост процента, причин для беспокойства нет. Причины для беспокойства появляются тогда, когда возникает ненулевая вероятность того, что даже при самых



оптимистических предположениях долг будет постоянно расти быстрее, чем ставка процента. В этом случае государству, чтобы заплатить процент по уже имеющимся долгам, придется делать все новые и новые долги. Чем это может кончиться, будет зависеть от конкретных обстоятельств. Например, держатели облигаций могут почувствовать, что государство собирается отказаться платить по долгам, и потребовать, чтобы оно увеличило премию за риск, в результате чего дефицит и государственная задолженность начнут расти еще быстрее. Если им покажется, что ради погашения своих долгов государство может отпустить инфляцию, они потребуют повышения номинальной ставки процента и введения премий за инфляционный риск на все долговые инструменты, погашаемые по номиналу, независимо от того, кто их выпустил - государство или частный сектор. В любом случае неопределенность на финансовых рьшках возрастет и это приведет к дальнейшему сокращению производства и богатства. Как свидетельствует исторический опыт, участники рынка слишком поздно начинают понимать, что уровень дефицита и долга достиг опасных размеров. В Англии в XIX в. отношение задолженности к ВНП приблизилось к 200% без всяких неприятных последствий. И сегодня среди европейских стран есть такие, у которых отношение госдолга к ВНП превышает 100%, а они все равно идут на высокий дефицит бюджета, и пока никаких признаков того, что кто-то потребует у них введения премии за риск по государственным облигациям, не наблюдается. Так что на самом деле проблем в связи с необеспеченностью долга почти не возникает.

Но если даже исключить этот самый пессимистический сценарий, мы, несомненно, должны признать, что попытка экспансии с помощью фискальной политики способна оказать отрицательное влияние на производство в условиях полной занятости. Вопрос, однако, в том, может ли она привести к аналогичным отрицательным последствиям в том случае, если проводится в целях снижения безработицы, поскольку, по идее, именно для этого к ней чаще всего и прибегают.

«ВЫТЕСНЕНИЕ» ПРИ НЕПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ. Исторически вопрос об эффекте вытеснения впервые возник в связи с моделью is - lmb постоянных ценах. В этой модели фискальная политика приводит к росту совокупного спроса и производства. Процентные ставки растут, но происходит это уже не из-за полной занятости, как раньше, а из-за повышения спроса на деньги в связи с ростом производства. Таким образом, чем ниже эластичность спроса на деньги по процентной ставке, тем меньше будет фискальный мультипликатор. Фискальная экспансия вытесняет те компоненты частных расходов, которые чувствительны к изменению процента, но в отношении производства эффект мультипликатора будет положительным. Поскольку растут и выпуск, и процентные ставки, вполне возможно, что одновременно будут расти и инвестиции, и потребление.

Посмотрим теперь, что произойдет, если включить в модель динамику, ожидания и т.д. Не может ли случиться так, что вместо положи-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [ 68 ] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]