назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


63

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Дональд Н. Макклоски

Continuity in Economic History

Donald N. McCloskey

Непрерывность и прерывность - это приемы повествования (storytelling). Мы пользуемся этими приемами, когда рассказываем истории

0денежно-кредитной политике последних месяцев или об экономическом росте последних десятилетий. С этими понятиями связан ряд философских вопросов, а также проблем, относящихся к менее высоким сферам, например к исторической последовательности или политике.

Говоря на подобную тему, желательно опираться на конкретный случай. Возьмем наиболее важный случай - промышленную революцию в Англии.

Если это была действительно «революция» - а она ею несомненно была, - то она произошла в какое-то время. Иными словами, должен был произойти разрыв исторической непрерывности, возникнуть деление на «до» и «после». Так когда же, собственно, произошла эта революция? Назывались самые разные сроки и даты, некоторые с точностью до года и даже до дня. Среди них 9 марта 1776 г., дата выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита, выразившего мировоззрение целой эпохи; первые 5 месяцев 1769 г., когда Уатту был выдан патент на паровой двигатель, а Аркрай-ту - патент на прядильную машину с приводом от водяного колеса;

1января 1760 г., когда в местечке Стирлингшайр бьши пушены домны металлургического завода «Саггоп Ironworks».

Попытки установить точную дату выглядят, конечно, несерьезно. Точная дата уместна на мемориальной доске или на свитке, но не тогда, когда речь идет о сложных явлениях. В данном случае разрыв непрерывности выглядит чрезмерно резким, внимание привлекается к каким-то мелким деталям. Великая депрессия в США началась отнюдь не 24 октября 1929 г., а дерегулирование банковской системы в США не было завершено с отменой Правила «Кью»*. Сошлемся на Николаса Крафтса (Crafts, 1977), который верно подметил, что пытаться установить точную дату, когда произошла промышленная революция, бес-

Правило «Кью» - распоряжение совета управляющих Федеральной резервной системы США, которым был введен «потолок» процентных ставок по депозитам в банках - членах ФРС. Оно было отменено 31 марта 1986 г. - Примеч. пер.



полезно, поскольку на мелких событиях нет ярлыков, на которых написано, с какой вероятностью они приведут к великой революции. В этом заключается первая трудность. Джоэль Мокир (Мокуг, 1985, р. 44) обращает внимание на другую трудность, связанную с попыткой отыскать среди множества желудей тот самый, из которого произрос великий дуб промышленной революции. Она, по его мнению, напоминает «изучение истории иудейских сект с 50-го г. до н.э. по 50-й г. н.э. Мы ищем то, что современникам казалось мелким и даже странноватым», хотя потом этому «суждено было изменить жизнь всех мужчин и женщин в западном мире»*.

У всех нас разное представление о том, чему суждено изменить нашу жизнь, а чему - нет. Поэтому каждый историк по-своему датирует промышленную революцию и по-своему видит разрыв непрерывности поступательного хода истории. Карус-Уилсон (Cams-Wilson, 1941, p. 41) писала о «промышленной революдии XIII в.» - она считала, что применение сукновальной машины стало возможным «благодаря научным открытиям и технологическому прогрессу» и что именно этой машине «суждено бьшо изменить лицо средневековой Англии». Бридбери (Bridbury, 1975, р. XIX-XX) пишет, что на изнете Средневековья Англия «медленно двигалась по тому же пути... что и во времена Адама Смита, только во времена Адама Смита она стала двигаться гораздо быстрее». Марксисты считают, что скачок произошел в XVI в., - ведь именно тогда капитализм в поисках наживы начал распространяться на весь мир. Джон У. Неф, марксистом не являющийся, тоже усматривает начало промышленной революции в XVI в. - главным образом в угольной промышленности (Nef, 1932), хотя и признает замедление ее темпов в XVII в. Специалист по XVII в. Коулмен (Coleman, 1977) видит признаки современного экономического роста даже в этом немирном веке. В основном промышленная революция датируется второй половиной XVIII в., где-то 60-70-ми годами (Mantoux, 1928; Landes, 1969), но в последних работах по этому вопросу (Harley, 1982; Crafts, 1984) вьывлено множество поразительных достижений, имевших место в начале XVIII в. Ростоу (Rostow, 1960) считает, что «взлет» к состоянию «самовоспроизводящегося роста» произошел в последние два десятилетия XVIII в., хотя иные исследователи считают, что еще в 1850 г, больщинство британцев бьши по-прежнему заняты в традиционных отраслях. И только потом произошла еще одна - вторая - промышленная революция (связанная с химией, электричеством и двигателями внутреннего сгорания), а за ней и третья (связанная с электроникой и биологией).

Конечно, на эту проблему можно взглянуть и в более широкой перспективе, стараясь увидеть не столько скачки истории, сколько непрерывность ее хода. Рассматривая, например, вопрос о промышленной революции 1907 г., американский историк Генри Адаме смог разглядеть «переход от однообразия к разнообразию, происходивший с 1200 по 1900 год... непрерывный в своем развитии и быстро ускоряющий-

* Имеется в виду рождение и жизнь Иисуса Христа. - Примеч. пер. 180



ся» (Adams, 1931, p. 498). Один из крупнейшихсовременных исследователей промышленной революции P.M. Хартвелл защищает идею непрерывности в противовес попыткам отыскать единственно правильную дату (Hartwell, 1965, р. 78). «Так ли необходимо нам объяснение, почему произошла промышленная революция? Разве не может она быть кульминацией ничем не примечательного процесса, следствием длительного периода экономического роста?»

Подобные вопросы о прерывности и непрерывности исторических процессов довольно часто юзникают у экономистов, хотя они и сами не вполне отдают себе в этом отчет. Не следует оставлять подобные вопросы на усмотрение историков. Экономическая наука - это главным образом наука о современности, о том, что происходит сейчас, и поэтому ей непросто решить, имеет ли в данном конкретном случае место историческая непрерывность или нет. Например, Роберт Хиггс (Higgs, 1987) утверждает, что точкой скачкообразного роста государственного вмешательства в экономику можно считать как период возникновения идеи институтов централизованного вмешательства в экономику (1900-1918), так и период их создания (1930-1945) или экспансии (1960-1970). Даже при изложении истории последних десятилетий возникают аналогичные проблемы. Когда именно в 70-х годах произошло крушение валютных паритетов, если оно вообще имело место? Когда антимонопольная политика сменилась политикой поощрения слияний? В какой момент денежная политика государства стала вдруг экспансионистской? Как определить эти переломные моменты?

Трудность ответа на подобные вопросы часто ошибочно принимали за трудность философского плана. Впервые эта философская проблема была сформулирована в V в. до н.э. Парменидом и его учеником Зеноном: если все совершенно непрерывно, то невозможны никакие изменения (Korner, 1967). Все, если можно так выразиться, слишком плотно «подогнано», чтобы было возможно движение. Экономисты могут увидеть в этом аналогию с вырожденным экономическим равновесием, физики ~ с максимальной энтропией. Если человеческая природа «действительно» не меняется, то все изложение истории сведется к череде надоевших заявлений о том, что чем больше перемен, тем больше все остается по-старому. Если экономика «действительно» все время находится в состоянии равновесия, то с этим уже ничего не поделаешь.

Экономист-историк Александр Гершенкрон, внесший значительный вклад в разработку проблемы прерывности и непрерывности в экономической истории, отмечал, что подобная метафизика означала бы конец истории вообще (Gerschenkron, 1962, р. 12). История экономики, если бы она строилась в соответствии с идеей Парменида, не смогла бы ничего сказать.

Применительно к общественным наукам Гершенкрон отвергает переход от связанности всех перемен к отсутствию изменений вообще. Действительно, если соответствующим образом подгонять кривые, то с математической точки зрения никакие экономические перемены не будут казаться разрывами непрерывности; но бьшо бы неверно делать

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]