назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [ 60 ] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


60

классическим корням. Если функционирует юридическая система «защищающего государства» (защита собственности и обеспечение выполнения контрактов), то мы знаем, что при определенных условиях имеют место «провалы рынка» с точки зрения некоторых идеализированных критериев, будь то критерии «эффективности», «справедливости» или других абстрактных норм. Мы также осведомлены о «провалах политики», оцениваемых по тем же самым критериям. Любой позитивный анализ, пригодный для вынесения окончательных нормативных суждений, должен отражать опирающееся на всю полноту информации сравнение особенностей функционирования альтернативных наборов правил или ограничений. Этот анализ составляет сферу приложения конституциональной экономической теории.

II. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Классическая политическая экономия возникла на основе моральной философии, а ее основатели рассматривали свои изыскания как естественную часть философского дискурса. Как современная отрасль знания конституциональная экономическая теория относится к той же сфере, несмотря на фрагментацию научных дисциплин. Как сделать совместную жизнь людей свободной, мирной и процветающей? Получение ответа на этот центральный вопрос социальной философии требует постоянной работы специалистов разных областей знания, включая, разумеется, специалистов в области конституциональной экономической теории. Поскольку объектом их исследования является фундаментальный выбор набора правил-ограничений, в рамках которых протекает обычное социальное взаимодействие, специалисты в области конституциональной экономической теории находятся по крайней мере на один шаг дальше от ошибочной позиции «социальных инженеров», чем их коллеги, работающие в области традиционной экономической теории. Именно потому, что специалисты в области конституциональной экономической теории не располагают «простым» критерием оценки (аналогичным критерию «аллокационной эффективности«), они менее склонны ранжировать альтернативы по некому неисследованному универсальному критерию. Для тех, кто концентрирует внимание на выборе между ограничениями, искусственная абстракция «общественной полезности», скорее всего, окажется менее привлекательной, чем для тех, кто изучает выбор в рамках заданных ограничений.

Однако, если отсутствует подлежащая максимизации функция, как можно получить итоговые нормативные выводы? Один из путей заключается в углублении позитивного анализа взамен поспешного перехода к нормативной оценке. Классическая политическая экономия содержит важный принцип спонтанной координации, который представляет собой великое открытие XVIII в. Этот принцип гласит, что рынок под юридической защитой «минимального государства» и при соблюдении ряда других условий «функционирует успешно». Даже если мы, отдавая дань современной моде, должны будем добавить к этому принципу оговорку: «при всех своих недостатках», он, тем не менее,



существенно продвигает нас к более полному пониманию альтернативных вариантов социального порядка. В той мере, в какой его усилия содействуют лучшему пониманию людьми действия данного принципа применительно ко всем институциональным режимам, специалист в области конституциональной экономической теории в меньшей степени стремится выдвинуть свое личное «решение» фундаментальной проблемы выбора между альтернативными режимами.

III. НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Необходимо избегать чрезмерного расширения предмета конституциональной экономической теории, особенно если используется узкое ее определение. Как указывалось выше, данная научная дисциплина возникла в 1970-х годах для описания попыток анализа последствий, к которым ведет использование альтернативных наборов правил, - в отличие от анализа проблем выбора в рамках сушествующих структур, не подвергающихся исследованию. С точки зрения более широкой перспективы послевоенного развития экономической науки конституциональная теория принадлежит к числу взаимопересекающихся исследовательских программ, корни которых уходят в классическую политическую экономию. В фокусе этих исследовательских программ находятся разные проблемы, однако все они являются плодом усилий по преодолению относительно узких пределов традиционной неоклассической экономической теории.

В континентальной Европе весь набор этих дисциплин рассматривается под рубрикой «новая политическая экономия». В рамках данного набора мы можемвьщёлйть: 1) теорию общественного выбора, на базе которой возникла конституциональная экономическая теория; 2) экономическую теорию прав собственности; 3) теорию экономики и права, или экономический анализ права; 4) политическую экономию государственного регулирования; 5) неоинституциональную экономическую теорию; 6) новую экономическую историю. Если предложить более широкое определение, то конституциональная экономическая теория охватывает все эти дисциплины, поскольку в каждом случае определенное внимание уделяется юридическим и политическим ограничениям, в рамках которых экономические и политические субъекты решают проблему выбора. Вместе с тем можно выделить и ряд отличий; некоторые из них полезно рассмотреть, хотя детальное обсуждение исследовательских программ не может быть предпринято в данном очерке.

Теория общественного выбора (в той мере, в какой она не затрагивает проблемы конституционного характера) концентрирует внимание на альтернативных структурах политического выбора и поведении субъектов в рамках данных структур. Она ориентирована прежде всего на построение прогнозных моделей политического взаимодействия и представляет собой предварительный, но необходимый шаг на пути к проведению конституциональных исследований более общего характера. Экономическая теория прав собственности, теория экономики и права, а также политическая экономия государственного регулирова-



ния имеют больше общего с традиционной экономической теорией, чем конституциональная экономическая теория или теория общественного выбора. Ключевое значение для этих отраслей экономической жизни сохраняют стандартные критерии экономической эффективности, выполняющие одновременно и роль основы для построения объяснений, и роль нормативного идеала. Неоинституциональная экономическая теория ориентирована скорее на изучение взаимодействия в рамках конкретных институциональных форм, чем на изучение совокупной структуры политических правил (Furubotn and Richter, 1980; Prey, 1984). Некоторые подходы в рамках новой экономической истории имеют много общего с конституциональной экономической теорией, при том, разумеется, что основной акцент в них сделан на исторический, а не сравнительный анализ (North and Thomas, 1973).

IV. ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА. Конституциональная экономическая теория, наряду с упомянутыми выше родственными исследовательскими программами, имеет общий методологический фундамент со своей предшественницей - классической политической экономией, а также своим антиподом - современной неоклассической микроэкономической теорией. Лишь индивиды осуществляют выбор и совершают действия. Коллективы как таковые не могут осуществлять ни выбора, ни действий, и анализ, исходящий из обратного, не соответствует канону научности. Общественные агрегатные показатели рассматриваются исключительно как результат индивидуального выбора и индивидуальных действий. Традиция, придающая особое значение объяснению непреднамеренных агрегатньк результатов индивидуального взаимодействия, берет начало еще в ранних идеях моральных философов шотландской школы. Доступный наблюдению агрегатный результат, который не может быть «разложен» на следствия индивидуальных актов выбора и объяснен на их основе, рассматривается как брошенный исследователю вызов, а вовсе не как доказательство существования «неиндивидуалистического» органического субъекта.

Методологический индивидуализм в изложенной выше формулировке принят практически всеми экономистами, работающими в традициях «основного течения» (т.е. в рамках немарксистской традиции). Но философское дополнение к принципу индивидуализма, которому отводится центральная роль в конституциональной экономической теории, пользуется менее широким признанием, а часто открыто отрицается. Следует проводить различие между методологическим индивидуализмом, в фундаменте которого лежит представление об индивидуальном выборе как базовой единице анализа, и второй методологической предпосьшкой, которая видит источник ценностных суждений исключительно в суждениях индивидов.

Первая предпосылка в отрыве от второй оставляет сравнительно мало возможностей для определения конституционных структур на основе индивидуальных предпочтений. Между интересами и ценностями, которым хотят следовать индивиды, и неиндивидуалистическими ценностями, которые, как предполагается, служат высшим норма-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [ 60 ] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]