назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


52

КОНФЛИКТЫ

и их УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Джек Хиршлайфер

Conflict and Settlement

Jack Hirshleifer

Все живые существа являются конкурентами в борьбе за средства существования. Конкуренция принимает более интенсивную форму, которую мы называем конфликтом, когда участники стремятся вывести из строя или уничтожить оппонентов или даже преобразовать их в ресурсы. Конфликт не обязательно должен быть связан с насилием, мы говорим, например, о промышленных конфликтах (забастовки и локауты) и юридических конфликтах (тяжбы). Физическая борьба, однако, является подходящей метафорой и для этих обычных ненасильственных столкновений.

СТАТИКА КОНФЛИКТА. Описывая рациональное решение вступить в конфликт, экономисты используют такие понятия, как предпочтения, возможности и восприятие лица, принимающего решения. Эти три элемента соответствуют традиционным вопросам, которые обсуждают историки и политологи, когда рассуждают о «причинах войны»: происходят ли войны главным образом из-за ненависти и врожденной воинственности (враждебных предпочтений)? Или их причина - возможность получить материальную выгоду за счет более слабых жертв? Или же войны происходят главным образом из-за ошибочного восприятия одной или обеими сторонами мотивов или возможностей другой?

Конечно, между выбором индивидов и принятием решений о военных действиях сообществами, такими, как племя или государство, пролегает немалая дистанция. Процессы группового выбора, как известно, не удовлетворяют правилам рациональности главным образом вследствие расхождения интересов индивидуальных членов группы. Таким образом, внутренние структуры принятия решений взаимодействующих групп могут также оказаться среди причин войны.

Оставив в стороне это последнее усложнение, рассмотрим на рис. 1 и 2 альтернативные иллюстрации того, как предпочтения, возможности и восприятия могут объединиться в простом бинарном взаимодействии. На каждой диаграмме кривая QQ ограничивает «множество возможностей урегулирования», т.е. то, чего стороны могут совместно достигнуть путем мирного соглашения или компромисса.

На осях представлены доход Синих Ig и доход Красных Ij. Точки Рд и Pjf, напротив, показывают отдельное восприятие сторонами рас-



Рис. 1. Статика конфликта - большая потенциальная область урегулирования

\ л

Рис. 2. Статика конфликта - небольшая потенциальная область урегулирования



пределения доходов, проистекающего из конфликта. Семейства кривых, обозначенных и Ug, - знакомые кривые безразличия, отражающие функции полезности двух участников.

Рисунок 1 иллюстрирует сравнительно благоприятную ситуацию: возможности урегулирования взаимодополняющи, так что возможен значительный взаимный выигрыш от избежания конфликта; соответствующие предпочтения отображают взаимную доброжелательность каждой из сторон, а выигрыш от конфликта обе стороны воспринимают достаточно осторожно и при этом одинаково (Pg и Pj совпадают). Потенциально «область урегулирования» PSR (затененная область на диаграмме), т.е. такая совокупность распределений дохода, при которой обе стороны считают свое положение лучшим, чем при конфликте, велика, что практически означает высокую вероятность достижения соглашения. На рис. 2 показана менее благоприятная ситуация: противостоящие возможности, взаимно недоброжелательные предпочтения и расходящиеся оптимистические оценки выигрышей от конфликта. Область PSR, следовательно, невелика, и перспективы для урегулирования здесь значительно меньше.

Теория конфликтов, которую можно назвать материалистической, связывает конфликт в конечном счете с конкуренцией за ресурсы. Отсталые племена атакуют друг друга из-за земли, запасов потребительских благ или для завоевания рабов. Подобными целями, очевидно, объяснились и вторжения варваров в цивилизованные города и империи в древности, и европейский колониальный империализм в современную эпоху. Тем не менее, у соперничающих сторон почти всегда есть какие-то взаимодополняющие интересы, возможность для взаимного выигрыша, представленная потенциальной областью урегулирования PSR. Ортодоксальная экономическая наука всегда подчеркивала существование области взаимной выгоды вплоть до потери из виду самого конфликта; определенные диссидентские школы, особенно марксисты, совершали противоположную ошибку. Хотя подробный анализ не может быть здесь проведен, среди факторов, лежащих в основе относительной выгодности борьбы по сравнению с ведением переговоров, присутствуют различия в богатстве, мальтузианские факторы, военные технологии и возможность контроля за соблюдением соглашений.

В противовес материалистическому подходу, аттитюдные теории конфликта привлекают внимание к соответствующим функциям предпочтения. Значительный интерес привлек вопрос о соотношении генетических и культурных детерминант аттитюдов. Одна экстремальная точка зрения, например, рассматривает ксенофобные войны семейства против семейства, племени против племени или страны против страны как биологически «нормальные» для человеческого рода. Противоположная позиция изображает человека как врожденно уступчивое существо, которому воинственность должна быть привита культурой.

Наконец, теории, которые можно охарактеризовать как информационные теории конфликта, делают акцент на различиях восприятий или убеждений. Неоклассическая экономическая теория стремится мини-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]