назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [ 48 ] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


48

КОНКУРЕНЦИЯ И ОТБОР

Сидни Уинтер

Competition and Selection

Sidney G. Winter

В конкурентных условиях фирма, чтобы выжить, должна максимизировать прибыль - по крайней мере, так часто утверждается. Подразумеваемая при этом аналогия с принципом естественного отбора в биологии оказала существенное влияние на развитие экономической мысли, а само это утверждение продолжает сохранять свой вес и по сей день. В общем его роль сводилась к тому, чтобы служить неформальным вспомогательным аргументом в пользу традиционных теоретических подходов, основанных на принципах оптимизации и равновесия. Открьгго оно использовалось в этой роли в знаменитом пассаже методологического эссе Милтона Фридмена (Friedman, 1953, ch. 1), и похоже, что большинство экономистов знакомы с ним исключительно в этом контексте.

Сушествует, однако, и другая роль, которую может играть - и играет - данное утверждение. Оно является нестрогой формулировкой вывода, общего для класса теорем, встречающихся в моделях экономического отбора. Модели данного типа постулируют, во-первых, спектр возможных вариантов поведения фирмы. Чтобы вывод из модели бьш нетривиальным, этот спектр, очевидно, должен быть шире, чем просто максимизация прибьши: для того же, чтобы решение вообще бьшо логически достижимым, этот спектр должен включать в себя и вариант поведения, соответствующий «максимизации прибьши». Кроме того, модель должна характеризовать специфический динамический процесс, так или иначе соответствующий общей идее, согласно которой «прибьшьные» фирмы показывают тенденцию к выживанию и росту, а «неприбьшьные» - к стагнации и уходу с рынка. Стационарной точкой такого процесса является «равновесие отбора» (selection equilibrium).

Модели данного типа занимают важное, хотя и не центральное место в эволюционной экономической теории (Nelson and Winter, 1982). Они свидетельствуют, что точки равновесия традиционной теории конкуренции могут быть «имитированы» (в разных смыслах этого слова) точками равновесия моделей отбора. Более сушественно то, что, формулируя в явном виде строгие предположения, которые, несомненно, необходимы для получения результатов такого рода, они представляют собой основу для критической оценки степени общности этих результатов и того фундамента, на который опирается традиционная те-



ория. Они также представляют собой полезное введение к более широкому классу эволюционных моделей, для которых «имитационные» результаты не имеют силы. Это введение имеет то удобное свойство, что обратный путь к традиционной теории четко обозначен: становится ясным, в каком смысле эволюционная теория включает в себя ряд положений традиционной теории.

Концепция конкуренции, разумеется, не обязательно должна рассматриваться в контексте равновесия совершенной конкуренции. В более широком смысле термина любая нетривиальная модель отбора, в которой «приспособленные» процветают, а «неприспособленные» - нет, является моделью «конкурентного» процесса. Этот процесс может и не приводить к установлению статического и вообще какого-либо равновесия и, напротив, с легкостью может привести к результатам, которые по стандартам экономической теории отраслевых рынков являются безусловно неконкурентными.

Оставшаяся часть данной статьи построена следующим образом. Сначала мы более детально рассмотрим теоретические связи между процессами отбора и конкурентным равновесием. Затем мы перейдем к более интересной и менее исследованной проблеме, которая касается отбора и конкуренции в широком смысле слова - шумпетерианской конкуренции.

КОНКУРЕНТНОЕ РАВНОВЕСИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОТБОРА. Наши намерения состоят в том, чтобы описать эвристический фундамент данного типа теорем или, другими словами, описать базовый рецепт получения широкого класса аналогичных по сути результатов. Возможно, существуют и другие базовые рецепты, до нынешних пор неизвестные. Разумеется, есть способы обойти некоторые положения данного рецепта и, тем не менее, получить тот же результат, но лишь за счет внесения необходимых изменений в другие предпосьшки.

(Чтобы избежать путаницы, с самого начала следует указать, что в дальнейшем обсуждении слово «равновесие» используется в двух разных смыслах. Один из них, принятый в экономической теории, предполагает «отсутствие стимулов к изменению поведения»; второй, принятый в окружающем экономистов мире, соответствует «стационарной точке динамического процесса». Цель обсуждения на деле состоит в том, чтобы определенным образом увязать эти два представления о равновесии.)

(1) Должна иметь место постоянная отдача от масштабов производства в том особом смысле, что для отдельной фирмы функции предложения и спроса в любой конкретный момент времени можно выразить через объем производства этой фирмы (или ее «мощности»), умноженный на функции, зависящие от цен, но не от самого объема производства или времени. Возможность возрастания отдачи от масштаба производства по известным причинам должна быть исключена. Возможность снижения отдачи от масштаба производства также должна быть исключена, поскольку она в общем случае обусловливает возникновение равновесной «предпринимательской ренты», которая может быть



отчасти рассеяна в результате отклонения от стратегии максимизации, которое в данном случае не угрожает выживанию фирмы. Таким образом, к примеру, и-образная долгосрочная кривая средних издержек, традиционно фигурирующая при описании теории конкуренции в учебниках, не обеспечивает условий для того, чтобы теория отбора имитировала традиционную теорию, если конкурентное равновесие предполагает, что некоторые фирмы находятся на восходящей ветви кривой.

(2) Фирмы должны наращивать масштаб производства, будучи при-бьшьными, и снижать его (или же вообще покидать рынок), будучи неприбьшьными. Иначе: прибыльность конкретной фирмы должна вести к проникновению на рынок фирм, в точности имитирующих ее действия. Очевидно, что несоблюдение этих предпосьшок в общем случае ведет к существованию точек равновесия с ненулевым уровнем прибьши, которые при соблюдении условия (1) не могут имитировать конкурентный результат. Предположение о «стагнации и уходе с рынка» является правдоподобным отражением долгосрочного офаничения безубыточности, соблюдение которого необходимо для выживания реально функционирующих капиталистических институтов. Однако отсутствуют какие-либо реалистичные причины, подкрепляющие фебование о том, что прибьшьность ведет к экспансии. Если фирмы не максимизируют прибььль в долгосрочном аспекте - путем расширения масштабов деятельности при положительной прибыльности, - стационарной точке может соответствовать положительный уровень прибьши. Уже в связи с одним этим обстоятельством в таких точках не достигается имитация конкурентного равновесия (при постоянной отдаче от масштабов производства). Кроме того, в них вновь возникает уже описанная ситуация, когда краткосрочная реакция выживших фирм может привести к рассеиванию положительной прибыли, потенциально достижимой при масштабе производства, соответствующем равновесию отбора.

В традиционной теории расширение объемов производства при прибыльности операций может рассматриваться в качестве элемента стратегии максимизации прибыли при предположении, что фирма рассматривает цены как переменные, независимые от ее собственных решений относительно объема производства. Для этого, в свою очередь, обычно бывает необходимо, чтобы рассматриваемая фирма была одной из бесчисленного числа фирм, имеющих доступ к одним и тем же технологическим и организационным возможностям.

Хотя предположение о том, что фирмы имеют одинаковые наборы производственных возможностей и придерживаются одинаковых правил поведения, является обычным для фадиционной теории и выглядит вполне «невинно», оно во многом противоречит эволюционной теории. Традиционная позиция сводится к утверждению, что все необходимые для производства знания бесплатны и доступны всем и каждому, - например, они имеются в общественной библиотеке. Напротив, эволюционная теория подчеркивает роль фирм как высокоинди-видуализированных «накопителей» производительного знания, часть которого имеет неартикулируемый характер. С эволюционной точки

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [ 48 ] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]