Вторым компонентом системы является механизм, с помощью которого телестанции решают, какие профаммы они будут транслировать. Этот механизм сочетает в себе элементы аукциона и ценового регулирования. Вначале определяется цена профаммы для каждой станции в зависимости от размера аудитории, которую эта станция обслуживает, после чего станции голосуют за профаммы, которые они хотели бы у себя показать. Голосование происходит в несколько раундов. Если какие-то станции не хотят покупать профамму, их доля в покрытии издержек на создание этой профаммы вычитается из совокупных издержек, и остаток заново делится между станциями, которые хотят ее купить, так что стоимость профаммы для желающих возрастает, но не более, чем это необходимо для покрытия издержек на ее создание. Процесс продолжается до тех пор, пока все станции не определят свою позицию по всем профаммам, - обычно на это уходит не более дюжины итераций. Если станция проголосовала против профаммы, она не будет иметь права ее транслировать, но если позже она захочет изменить свое решение, то она сможет это сделать, но заплатить ей придется несколько дороже, чем станциям, захотевшим показывать эту профамму с самого начала.
Подобный процесс закупки децентрализует процесс формирования состава телевизионных профамм, доводя его до уровня местных станций. Благодаря этому решаются две задачи. Во-первых, поскольку сумма средств, которой сможет распоряжаться станция, зависит от размера добровольных взносов, отражающих готовность аудитории платить, возникает механизм обратной связи от аудитории к телевизионной сети, который работает аналогично системе платного телевидения. Во-вторых, подобная система оставляет политикам меньше возможности манипулировать составом телевизионных передач, поскольку теперь, если бы кому-то из ценфального правительства захотелось диктовать телевидению свою волю, ему пришлось бы иметь дело не с руководством центрального телевидения, а со 150 станциями-лицензиатами. К тому же этим станциям теперь далеко не все равно, что показывать, поскольку размер их финансирования зависит от размера добровольных пожертвований, так что к подбору профамм они подходят очень ответственно.
Конечно, нельзя сказать, что система финансирования общественного телевидения в США удовлетворяет всем базовым требованиям эффективности: ни добровольные взносы телезрителей, ни механизм отбора профамм станциями не являются полноценной заменой индивидуального рыночного выбора. Тем не менее, если учесть, что создать совершенный механизм распределения общественных благ невозможно в принципе, действуют эти приемы очень и очень неплохо, и экспериментальные исследования в лабораторных условиях позволяют предположить, что данный метод закупки телепрофамм может с успехом применяться и в других ситуациях, когда требуется принятие коллективного решения.
ВОПРОСЫ, ОСТАЮЩИЕСЯ ОТКРЫТЫМИ. По крайней мере два момента делают сектор массовых коммуникаций интереснейшим объектом для дальнейших исследований. Во-первых, это быстрое развитие технологии - как со стороны спроса, так и со стороны предложения, во-вторых - наличие сильного и переменчивого влияния политических процессов на структуру и деятельность данного сектора.
С развитием технологии происходят серьезные изменения и в структуре спроса на услуги, поэтому предугадать дальнейшее развитие этого сектора, ориентируясь на прошлый спрос и прогнозные оценки спроса на конкретные услуги, нельзя. При этом практически неизученным остается вопрос о том, каким образом развитие технологии - снижение издержек, расширение способов использования и технических возможностей - влияет на основные параметры спроса, как-то: темпы роста спроса по конкретным услугам и категориям потребителей, эластичность спроса по цене как по отдельным услугам, так и перекрестную.
Политические силы, которые направляют развитие данного сектора, также должны действовать с учетом новых технических возможностей и новых параметров спроса. Сегодня большинство развитых стран подвергают свою политику в области массовых коммуникаций или, по крайней мере, некоторые аспекты этой политики серьезному пересмотру. В Японии и Великобритании, например, проводится приватизация телекоммуникаций, создаются предпосьшки для развития рыночной конкуренции в этой области, во Франции и Италии ликвидируется государственная монополия на телевещание. Эти перемены представляют интерес как минимум с двух точек зрения: как скажутся эти коренные перемены на эффективности работы данных отраслей и как эти перемены могут повлиять на будущую политику в области коммуникаций и на будущую структуру этого сектора.
В периоды быстрых перемен обычно происходит и быстрое накопление новых знаний. Думается, что обзор по экономическим проблемам массовых коммуникаций, который будет написан через одно-два десятилетия, поведает читателю о многих важных и удивительных открытиях в этой области.
БИБЛИОГРАФИЯ
Bloch, Н. and Wirth, М. 1984. The demand for pay services on cable television.
Information Economics and Policy 1(4), 311-32. Brock, G. 1981. The Telecommunications Industry: The Dynamics of Market
Structure. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. Coase, R. 1959. The Federal Communications Commission. Journal of Law and
Economics 2(1), 1-40. Courville, L., de Fontenay, A., Dobell, R. 1983. Economic Analysis of
Telecommunications. Amsterdam: North-Holland. Evans, D. (ed.) 1971. Breaking Up Bell. Amsterdam: North-Holland.
Levin, Н. 1971. The Invisible Resource. Baltimore: Johris Hoplcins Press.
Machlup, F. 1980. The Production and Distribution of Knowledge in the United States.
Princeton: Princeton University Press. Mitchell, B. 1978. Optimal pricing and local telephone services. American Economic
Review 68(4), September, 517-37. Network Inquiry Special Staff. 1980. New Television Networks: Entry, Jurisdiction,
Ownership and Regulation. Washington, DC: Federal Communications
Commission.
Noll, R. 1985. Let them make toll calls: a state regulators lament. American
Economic Review 75(2), May, 52-6. Noll, R., Peck, M.J. and McGowan, J.J. 1973. Economic Aspects of Television
Regulation. Washington, DC: Brookings. Owen, B. 1975. Economics and Freedom of Expression. Cambridge, Mass.: Ballinger. Owen, В., Beebe, J. and Manning, W. 1974. Television Economics. Lexington, Mass.:
D.C. Heath.
Park, R.E. 1972. Prospects for cable in the 100 largest television Markets. Bell Journal
of Economics 3(1), Spring, 130-50. Park, R.E. 1975. New television networks. Bell Journal of Economics 6(2), Autumn,
607-20.
Rosse, J. 1967. Daily newspapers, monopolistic competition, and economies of scale.
American Economic Review 52(2), May, 522-33. Rosse, J., Detrouzos, J., Robinson, M. and Wildman, S. 1979. Economic issues in mass
communications industries. Proceedings of the Symposium on Media
Concentration. Washington, DC: Federal Trade Commission, vol. I, 40-192. Snow, M. 1986. Marketplace for Telecommunications: Regulation and Deregulation
in Industrialized Democracies. White Plains, NY: Longman. Spence, A.M. and Owen, B. 1977. Television programming, monopolistic competition
and welfare. Quarterly Journal of Economics 91(1), February, 103-21. Steiner, P. 1952. Program pattems and preferences, and the workability of competition
in radio broadcasting. Quarterly Journal of Economics 66(2), May, 194-223. Spitzer, M. 1985. Controlling the content of print and broadcast. Southem California
Law Review 58(6), September, 1349-405. Taylor, L. 1980. Telecommunications Demand: A Survey and Critique. Cambridge,
Mass.: Ballinger.
von Weizsacker, C. 1984. Free entry into telecommunications? Information Economics and Policy 1(3), 197-216.