назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [ 41 ] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


41

но построить следующим образом. Начать нуяшо с базового месячного тарифа, который должен покрывать предельные издержки эксплуатации терминалов и телефонных линий, соединяющих эти терминалы с местной телефонной станцией, а также с введения повременной платы за все звонки - как междугородные, так и местные, - которая покрывала бы предельные издержки эксплуатации коммутаторного и при-емно-передаточного оборудования в зависимости от рабочей нагрузки на линию со стороны каждого абонента. Эти цены необходимо будет впоследствии откорректировать, поскольку они могут давать слишком много или слишком мало совокупных поступлений. Но еще до этой корректировки их необходимо сдвинуть вниз, чтобы отразить внешние положительные эффекты поголовной телефонизации и телефонной связи (исходя из того предположения, что люди любят, чтобы им звонили). При установлении тарифов за телефонные разговоры часть повременной платы можно переложить на того, кому адресован звонок, но месячная абонентная плата должна быть снижена для всех. На этом этапе, скорее всего, получится, что месячная абонентная плата не будет покрывать фиксированных издержек, так что потребуется дальнейшая корректировка. Один из возможных вариантов - дотировать телефон за счет отчислений от какого-нибудь местного налога с широкой базой, но проще и лучше покрывать эти расходы за счет структуры тарифов самой телефонной компании. Наилучшим вариантом может быть, например, повышение тарифов на определенное количество первых звонков в каждом месяце (фактически это означает предоставление скидки в зависимости от количества сделанных телефонных звонков). Другой вариант - поднять цены в первую очередь на те услуги, спрос на которые неэластичен по ценам (ценообразование по Рамсею).

Полученная в результате структура тарифов будет иметь ряд очень интересных особенностей. Определенную часть стоимости каждого звонка оплачивали бы те, кому звонят. При этом, чтобы не заставлять человека платить за те звонки, которые ему неприятны и нежелательны, начислять плату получателю звонка можно бьшо бы не с того момента, как он снял трубку, а после некоторого интервала. При желании звонящие могут заранее сообщить телефонной компании, что они будут сами оплачивать полную стоимость своих звонков. Все цены строились бы на основе предельных издержек, т.е. исходя из стоимости обслуживания связи в условиях пиковой нагрузки. Цены за подключение и звонки в периферийных районах должны быть выше. Если предполагается устанавливать повышенные (рамсеевские) тарифы на услуги с неэластичным спросом, то первыми кандидатами на такое повышение будут месячные абонентские тарифы, поскольку эластичность спроса по ним самая низкая: по оценкам она колеблется где-то от -0,02 до -0,10. Таким образом, даже если новые подключения к сети производят значительный положительный внешний эффект, при дан-Ном методе калькуляции тарифов оплата этого эффекта производится за счет повышения базовой платы за доступ к сети. То же самое можно сформулировать иначе: неучет указанного внешнего эффекта при Назначении тарифов окажет лишь очень незначительное влияние на



численность абонентов телефонной сети и потому практически не скажется на эффективности. И, наконец, разницу между месячной абонентной платой за телефон для населения и фирм следовало бы сохранить лишь в том случае, если бы удалось показать, что внешний эффект или польза от этих звонков для всего общества различны, что они дают разную нафузку на систему или имеют разную эластичность спроса по цене.

Ясно, что реальные прейскуранты телефонных услуг никогда не сфоились по этим принципам. До начала 70-х годов представители соответствующих государственных агентств США считали, что вопрос о степени неэффективности тарифов на услуги телефонной сети их вообще никак не касается и может представлять лишь чисто научный интерес. Но технологический прогресс и ложные сигналы, которые действующие цены давали потенциальным участникам рынка телефонных услуг, привели к возникновению сильного давления со стороны потенциальных конкурентов, желающих проникнуть на прежде заповедную территорию телефонной монополии. Благодаря компьютерным технологиям произошла широкая диверсификация спроса на телекоммуникации, резко увеличился его объем, при этом использование компьютеров и другой микроэлектроники изменило и технологию предложения. Примерами из широкого спекфа новых компьютерных услуг могут служить оперативное подключение по коммутируемым телефонным линиям к хранящимся компьютерным базам данных технического и коммерческого профиля, банкоматы, дистанционный контроль за срабатыванием противопожарной и противо-взломной сигнализации, заказ билетов, гостиниц и пр. через компьютер. Каждая из этих функций предъявляет свои технические требования, так что оптимальной структурой рынка для этой отрасли вполне может оказаться олигополия при определенной степени дифференциации продукта, даже если в рамках каждого такого функционального сегмента не будет полностью реализована экономия на масштабе. К тому же возросший в результате технического прогресса спрос позволяет получать весьма ощутимую экономию на масштабе даже при сегментированной системе.

Что касается предложения, то прогресс в элекфонике позволил совершенно преобразовать местные телефонные сети. Высокоплотные сети, в которых к каждому телефонному терминалу шел отдельный телефонный провод, ушли в прошлое. Микроэлекфонная технология позволяет по одному и тому же проводу посылать и принимать множество сигналов, так что теперь в каждой местной сети существует множество малых коммутаторов, которые выполняют функции концен-фаторов, преобразующих сигналы, идущие от многих терминалов, в небольшое число активных цепей - это возможно, так как все телефоны одновременно никогда не используются. Это резко снижает стоимость единицы мощности и дает значительную экономию на масштабе на уровне местных сетей. Появление таких технологий заставляет пере-смофеть предложенную нами выше оптимальную структуру тарифов, поскольку с их внедрением в телефонной сети практически не остает-



ся фиксироюнных издержек, не зависящих от объема предоставляемых услуг. Сегодня терминальное оборудование практически полностью принадлежит не телефонной компании, а самим клиентам, и если концентрация линии начинается с небольщого числа терминалов, которые подсоединены к многоканальной линии, ведущей к первому коммутатору, то это значит, что практически все физическое оборудование, принадлежащее телефонной компании, состоит из элементов, износ и обслуживание которых определяются объемом проходящего через них трафика. А раз так, то необходимо постепенно отходить от месячной абонентной платы как основного источника поступлений и все больше полагаться на повременную оплату.

То, что действующая система тарифов не отражает реальных издержек и используемой технологии, создает дополнительное конкурентное давление со стороны альтернативных поставщиков тех услуг, которые телефонная компания продает по цене выше издержек. В частности, практика взимания повышенной платы за междугородные разговоры, чтобы за счет этого источника субсидировать местную связь, приводит к тому, что те, кто часто звонит в другие города, просто уходят к конкуренту, который специализируется на междугородной связи. Крупные предприятия, которым нужно много телефонных номеров, могут вообще установить свои собственные внутренние АТС, чтобы не выходить лишний раз в городскую сеть. Существуют и другие альтернативные способы связи - например, по каналам кабельного телевидения, выделенным частотам радиосвязи и т.д.

До сих пор лица, отвечающие за политику в области телекоммуникаций - как руководители государственных предприятий связи, так и руководители ведомств, регулирующих работу частных предприятий в этой области, - главное внимание уделяли не тарифам, а структурным проблемам развития отрасли. Даже в Соединенных Штатах, где ориентация на рыночную конкуренцию сильна как ни в какой другой стране, государственная политика по отношению к компантшм, желающим выйти на рынок телекоммуникаций, исходила прежде всего из целей Офаничения конкуренции, и в результате действующая структура тарифов до сих пор еще далека от эффективной. Скорее всего, такое положение дел объясняется тем, что, по мнению политиков, стоимость телефонных услуг для населения - это в первую очередь то, сколько им приходится платить за местную связь, и что если структуру тарифов сделать более эффективной, то для большинства жителей телефон станет более дорогим: придется платить более высокую месячную плату или оплачивать местные разговоры на повременной основе. Политики рассуждают примерно так: чтобы не вызывать недовольства населения, нельзя допускать роста базовых телефонных тарифов, а это значит, что за некоторые другие, не базовые, услуги цены придется поднять выше издержек. В свою очередь, чтобы цены не опускались ниже этого искусственно завышенного уровня в условиях, когда естественная монополия угасает или вообще исчезает, необходимо воздвигать барьеры и не допускать на этот рынок потенциальных конкурентов, готовых предложить свои услуги по более низкой цене.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [ 41 ] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]