назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


40

рыночных каналов аллокации ресурсов в этом секторе. Независимо от того, является ли информационный продукт газетным обзором последних событий, романом, театральной постановкой, телепередачей или телефонной услугой типа платного канала, по которому рассказывают анекдоты, проблема, в сущности, остается той же: производители не будут поставлять свой продукт, если они не смогут покрыть связанные с его производством альтернативные издержки, хотя предельные издержки доставки продукта еще одному потребителю не включают никаких издержек на производство информации. Таким образом, чтобы система снабжения населения информацией работала эффективно, необходимо либо субсидировать производство информации, либо вводить ценовую дискриминацию, предусматривающую защиту от арбитража, чтобы не допускать неэффективного исключения потребителей с относительно низкой склонностью платить за информацию. На практике оба этих метода используются довольно часто. Телерациовещание и исполнительские искусства обычно финансируются из госбюджета напрямую, а потребители почтовых услуг и услуг телекоммуникационной системы - по-разному: некоторые - напрямую, другие - через дискриминационную систему тарифов, в частности, за счет того, что многие тарифы, например месячная плата за телефон, для населения ниже, чем для предприятий, а стоимость перевозки для подписных изданий меньше, чем для других товаров. Разумеется, ни прямые субсидии, ни дискриминационные тарифы не строятся с расчетом на то, чтобы количественно компенсировать неэффективность частной формы распределения общественных благ, так что проблема оптимальных цен на услуги связи и телекоммуникаций остается актуальной, активно изучается и разрабатывается. Здесь мы офаничимся рассмофени-ем двух вопросов, которым посвящено большинство работ по этой теме, а именно - цены на услуги телекоммуникаций (в качестве примера возьмем телефонную связь) и теле- и радиовещания. Кроме того, мы немного поговорим также об исследованиях структуры Офаслевых рынков, поскольку они тесно связаны с политикой ценообразования.

ТАРИФЫ НА УСЛУГИ И СТРУКТУРА РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ. Индусфия телекоммуникаций в США предлагает широкий спекф услуг, которые до недавнего времени поставлялись пофе-бителям в качестве совместной продукции производителей, входящих в состав защищенной законом монополии. Когда существованию монополии ничего не уфожало и правомерность ее существования никем не оспаривалась, проблема ценообразования состояла в том, как посфоить систему тарифов, чтобы она позволяла покрывать совместные и постоянные издержки с минимальной потерей эффективности (т.е. с минимальной потерей клиентов). Позже вопрос о том, насколько правомерно предположение о естественной природе монополии применительно к телекоммуникациям, все же возник, и тогда проблема оптимальных тарифов начала приобретать новое измерение - как посфоить цены так, чтобы соответствующие сигналы доходили до по-



тенциальных участников рынка в неискаженном виде и чтобы структура рынка могла эффективно развиваться.

Чтобы разобраться в том, что осталось от проблемы формирования тарифов на услуги телефонной сети, необходимо иметь представление об основных технических особенностях этого вида связи. Традиционную телефонную систему можно представить в виде совокупности четырех компонентов: терминальное оборудование у клиентов (телефонные аппараты, компьютеры, коммутаторы); телефонные линии, соединяющие каждый такой терминал с телефонной станцией; местная телефонная станция, которая обслуживает окружающую территорию; иерархия каналов приемопередачи и коммутаторов следующего уровня, через которые соединяются между собой местные телефонные станции. Плата за телефон складывается обычно из трех элементов: плата за установку аппарата, которая взимается за прокладку телефонного провода и подключение к телефонной линии; ежемесячная абонентная плата, которая берется за аренду терминала (телефонного аппарата) и линии; повременная плата за междугородные телефонные звонки. Обычно за установку телефона берут низкую плату, покрывающую лишь небольшую долю реальных издержек, - это делается для того, чтобы обеспечить максимальный охват телефонизацией всех потенциальных абонентов; месячная плата тоже, как правило, не покрывает издержек, поскольку обычно она дает абоненту право на неограниченное число местных телефонных звонков, причем часто не только местных, т.е. звонков абонентам той же самой телефонной станции, но по большей территории, включая звонки через смежные местные коммутаторы. Обычно месячная абонентная плата за телефон для фирм намного (в 2-3 раза) выше, чем для владельцев домашних телефонов, но внутри каждой из этих двух категорий пользователей она, как правило, одинакова для всех независимо от конкретного местонахождения абонента на обслуживаемой территории и от разницы в истинных издержках предоставления им услуг.

До начала 60-х годов платежи за установку телефона и месячные абонентные платежи примерно покрывали издержки местной телефонной связи, включая издержки эксплуатации телефонных станций. Но с ростом удельного веса междугородных звонков телефонные компании стали все больше перекладывать фуз местных издержек на клиентов, пользующихся междугородной связью. При этом им даже не нужно было повышать цены за междугородные переговоры, эти цены даже постоянно снижались, так как технология в этой сфере совершенствовалась необычайно бысфыми темпами. Достаточно бьшо просто чуть-чуть задержать снижение цен, чтобы они снижались с некоторым отставанием от снижения издержек, и этого бьшо достаточно, чтобы за счет междугородных звонков покрывать большую и постоянно растущую долю затрат на обслуживание местной связи. Нередко эти «излишки» пускались на телефонизацию сельских районов, где издержки телефонной связи значительно выше, чем в городах, но цены на базовые услуги телефонной сети при этом обычно сохранялись на том же



уровне, что и в городах, - опять-таки для стимулирования всеобщей телефонизации.

Поскольку междугородные звонки проходят через местные телефонные станции, они создают издержки для локальной сети, так как местные станции приходится с самого начала проектировать достаточно емкими и сложными, чтобы они могли принимать и передавать звонки в другие города и из других городов. Следовательно, при эффективной структуре тарифов тарифы на междугородные переговоры должны включать определенный компонент на покрытие местных издержек. Но чтобы междугородная связь стала возможной, необходим еще определенный объем постоянных издержек (на терминальное оборудование, провода и т.д.), которые также должны покрываться за счет междугородных тарифов, хотя ясно, что объем инвестиций на эти цели не зависит от количества и продолжительности звонков.

Ясно, что подобная система тарифов не только способствовала всеобщей телефонизации и поощряла и местные звонки (поскольку их предельная цена была нулевой), но и создавала отрицательные стимулы для пользования междугородной связью, которая использовалась в меньшем объеме, чем того требовал стандарт эффективности. Поощрение максимально широкой телефонизации, возможно, оправдано с точки зрения эффективности, хотя величина внешнего эффекта от массовой телефонизации, т.е. то, насколько возрастает потребность в услугах телефонной связи в зависимости от полноты охвата потенциальных абонентов, никем так и не бьша просчитана, и потому сказать, оправданы ли эти субсидии в таком размере, невозможно. Точно так же само по себе субсидирование местных звонков, может быть, и необходимо, но метод субсидирования, используемый ныне, вызывает сомнения. Ведь все внешние выгоды (как, впрочем, и издержки) от получения телефонного звонка достаются тем, кому звонят, а не обществу в целом.

Таким образом, оптимальная структура цен должна предусматривать разделение издержек на телефонный разговор между теми, кто в этом разговоре участвует. При этом под издержками мы понимаем как затраты на эксплуатацию системы, так и воздействие числа и продолжительности разговоров на требуемую емкость коммутационного оборудования. Брать плату за местные переговоры не имело бы смысла только в том случае, если бы хронометраж стоил дорого по сравнению со стоимостью самого телефонного времени, но при современных электронных коммутаторах, когда установить счетчик времени буквально ничего не стоит, продолжающееся субсидирование местных телефонных разговоров оправдать совершенно невозможно. Кроме того, невозможно оправдать взимание дани с тех, кто пользуется услугами междугородной связи, чтобы за их счет субсидировать местные звонки, если только нет уверенности в том, что от местных звонков общество получает больше положительных внещних эффектов, чем от междугородных.

Оптимальную структуру тарифов на услуги телефонной связи с учетом неэкономической важности этих услуг для общества и того, что телефонная связь относится к разряду естественных монополий, мож-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [ 40 ] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]