Alchian A.A. Some Economics of Property Rights II PoUtico, 1965, vol. 30, no. 4, p. 816-829.
Bottomley A. The Effect of the Common Ownership of Land upon Resource Allocation
in Tripolitania Land Economics, February 1963, vol. 39, p. 91-95. Cheung S.N.S. The Structure of a Contract and the Theory of a Non-Exclusive
Resource Joumal of Law and Economics, April 1970, vol. 13, p. 49-70. Cheung S.N.S. A Theory of Price Control Joumal of Law and Economics, April
1974, vol. 17, p. 53-71. Cheung S.N.S. Will China Go «Capitalist?» Hobart Paper 94. London: lEA, 1982. Demsetz H. The Exchange and Enforcement of Property Rights Journal of Law and
Economics, October 1964, vol. 7, p. 11-26. Gordon H.S. The Economic History of a Common Property Resource: The Fishery
Joumal of Political Economy, April 1954, vol. 62, p. 124-142. Knight F.H. Some Fallacies in the Interpretation of Social Cost Quarteriy Joumal
of Economics, August 1924, vol. 38, p. 582-606.
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Роджер Дж. Нолл
Communications
Roger G. Noll
Экономика массовых коммуникаций представляет собой некий довольно произвольный, без четко очерченных границ набор вопросов из области приклацной микроэкономики. Хотя экономика средств связи тесно связана с микроэкономической теорией информации, ее было бы, пожалуй, правильнее считать подразделом теории отраслевых рынков (industrial organization), регулирования и общественного сектора экономики, а именно тем подразделом этой теории, в котором рассматривается сектор массовых коммуникаций - телеграф, телефон, теле-и радиовещание, печатные средства массовой информации, исполнительские виды искусства (performing arts), почта. Конечно, список этот несколько произволен, но в принципе он отражает те виды деятельности, которые специалисты обычно включают в понятие «массовые коммуникации» и которые объединяют ряд общих свойств, делающих специализированное изучение сектора массовых коммуникаций вполне правомочным и самостоятельным направлением научных исследований. Первая из этих особенностей заключается в том, что все подотрасли, входящие в отрасль «массовые коммуникации», тесно между собой переплетены. Теле- и радиовещание конкурируют с исполнительскими видами искусства как за аудиторию, так и за исполнителей, телекоммуникации конкурируют с почтой. Кроме того, средства компьютерной связи сегодня могут выполнять некоторые функции телевидения, и наоборот. Напряженная конкурентная борьба развернулась сегодня между почтовой системой, компьютерными телекоммуникациями и кабельным телевидением вокруг доставки потребителю информации, содержащейся в печатной периодике.
Другой общий для всех подотраслей сектора массовых коммуникаций момент заключается в том, что изучение любых компонентов этого сектора всегда связано с вопросами экономической теории общественных благ и внещних эффектов. Основная функция всех подотраслей этой отрасли заключается в производстве и распространении информации. Произведенная информация, по крайней мере в некоторых своих аспектах, составляет общественное благо, а ее распространение и использование могут производить важные внешние эффекты. Большая часть этих внешних эффектов носит неэкономический характер, например вследствие распространения информации может повышаться или понижаться уровень политической активности населения,
формируются культурные ценности, может расти или пацать уровень насилия в обществе. Вследствие уникального характера этих внещних эффектов мотивы государственной политики в области массовых коммуникаций тесно переплетаются с фундаментальными политическими и социальными ценностями всего общества. Поэтому главные вопросы развития массовых коммуникаций: как установить правильное соотнощение между свободой слова и правом на неприкосновенность частной жизни, как не допустить использования рычагов государственного контроля ндц средствами массовой информации для манипулирования политическим процессом - находятся в центре политических дискуссий.
ДОВОДЫ в ПОЛЬЗУ НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА. Нет ничего удивительного в том, что роль государственного сектора в области массовых коммуникаций чрезвычайно велика практически во всех странах. Буквально повсюду этот сектор в значительной мере финансируется за счет государства, в нем очень велика доля государственной собственности, осуществляется детальное регулирование цен и качества выпускаемой продукции. В странах с рыночной экономикой в пользу сохранения государственной собственности на телекоммуникации и почту или государственного регулирования в этой области приводятся в основном те же доюды, что и применительно к другим отраслям инфраструктуры. Делается упор на то, что эти отрасли являются естественными монополиями и что их функционирование и развитие в значительной мере определяют развитие больщинства других отраслей экономики. Но даже в таком контексте обязательно упоминают и об уникальных внешних неэкономических эффектах, которые должны учитывать политики. Во-первых, наличие доступа к современным телекоммуникационным сетям или даже просто к обычной почте дает человеку возможность получать информацию от других. Отправитель, посылающий по почте письмо, или абонент телефонной сети, решивший позвонить кому-то по телефону, принимает в расчет только свой собственный чистый выифыш от коммуникации; желание или нежелание реципиента получать эту корреспонденцию или отвечать на телефонный звонок в расчет не принимается. Ясно, что для пользователей средств связи их ценность во многом определяется степенью охвата этой сетью потенциальных абонентов. Но если бы каждый человек должен был целиком оплачивать издержки подключения, например, к телефонной сети, а потом еще платить за каждый исходящий звонок, то степень охвата населения телефонной сетью и связи между абонентами бьши бы, по всей вероятности, неэффективными. Допустим, что некоторые потенциальные абоненты не испытывают большого желания заплатить, чтобы подключиться к телефонной сети, но раз они не станут абонентами, с ними не смогут связаться по телефону другие, и для этих других притягательность телефона вследствие этого тоже снизится. Иными словами, если каждый должен будет оплачивать полную стоимость подключения к телефонной сети из своего кармана, общее количество абонентов мо-