назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [ 293 ] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


293

данные не позволяют делать окончательных выводов об их влиянии на продолжительность жизни, однако в среднем, по-видимому, эти операции вряд ли продлевают ее больше чем на один год. (Некоторые исследования отрицают всякий положительный эффект.) Следовательно, подвергаясь таким операциям, американцы неявно признают, что за продление собственной жизни на один год они согласны платить не менее 25 ООО дол. Если исходить из этой цифры, то спасение 65-летнего человека от рака легких при дисконтировании под 5% годовых должно оцениваться в 250 ООО дол., а предотвращение смерти молодого мотоциклиста - в 500 ООО дол. Возможно, эти цифры выглядят приемлемо, однако они ни в коей мере не означают, что среднее увеличение продолжительности жизни как следствие операции коронарного шунтирования действительно должно оцениваться в ту сумму, какую за него платят.

Исследования рынка. Отдельную область исследований составляет изучение того, как соотносятся для представителей различных профессий и отраслей различия в заработной плате и различия в уровнях риска (оцениваемые как смертность от несчастных случаев на работе и частота смертельно опасных профессиональных заболеваний, Viscusi, 1983). Эконометрический анализ позволил оценить неявные ЭПЖ с точки зрения самих работников, т.е. измерить тот доход, которого они лишаются, меняя свои профессии на менее опасные. В ценах 1980 г. неявные ЭПЖ колебались в диапазоне от 1 млн до 5 млн дол., при том, что у представителей профессий, связанных с максимальным риском, неявный ЭПЖ оказался ниже 1 млн. Расхождения в оценках отчасти связаны с различиями в источниках данных и в методологии расчетов. И, тем не менее, представляется вероятным, что они отражают и личностные характеристики представителей тех или иных профессий, в частности их готовность «обменивать» деньги на риск умереть, с вытекающим отсюда распределением по более и менее рискованным профессиям.

БИБЛИОГРАФИЯ

Hartunian, N.S., Smart, C.N. and Thompson, M.S. 1981. The Incidence and Economic Costs of Major Health Impairments. Lexington: Lexington Books.

Mishan, E.J. 1971. Evaluation of life and limb: a theoretical approach. Joumal of Political Economy 79, 687-705.

Parfit, D. 1984. Reasons and Persons. Oxford: Clarendon Press.

Rice, D. 1967. Estimating the costs of illness. American Joumal of Public Health 57, 424-40.

Schelling, Т.е. 1968. The life you save may be your own. In Problems in Public Expenditure Analysis, ed. S.B. Chase, Jr., Washington, DC: The Brookings Institution.

Stan-, C. and Whipple, C. 1980. Risks of risk decisions. Science 208, 1114-19. Viscusi, W.K. 1983. Risk By Choice. Cambridge. Mass.: Harvard University Press. Zeckhauser, R.J. 1975. Procedures for valuing lives. Public Policy 23, 419-64.



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Аллан М. Фелдман

Welfare Economics

Allan М. Feldman

В 1776 г., в год провозглашения американской Декларации независимости, Адам Смит опубликовал «Богатство народов». Смит изложил аргументы, которые теперь знакомы всем студентам-экономистам: (1) главный человеческий мотив - собственный интерес; (2) невидимая рука конкуренции автоматически преврашает собственный интерес многих в обшее благо; (3) следовательно, наилучшая государственная политика для роста богатства страны - это политика наименьшего вмешательства.

Аргументы Смита направлялись против меркантилистов, которые отстаивали активное государственное вмешательство в экономику, особенно в области торговой политики, о которой у них бьши неверные представления. С того времени его аргументация использовалась вновь и вновь сторонниками laissez faire на протяжении XIX и XX вв. Аргументы Смита и его оппонентов используются и сегодня. Смитианцы верят в рынок, считают, что предоставление товаров и услуг в обшестве должно обеспечиваться в основном частными покупателями и продавцами, конкурирующими друг с другом. Можно увидеть дух Адама Смита в экономической политике, включающей дерегулирование некоторых отраслей экономики, сокращение налогов и замедление роста государственного сектора в Соединенных Штатах; в политике денационализации в Соединенном Королевстве, Франции и других странах, в целенаправленном восстановлении частных рьшков в Китае. Антисмитианцы также живут и процветают; меркантилисты теперь называются «сторонниками промышленной политики», но и помимо неомеркантилистов есть немало интеллектуалов и политиков, верящих, что: (1) экономическое планирование лучше, чем политика laissez faire; (2) при отсутствии государственного вмешательства рынки обычно монополизируются, что парализует невидимую руку конкуренции; (3) даже если бы рынки бьши конкурентными, существование внешних эффектов, общественных благ, асимметричной информации и других случаев несостоятельности рынка ведут к тому, что результатом политики laissez Гане становятся общие бедствия, а не общее благо; (4) в любом случае политика laissez faire приводит к недопустимой степени неравенства.

Отрасль экономической науки, называемая экономической теорией благосостояния, возникла в результате фундаментальной дискуссии,



начало которой было положено Адамом Смитом, а может быть, и его предшественниками. Собственно, теоретическая часть экономики благосостояния основана на трех основных теоремах. Первая теорема отвечает на вопрос: будет ли общее благо результатом функционирования экономики с конкурирующими покупателями и продавцами? Вторая теорема имеет отношение к проблеме распределительной справедливости и отвечает на вопрос: может ли общее благо в экономике, где решения о распределении принимаются просвещенным повелителем, достигаться с помощью немного модифицированного рыночного механизма или же рьшок должен быть упразднен совсем? Третья теорема решает общий вопрос определения общественного благосостояния, или общего блага, независимо от того, обеспечивается оно через рынок, через централизованный политический процесс или через процесс голосования. Она отвечает на вопрос: существует ли надежный путь, чтобы вывести из интересов индивидов истинные интересы общества применительно, например, к альтернативным вариантам распределения богатства?

Объектом нашей статьи является экономическая теория благосостояния. Близкие проблемы, существующие в практической экономике благосостояния, здесь лишь упоминаются. Читатель, заинтересованный в практических проблемах оценивания альтернативных политических мер, может обратиться к обширной литературе по вопросам, например, потребительского излишка, анализа издержек и выгод (cost-benefit analysis) и принципа компенсации.

I. ПЕРВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРЕМА, ИЛИ ПОЛИТИКА LAISSEZ FAIRE ВЕДЕТ К ОБЩЕМУ БЛАГУ

«Величайшее средство усовершенствования мира - это эгоистичная

торговля ради выгоды» (Р.У. Эмерсон: R. W. Emerson, «Work and Days»).

В книге IV «Богатства народов» Смит писал: «Каждый человек обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик. Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения» (Смит, 1962, с. 332). Философия первой фундаментальной теоремы экономической теории благосостояния восходит к этим словам Смита. Подобно значительной части современной экономической теории, она формулируется в контексте модели общего равновесия Вальраса, разработанной почти столетием позже «Богатства народов». Поскольку Смит писал задолго до изобретения современного теоретического языка, он нигде строго не сформулировал, не говоря уже о доказательстве, какой-либо версии первой теоремы. Эта честь выпала Лернеру (Lerner, 1934), Ланге (Lange, 1942) и Эрроу (Arrow, 1951).

Чтобы продемонстрировать первую теорему, нам нужна схема модели общего равновесия. Предположим что все индивиды и фирмы в

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [ 293 ] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]