время как другае считают обратное. При этом имеющиеся в наличии факты могут согласовываться с каждой из этих исходных посылок. Другие ценностные суждения, которые мы делаем, могут зависеть от наших прогнозов относительно будущих фактов. Таким образом, разные экономисты могут выступать в защиту разных направлений экономической политики, потому что они ожидают совершенно разных результатов конкретных политических мер, - даже если о конечных целях политики у них нет разногласий. На современном уровне наших знаний об экономической системе мы не всегда можем сказать с достаточной степенью уверенности, чьи предсказания верны, а чьи нет.
Безусловно, мы могли бы избежать этих разногласий, если бы воздерживались от ценностных суждений до тех пор, пока не смогли бы утверждать с некоторой уверенностью, что фактологические исходные посьшки, на которых основываются эти суждения, правильны. Но это потребовало бы большей интеллектуальной самодисциплины, чем та, которая свойственна большинству из нас. Мы должны действовать тем или иным образом; и психологически нам значительно легче действовать, если мы придерживаемся ценностных суждений, оправдывающих наши действия, - даже если фактологические исходные посьллки, на которых основываются эти суждения, выходят за пределы имеющихся в наличии фактов или даже совершенно не согласуются с ними.
Хотел бы добавить, что большинство разногласий в ценностных суждениях не являются разногласиями по поводу того, каковы в действительности базовые ценности человеческой жизни. Большинство их скорее касается относительного веса и относительных приоритетов различных базовых ценностей. Например, некоторые люди и общества узнают из своего опыта - возможно, весьма специфического для данного человека или данной страны, что лучше всего дела идут, если ценности А придается гораздо больший вес, чем ценности В. Другие люди и другие общества на основе своего опыта могут прийти к противоположным выводам. Но как только ранжирование ценностей установлено, оно может сохраняться в течение долгого времени, даже если условия меняются и делают его абсолютно неадекватным. К примеру, какой-то отдельный человек или какое-то общество, которые весьма сильно страдали от отсутствия индивидуальной свободы, могут быть настолько озабочены политической свободой, что будут пренебрегать необходимостью общественного порядка, - даже в условиях, которые сделают потребность в общественном порядке первостепенной.
Помимо разногласий, касающихся фактов, еще одним источником конфликтов являются философские разногласия по поводу правильных ценностных перспектив, которые должны использоваться при вынесении ценностных суждений различных классов. Даже если два человека приходят к согласию по поводу всех относящихся к делу фактов, они все же могут прийти к конфликтующим моральным ценностным суждениям, если у них нет согласия относительно природы нравственности и, следовательно, они расходятся во мнениях относительно моральной перспективы, которая должна использоваться при вынесении моральных ценностных суждений. (К примеру, один человек может быть
расположен к утилитаристской интерпретации нравственности (см.: Harsanyi, 1977), в то время как другой может склоняться к интерпретации с точки зрения установленных норм (см.: Nozick, 1974).) Аналогично разногласия о природе эстетической перспективы, которая должна использоваться при вынесении эстетических ценностных суждений, могут вести к расхождению во мнениях относительно художественного качества различных произведений искусства.
ЦЕННОСТНЫЕ СУЖДЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Было время, когда многие экономисты хотели обеспечить объективность экономического анализа путем исключения ценностных суждений - и даже их изучения - из экономической теории. (Весьма влиятельным сторонником этой позиции являлся Роббинс (Robbins, 1932).) К счастью, они не достигли цели, и теперь мы знаем, что экономическая теория была бы гораздо беднее, если бы им это удалось.
После некоторой важной подготовительной работы, {проведенной} в 1930-х и 1940-х годов в основном в рамках экономической теории благосостояния, с выходом работы Эрроу «Общественный выбор и индивидуальные ценности» (Social Choice and Individual Values) (Arrow, 1951) началась новая эра в изучении ценностных суждений, имеющих отношение к экономике. Эта книга показала, как выразить альтернативные ценностные суждения в виде точно сформулированных формальных аксиом, как строгими методами исследовать их логические следствия и как изучить их взаимное соответствие или несоответствие. Книга Эрроу и те исследования, которые она вдохновила, значительно обогатили экономическую теорию не только в рамках теории благосостояния, но также в ряде других областей, включая теорию конкурентного равновесия. Она дала начало новому разделу теории, называемому «теорией общественного выбора», который представляет собой строгое исследование процесса голосования и альтернативных избирательных систем. Это теория внесла важный вклад в изучение альтернативных политических систем и альтернативных моральных кодексов и, в более косвенном плане, в изучение альтернативных экономических систем как механизмов общественного выбора.
Безусловно, ценностные суждения часто ифают важную роль в экономической теории, даже если они не являются главными предметами исследования. Они влияют на политические рекомендации, которые делают экономисты, и на их суждения о достоинствах альтернативных систем экономической организации. Но это не обесценивает общественную полезность работы, выполняемой экономистами, если это работа высокого интеллектуального качества и если экономисты знают, что они делают, - знают о тех офаничениях, которыми обусловлены их выводы, и сообщают своим читателям, в чем состоят эти офаничения. В частности, интеллектуальная честность требует от экономистов формулировать свои политические и моральные ценностные суждения и открыто высказываться о том, чем их выюды отличаются от тех, которые делают по обсуждаемым проблемам экономисты, придерживающиеся других точек зрения. И что отнюдь не менее важно, они долж-
ны ясно говорить о том, насколько неопределенными в действительности являются многие из их эмпирических утверждений и предсказаний. Это особенно важно в публикациях, адресованных главным образом людям, находящимся за пределами профессионального круга экономистов.
БИБЛИОГРАФИЯ
Arrow, K.J. 1951. Social Choice and Individual Values. New York: Wiley. Harsanyi, J.C. 1977. Morality and the theory of rational behavior. Social Research 44, 623-56.
Nozick, R. 1974. Anarchy, State and Utopia. Oxford: Blackwell. Robbins, L. 1932. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science. London: Macmillan.