назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [ 287 ] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


287

ных маленьких «утопическо-социалистических» общин, стремящихся воплотить утопические идеи на практике. Эти общины могли быть как коммунистическими (Роберт Оуэн, Этьен Кабе), так и полукапиталистическими (Шарль Фурье). Другие планы сосредоточивались на состоянии всей нации и благодетельном развитии массового производства (Сен-Симон). Утопии такого рода стали доминировать, когда потенциальная роль мащин в создании нового рога изобилия стала очевидной. (Некоторое разочарование в этих взглядах произощдо позже, например в «Новостях ниоткуда» Вильяма Морриса (1890), где предпочтение отдавалось деревенским и ремесленным добродетелям.) Значительно больще внимания в начале XIX в. стало уделяться (например, Оуэном и Фурье) отрицательным сторонам чрезмерной специализации и преимуществам постоянной перемены занятий. В середине века в работах Маркса и Энгельса возникло наиболее радикальное видение данной эры. Их планы могут рассматриваться как утопические в той мере, в какой они излишне оптимистично оценивали свойства человеческой природы, технологию и социальное устройство будущего общества, в котором частная собственность и отчуждение должны быть преодолены. В последние два десятилетия века, по крайней мере в Британии и Америке, мы наблюдаем почти непрерывный поток утопий планоюй экономики, наиболее известными из которых являются «Взгляд назад» Эдварда Беллами (1887), где планировались отмена денег, равная заработная плата и равный кредит для каждого, а также промышленная трудовая армия, «Путешественник из Альтрурии» У.Д. Хоуэлса (1894) и «Современная утопия» Г.Дж. Уэллса (1905), в которой была предпринята попытка увязать идеи професса с образом идеального будущего, экономика которого была скорее смешанной, чем плановой.

В XX в. утопизм дрогнул перед лицом некоторых последствий эпохи модерна и гораздо большее распространение получили антиутопии. В самой знаменитой из них - «1984» Джорджа Оруэлла (1948) - критиковались как капиталистическая агрессия и неравенство, так и коммунистический деспотизм, а центральной темой работы бьшо предотвращение пользования выгодами массового производства со стороны большинства через намеренное уничтожение предметов потребления в войне. Более сатирическим отношением к гедонистической утопии отличается «Отважный новый мир» Олдоса Хаксли (1932), хотя его более поздний «Остров» (1962) является позитивной утопией, которая критикует духовную нищету материалистической цивилизации. Популярный утопизм конца XX в. включал несколько научно-фантастических работ, либертарианские размышления Мюррея Ротбарда и Роберта Нозика («Анархия, государство и утопия», 1974) и стационарный эн-вайронментализм «Экотопии» Эрнеста Калленбаха (1975). С профессом используемой техники и развитием государства благосостояния оптимистически развивавшие эту тему утопии сошли на нет. Пресыщенным товарами людям некоторые привлекательные стороны потребительского рая уже не казались столь неотразимыми. Технологический детерминизм, казалось, делал неактуальным выбор формы экономической



организации общества. Две мировые войны и призрак ядерной катастрофы подорвали веру в возможность усоверщенствования человека, а полувековой эксперимент с коммунистическим центральным планированием, в свою очередь, серьезно дискредитировал последнее как вернейший путь к моральному и экономическому усовершенствованию общества. «Рост» также не является более безоговорочно принимаемым идеалом, даже среди тех, кто еще не испробовал его на себе. Тем не менее, значение утопий для экономической мысли не уменьшилось, поскольку они освещают важные аспекты истории экономических учений и идей (особенно в области благосостояния и планирования), а также позволяют совершать воображаемые прыжки в возможное будущее, в которое мыслители, более склонные к позитивизму и эмпиризму, заходить боятся. Если «професс» может быть осуществлен без «роста», то эта идея, скорее всего, впервые найдет офажение в форме очередной утопии.

БИБЛИОГРАФИЯ

Adams, R.P. 1949. The social responsibilities of science in Utopia, New Atlantis and

after. Joumal ofthe History of Ideas 10, 374-98. Armytage.W.H.G. 1984. Utopias: the technological and educational dimension. In

Utopias, ed. P. Alexander and R. Gill, London: Duckworth. Boguslaw, R. 1965. The New Utopians: A Study of System Design and Social Change.

Engiewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Bowman, S. 1973. Utopian views of man and the machine. Studies in the Literary

Imagination 6, 105-20. Claeys, G. 1986. Industrialism and hedonism in Orwells literary and poUtical

development. Albion 18. Claeys, G. 1987. Machinery, Money and the Millennium. From Moral Economy to

Socialism. Oxford: Polity Press. Dautry, J. 1961. Le pessimisme economique de Babeuf et Ihistoire des Utopies.

Annales Historiques de la Revolution Francaise 33, 215-33. Davis, J.C. 1981. Utopia and the Ideal Society. A Study of English Utopian Writing

1516-1700. Cambridge and New York: Cambridge University Press. Eurich, N. 1967. Science in Utopia. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. Farr, J. 1983. Technology in the Digger Utopia. In Dissent and Affirmation: Essays

in Honor of Mulford Sibley, ed. A.L. Kalleberg, J.D. Moon and D. Sabia, Bowling

Green: Bowling Green University Popular Press. Flory, C.R. 1967. Economic Criticism in American Fiction, 1792 to 1900. New York:

Russell & Russell.

Fogg, W.L. 1975. Technology and dystopia. In Utopia/Dystopia?, ed. P.E. Richter,

Cambridge, Mass.: Schenkman. Fuz, J.K. 1952. Welfare Economics in English Utopias from Francis Bacon to Adam

Smith. The Hague: Martinus Nijhoff. Gelbart, N. 1978. Science in French Enlightenment Utopias. Proceedings of the

Westem Society for French History 6, 120-28. Goodwin, B. 1984. Economic and social innovation in Utopia. In Utopias, ed.

P. Alexander and R. Gill, London: Duckworth.



Gusfield, J. 1971. Economic development as a modem Utopia. In Aware of Utopia,

ed. D.W. Platli, Urbana: University of Illinois Press. Hail, A.R. 1972. Science, teclinology and Utopia in tlie seventeenth century. In Science

and Society 1600-1900, ed. P. Mathias, Cambridge and New York: Cambridge

University Press.

Hont, I. and Ignatieff, M. 1983. Needs and justice in the Wealth of Nations: an introductory essay. In Wealth and Virtue: the Shaping of Political Economy in the Scottish Enlightenment, ed. I. Hont and M. Ignatieff, Cambridge: Cambridge University Press.

Hudson, W. 1946. Economic and social thought of Gerrard Winstanley: was he a seventeenth-century marxist? Joumal of Modem History 18, 1-21.

Hymer, S. 1971. Robinson Crasoe and the secret of primitive accumulation. Monthly Review 23, 11-36.

King, J.E. 1983. Utopian or scientific? A reconsideration of the Ricardian Socialists.

History of Political Economy 15, 345-73. Юassen, P.J. 1964. The Economics of Anabaptism 1525-60. The Hague: Mouton. Krieger, R. 1980. The economics of Utopia. In Utopias: the American Experience, ed.

G.B. Moment and O.F. Kraushaar, London: Scarecrow Press. Landa. L. 1943. Swifts economic views and Mercantilism. English Literary History

10, 310-35.

Leiss, W. 1970. Utopia and technology: reflections on the conquest of nature.

International Social Science Joumal 22, 576-88. Levitas, R. 1984. Need, nature and nowhere. In Utopias, ed. P. Alexander and R. Gill,

London: Duckworth. MacDonald, W. 1946. Communism in Eden? New Scholasticism 20, 101-25. MacKenzie, D. 1984. Marx and the machine. Technology and Culture 25, 473-502. Manuel, F.E. and Manuel, F.P. 1979. Utopian Thought in the Western World. Oxford:

Basil Blackwell; Cambridge, Mass.: Harvard University Press. Mumford, L. 1967. Utopia, the city and the machine. In Utopias and Utopian

Thought, ed. F.E. Manuel, Boston: Beacon Press. Novak, M. 1976. Economics and the Fiction of Daniel Defoe. New York: Russell &

Russell.

Perrot, J.-C. 1982. Despotische Verkunft und okonomische Utopie. In Utopiefor-

schung. Interdisziplinare Studien zur neuzeitlichen Utopie, ed. W. Vosskamp,

Stuttgart: J.B. Metzlersche Veriagsbuchhandlung. Рососк, J.G.A. 1980. The mobility of property and the rise of eighteenth-century

sociology. In Theories of Property, Aristotle to the Present, ed. A. Parel and

T. Flanagan, Waterioo: Wilfred Laurier University Press. Sargent, L.T. 1981. Capitalist Utopias in America. In America as Utopia, ed.

K.M. Roemer, New York: Burt Franklin. Schlaeger, J. 1982. Die Robinsonade als friihbiirgerliche Eutopia. In Utopieforschung.

Interdisziplinare Studien zur neuzeitlichen Utopie, ed. W. Vosskamp, Stuttgart:

J.B. Metzlersche Veriagsbuchhandlung. Schoeck, R.J. 1956. More, Plutarch, and King Agis: Spartian history and the meaning

of Utopia. Philological Quarterly 35, 366-75. Segal, H. 1985. Technological Utopianism in American Culture. Chicago: Chicago

University Press.

Sibley, M.Q. 1973. Utopian thought and technology. American Joumal of Political Science 17, 255-81.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [ 287 ] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]