назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [ 279 ] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


279

BPEMEHHdE ПРЕДПОЧТЕНИЕ

Мюррей Н. Ротбард

Time Preference

Murray N. Rolhbard

Термин «временное предпочтение» отражает идею о том, что люди предпочитают «нынешние блага» (блага, доступные для исполызования в настоящее время) «будущим благам» (благам, которые, как ожидается, станут достулными в некоторый момент в будущем). Предполагается, что общественная норма временного предпочтения, результат взаимодействия индивидуальных структур временных предпочтений, определяет чистую процентную ставку в обществе и равна ей. Вся экономика пронизана «рынками времени», где нынешние блага обмениваются на будущие. Это происходит не только на рынке займов (где кредиторы «продают» нынешние деньги за право получить деньги в будущем), но и во всех процессах производства, где временное предпочтение принимает вид «естественной нормы дохода». Капиталисты платят нынещние деньги (приобретая или арендуя землю, средства производства и сырья, нанимая рабочую силу или покупая труд в рабовладельческой системе) ради приобретения ожидаемого будущего дохода от конечных продаж продукции. Долгосрочная норма прибьши и норма дохода на капитал представляют собой, следовательно, формы ставки процента. Поскольку бизнесмены стремятся получать прибьшь и избегать убытков, экономика стремится к состоянию общего равновесия, в котором все ставки процента и нормы прибьши будут равными, а значит, не будет чистой предпринимательской прибьши или убытков.

В ходе многовековых размышлений над проблемой оправдания процента католические философы-схоласты пришли к весьма изощренным объяснениям и оправданиям дохода на капитал, включая риск и альтернативные издержки в виде упущенной прибьши. Но они столкнулись с огромными трудностями при объяснении процента по безрисковому займу и поэтому осудили такой процент как греховный и ростовщический.

Тем не менее, некоторые из поздних схоластов, более благожелательно относившихся к ростовщичеству, заложили основы подхода к объяснению процента с помощью временного предпочтения. В своей подробной критике стандартных аргументов в пользу запрещения ростовщичества в работе «Трактат о договорах» (1499) Конрад Зуммен-харт (Conrad Summenhart, 1465-1511), теолог из Тюбингенского университета, использовал временное предпочтение для объяснения приобретения долга со скидкой, даже если этот долг только что появился.



Когда кто-то платит 100 дол. за право получить ПО дол. в некоторый момент в будущем, покупатель (кредитор) не получает ростовщической выгоды от этого займа, поскольку и он, и продавец (заемщик) оценивают будущие ПО дол. как стоящие 100 дол. в настоящий момент (Noonan, 1957).

Спустя полвека вьщающийся доминиканский юрист и денежный теоретик из саламанкского университета Мартин де Аспилкуэта «На-варрец» (Martin de Azpilcueta Navarrus, 1493-1586) ясно сформулировал понятие временного предпочтения, но не использовал его для защиты ростовщичества. В «Комментарии о ростовщичестве» (1556) Аспилкуэта отметил, что нынешнее благо, например деньги, обычно стоит на рьшке больше, чем будущие блага, т.е. права на получение денег в будущем. Как считал Аспилкуэта, «претензия на нечто стоит меньше, чем сама вещь, и... ясно, что то, что не может использоваться в течение года, менее ценно, чем нечто того же самого качества, пригодное для употребления сразу» (Gordon, 1975, р. 215).

Примерно в то же время итальянский гуманист и политик Джан Франческо Лоттини да Вольтерра (Gian Francesco Lottini da Volterra) в своем сборнике советов правителям «Awedimenti civili* (1574) открьш временное предпочтение. К сожалению, от Лоттини идет также традиция морализаторского осуждения временного предпочтения как завышенной оценки настоящего, которое может быть воспринято органами чувств немедленно (Kauder, 1965, р. 19-22).

Спустя два века неаполитанский аббат Фердинандо Галиани (Ferdinando Galiani, 1728-1787) рассмотрел основы временного предпочтения в своем труде «Della Moneta», 1751 (Monroe, 1924). Галиани отметил, что так же, как обменный курс двух валют приравнивает стоимости имеющих хождение в данном месте и пространственно отдаленных денег, ставка процента приравнивает нынешние и будущие, т.е. отдаленные во времени, деньги. Приравниваются, таким образом, не физические свойства, а субъективные ценности денег в умах индивидов.

Эти разрозненные наметки едва ли могли служить достаточной основой для замечательной разработки полномасштабной теории временного предпочтения процента французским государственным деятелем Анн Робером Жаком Тюрго (1727-1781), который в нескольких довольно кратких набросках почти полностью предвосхитил последующее развитие австрийской школой теории капитала и процента (Turgot, 1977). В своей работе, защищающей ростовщичество, Тюрго спрашивает: почему заемщики готовы платить процент за использование денег? В центре внимания должна находиться не сумма выплачиваемого драгоценного металла, а его полезность для кредитора и заемщика. В частности, Тюрго сравнивает «разницу в полезности, которая существует на дату кредитования между суммой, имеющейся к настоящему времени, и такой же суммой, которая должна быть получена через определенное время», и ссьшается на известное изречение: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Поскольку сумма денег, имеющаяся сейчас, предпочтительнее обещания получения аналогичной



суммы через один год или несколько лет, возврат той же основной суммы означает, что кредитор «дает деньги, получая взамен только обещания». Следовательно, процент компенсирует это различие в ценности суммой, пропорциональной длительности задержки. Тюрго добавил, что в ссудной сделке должны сравниваться не ценности даваемых в долг и возвращаемых денег, а скорее «ценность обещания суммы денег с ценностью суммы денег, имеющейся в настоящее время» (Turgot, 1977, р. 158-159).

Кроме того, Тюрго бьш, очевидно, первым, кто пришел к понятию капитализации, вытекающему из временнбго предпочтения, которое состоит в том, что текущая капитальная стоимость любого блага длительного пользования в тенденции равняется сумме ожидаемых годовых доходов, дисконтированных с использованием рыночных норм временнбго предпочтения или ставок процента.

Тюрго бьш также первым, кто проанализировал соотношение между объемом денежной массы и процентом. Если прирост количества денег достается людям со слабым временным предпочтением, то выросшее затем отношение сбережений к потреблению уменьшает временное предпочтение и, следовательно, снижает процегггные ставки при повышении цен. Если, однако, прирост денежной массы достается людям с сильным временнйм предпочтением, то, напротив, процентные ставки должны подниматься вместе с ценами. В целом Тюрго отметил, что за последние столетия в Европе вырос дух бережливости, и потому нормы временного предпочтения и ставки процента имели тенденцию к падению.

Одной из примечательных несправедливостей в историографии экономической мысли бьшо допущенное Бём-Баверком в его работе 1884 г. невнимание к предвосхищению Тюрго его собственной теории процента на основе временнбго предпочтения (Bohm-Bawerk, 1959, vol. 1). Частично это невнимание проистекало из примененной Бём-Баверком тактики расчистки почвы для своей позитивной теории процента путем опровержения, иногда несправедливого, подходов его предшественников (Wicksell, 1911, р. 177). Эта несправедливость особенно заметна в случае с Тюрго, поскольку мы теперь знаем, что в 1876 г., всего за восемь лет до публикации своей работы по истории теорий процента, Бём-Баверк написал очень лестную, но до сих пор не опубликованную работу о теории процента Тюрго, сохранившуюся в трудах семинара Карла Книса в Гейдельбергском университете (Turgot, 1977, р. xxix-xxx).

Опровергая трудовую теорию цены Рикардо - Джеймса Милля с позиций субъективной теории полезности, Сэмюэль Бейли (Bailey, 1825) ясно излагает концепцию временнбго предпочтения. Опровергая утверждение Милля о том, что время как «просто абстрактное слово» не способно увеличить цену, Бейли заявил, что «мы обычно предпочитаем настоящее удоюльствие или наслаждение будущему» и, следовательно, предпочитаем нынешние блага ожиданию появления этих благ в будущем. Бейли, тем не менее, не попытался применить свою идею к объяснению процента.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [ 279 ] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]