назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [ 278 ] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


278

рациями. Очевидно, что лучше всего эмпирически оценить гипотезу Тибу применительно к образованию. На образование в США идет около половины совокупных расходов местных бюджетов, причем никакая другая статья расходов не составляет более 10%. Значительная доля оставшегося бюджета идет на канализацию, водоснабжение и содержание дорог. Если несколько десятилетий тому назад люди избегали селиться в некоторьк городах из-за состояния их канализации, то сегодня представляется весьма маловероятным, чтобы выбор местожительства происходил по этому критерию.

Что касается образования, то по имеющимся данным отдача по мере роста общины перестает расти при населении около 10 тыс. человек. Эти данные, взятые из работ Бергстрома и Гудмена (Bergstrom and Goodman, 1973) и Борчердинга и Дикона (Borcherding and Deacon, 1972), основаны на результатах исследования связи между расходами на образование и размерами общины. Результаты обоих исследований показывают, что расходы на душу населения инвариантны по отношению к размеру общины, превышающему 10 тыс. человек. «Простейшее» объяснение этому факту заключается в том, что удельные издержки не зависят от размера населения. Однако другое объяснение заключается в том, что имеет место единичная эластичность спроса по цене; в этом случае, посчитав регрессию расходов от численности населения, невозможно ничего сказать об эффекте масштаба.

Несмотря на сомнения относительно интерпретации эмпирических результатов, можно с уверенностью утверждать, что экономию от масштаба в образовании для поселений, превышающих некоторый небольшой размер, обнаружить не удалось. Причина сомнений в наличии экономии от масштаба заключается не только в том, что сказано выше о регрессии расходов от размера поселения. При наличии экономии от масштаба крупные территориальные единицы должны бьши бы обладать преимуществом в издержках по сравнению с небольшими общинами, что отражалось бы в стоимости собственности в этих поселениях. Однако в процессе исследования капитализации этого не бьшо обнаружено, что говорит в пользу посылки о постоянной отдаче.

Все это означает, что нет никаких причин считать, что эффекты масштаба являются препятствием для широкого выбора между местами жительства. Конечно, отсутствие такого разнообразия может объясняться другими причинами. Как бы то ни бьшо, Хендерсон (Henderson, 1985), изучивший данные по формированию административно-терри-ториальньк единиц, обнаружил к некоторому удивлению, что в большинстве городских агломераций оно примерно соответствует росту населения.

В заключение заметим, что поставленные Бьюли и другими проблемы разнообразия и формирования новых административно-территориальных единиц заслуживают серьезного внимания. Однако наличие эффекта масштаба и недостаточного разнообразия территорий не является убедительно доказанным.

Следующая проблема, которую мы рассмотрим, касается характера производственной функции в образовании. Предположим, что мы со-



глашаемся с высказанным выше допущением, что уровень образования является единственным благом, в соответствии с которым классифицируются административно-территориальные единицы. Далее, согласимся с посылкой, что производство образования характеризуется постоянной отдачей от величины населения. Теперь необходимо рассмотреть фундаментальную проблему, которая не была проанализирована ни одним из авторов моделей, построенных на основе гипотезы Тибу.

Положим, что функция произюдства образования содержит в качестве одного из сюих аргументов качественные характеристики детей и родителей. Бесчисленное множестю наблюдений и публикаций это подтверждают. Наблюдения показывают, что в центрах городов расходы на одного ученика часто выше, чем в пригородах; тем не менее, никто не считает, что качество образования в центрах городов выше. Статистические данные столь же убедительны. Когда мы считаем регрессии, объясняющие количестю произведенного образования, например результаты контрольных работ или улучшение результатов тестов за год, то характеристики родителей и одноклассников обладают большой объясняющей силой. (Что действительно озадачивает в этих исследованиях, так это то, что показатели приобретенных ресурсов, как, например, размер класса и качестю учителей, часто оказываются несущественными. Подробный анализ экономики школьного образования см. в работе Hanushek, 1986.) В таком случае мы не сможем представить мир модели Тибу в виде набора общин, предлагающих образование за определенную цену и ждущих покупателей, как бакалейщик ждет, когда семьи придут к нему за продуктами. Дело в том, что качестю образования зависит от характеристик получающих его семей.

В таком мире высока вероятность того, что стихийная сортировка по Тибу окажется неустойчиюй, так как семьи с «плохими» произюд-ственными ресурсами будут вытеснять семьи с «хорошими» ресурсами. Проблема заключается в том, что сортировкой по величине спроса дело не ограничивается; для устойчиюсти вполне может потребоваться, чтобы лица с высокими запросами, стоимость обучения которых низка, были отделены от лиц с высокими запросами, стоимость обучения которых высока.

Вторая проблема возникает, когда мы рассматриваем эффективность. Как и в мире с юзрастающей отдачей, мы должны решить две проблемы эффективности. Во-первых, остается та же задача Тибу - удовлетюрение спектра запросов спектром предложений. Но теперь перед нами стоит и вторая задача - минимизации издержек. В зависимости от характера образовательных технологий можно добиться большой экономии издержек путем, например, помещения нескольких высокомотивированных детей в каждый класс. Повышение эффективности (экономия издержек), достигаемое другими учащимися, может с лихвой окупить увеличение стоимости обучения одаренных детей в окружении уступающих им одноклассников. В таком мире существуют внешние эффекты, связанные с различной одаренностью учеников



в одном классе. Поскольку не видно никакого очевидного механизма, который бы позволил интернализировать эти внешние факторы, то нет оснований предполагать, что сортировка по Тибу даст эффект даже при наиболее благоприятных предпосылках по всем аспектам проблемы, за исключением технологии производства.

БИБЛИОГРАФИЯ

Bergstrom, Т. and Goodman, R. 1973. Private demand for public goods. American

Economic Review 63, June, 280-96. Bewley, T.F. 1981. A critique of Tiebouts theory of local public expenditures.

Econometrica 49, May, 713-40. Borcherding, T. and Deacon, R. 1972. The demand for the services of non-Federal

Governments. American Economic Review 62, December, 891-901. Bowen, H.R. 1943. The interpretation of voting in the allocation of economic resources.

Quarterly Joumal of Economics 58, November, 27-48. EUickson, B. 1971. Jurisdictional fragmentation and residential choice. American

Economic Review 61, December, 334-9. Hamihon, B.W. 1975. Zoning and property taxation in a system of local governments.

Urban Studies 12(2), June, 205-11. Hamihon, B.W. 1976. Capitalization of intrajurisdictional differences in local tax prices.

American Economic Review 66(5), December, 743-53. Hanushek, E.A. 1986. The economics of schooling. Journal of Economic Literature

24, September, 1141-77. Henderson, J.V. 1985. The Tiebout Model: bring back the entrepreneurs. Journal of

Political Economy 93, April, 248-57. Oates, W.E. 1969. The effects of property taxes and local public spending on property

values: an empirical study of tax capitalization and the Tiebout hypothesis. Joumal

of Political Economy 77(8), November-December, 957-71. Samuelson, P.A. 1954. The pure theory of public expenditure. Review of Economics

and Statistics 36, November, 387-9. Tiebout, C. 1956. A pure theory of local expenditures. Joumal of Political Economy

64, October, 416-24. Westhoff, F. 1977. Existence of equilibria in economies with a local public good. Joumal

of Economic Theory 14, 84-112.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [ 278 ] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]