назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [ 268 ] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


268

будем вычитать их из положительных издержек, получая величину чистых издержек.

Обычная практика анализа издержек и выгод (Cost-Benefit Analysis) заключается в том, чтобы рассматривать эти категории издержек по отдельности, а затем проводить сопоставление их величин. Однако в других сферах экономической науки принято рассчитывать чистые издержки, т.е. издержки за вычетом выгод. Примером является утверждение, встречающееся во многих учебниках, которое гласит, что общественные издержки не включают в себя величину ренты. При этом подразумевается, что прирост ренты от фактора производства, цена которого благодаря увеличению спроса на его услуги повыщается, представляет собой всего лишь трансферт богатства и не ведет к возникновению общественных издержек.

Если осуществляемый предпринимателем проект ведет к увеличению спроса на труд и другие факторы производства и посредством этого-к росту заработной платы и цен, то частные издержки данного предпринимателя повышаются. Однако это повышение компенсируется отрицательными внешними издержками в форме прироста вознаграждения факторов производства (т.е. доходов владельцев этих факторов). Издержки двух указанных типов равны по величине, так что суммирование частных и внешних издержек позволяет сделать вывод об отсутствии общественных издержек. Прирост ренты учитывается (с разными знаками) как в величине частных, так и в величине внещних издержек, но - согласно рассматриваемому утверждению - не влияет на величину общественных издержек.

Когда издержки, которые несут индивиды, не являются издержками с точки зрения общества, их во многих случаях целесообразно называть убытками (losses), а отрицательные издержки - прибылями (gains). Если я владею магазином по соседству с вашим и переманиваю ваших клиентов посредством снижения цен, вы несете потери, которым противопоставляется прирост благосостояния потребителей и получаемая мною прибьшь (если таковая существует) от дополнительных продаж. Потери и убытки, связанные с изменением цен, не являются издержками с точки зрения общества.

Утверждение о том, что изменение цен не влечет за собой возникновения общественных издержек, опирается на неявное предположение о закрытом характере экономики. В открытой экономике изменение международных условий торговли может либо возлагать на резидентов данной страны бремя реальных издержек, либо позволять им получать рентные доходы за счет резидентов иных стран. Кроме того, указанное утверждение подразумевает, что проблемы измерения и агрегирования удалось успешно преодолеть.

(3) Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. При измерении издержек необходимо определить продолжительность рассматриваемого периода. В долгосрочном периоде величина издержек, как правило, меньше, чем в краткосрочном; в особенности это относится к внешним издержкам. Для субъектов, на которых возлагается бремя



издержек, такое развитие событий вначале оказывается неожиданным, однако затем они предпринимают усилия по снижению величины этих издержек путем адаптации своей деятельности к новым условиям. Если законы данного общества позволяют предъявить претензии субъекту - инициатору действий, обусловивших возникновение внещних издержек, то несущие эти издержки субъекты могут добиться еще большего их сокращения путем принуждения инициатора к изменению своего поведения. Разумеется, уменьщение суммы частных и внешних издержек (т.е. величины общественных издержек) может быть при этом менее существенным, однако это - совсем другой вопрос.

Проиллюстрировать данное утверждение можно с помощью небольшой модификации хорошо известного примера (Пигу, 1985, т. I, с. 201). Если искры, вьшетающие из локомотива, могут вызвать пожар и нанести ущерб урожаю фермера, земли которого располагаются вдоль железной дороги, то непредвиденное удвоение числа поездов может означать для него возникновение дополнительных внешних изцержек. С течением времени он может сократить величину этих издержек путем выращивания вдоль дороги вечнозеленых культур или оставляя полосу земли вдоль дороги необработанной. Далее, если закон это позволяет, фермер может подать иск против железнодорожной компании за нанесение ущерба или потребовать компенсации за потерю прибьши, связанную с менее производительным использованием земли. Эти меры могут в конце концов побудить железнодорожную компанию установить на локомотивах фильтры, препятствующие образованию искр, или сократить число поездов. Все эти факторы в совокупности позволяют предполагать, что величина внешних издержек с течением времени будет снижаться.

Можно ожидать, что в случаях, подобных рассмотренному, когда имеется только две заинтересованные стороны, реальной альтернативой судебным процедурам окажутся непосредственные переговоры между сторонами. Распределение выгод будет, разумеется, зависеть от соотношения сил при торге (bargaining strength), которое отчасти определяется набором их прав, однако результат будет в основном одинаковым: сумма частных и внешних издержек будет сокращаться до тех пор, пока дальнейшее ее сокращение не будет вызывать еще большего сокращения выгод. Поскольку переговоры всегда требуют времени, то опять-таки можно ожидать, что величина общественных издержек в долгосрочном периоде будет ниже, чем в краткосрочном.

(4) Агрегирование. Суммирование внешних и частных издержек для определения величины общественных издержек подразумевает агрегирование издержек, которые несут различные люди. В конечном итоге это равносильно утверждению, что, при прочих равных условиях, издержки субъекта А в размере 10 дол. значат для общества больше, чем издержки субъекта Б в размере 9 дол., вне зависимости от того, кем эти субъекты являются. Для такой процедуры существует только два возможных основания.

Первое, утилитаристское основание подразумевает безусловную возможность межличностных сравнений полезности, а также равенство



предельной полезности денег для всех субъектов. При этом меньшие общественные издержки представляют собой меньшую потерю «совокупного удовлетворения» (aggregate satisfaction).

Второе основание предполагает использование критериев компенсации (Graaff, 1957, ch. 5). Если изложить суть дела кратко, в данном случае критерием социальной желательности изменений является возможность выплаты компенсаций теми, кто оказался в выигрыше благодаря происшедшим изменениям, в пользу тех, кто от этих изменений пострадал; при этом после выплаты компенсаций благосостояние выигравших не должно оказаться ниже, чем в исходных условиях. Разумеется, чем меньше сумма частных и внешних издержек, тем выше вероятность того, что выигравшие окажутся в состоянии компенсировать потери проигравшим.

Ни одно из этих оснований не является полностью удовлетворительным. У утилитаризма до сих пор есть некоторое число приверженцев, однако лишь немногие из них стали бы утверждать, что предельная полезность денег является одинаковой для бедных и богатых. В свою очередь, возможность компенсаций немногого стоит до тех пор, пока эти компенсации фактически не будут осуществлены. (Что толку в утверждении, что - хотя некоторые люди голодают - общественные издержки все же невелики, ибо этим людям может быть предоставлено достаточное количество пропитания?) Если, с другой стороны, компенсации действительно выплачиваются, изменение цен может привести к случаям инверсии исходных условий (reversals), подобным тем, которые подверг анализу Т. Ситовски (Scitovsky, 1941). До компенсации общественные издержки деятельности А могут быть ниже, чем общественные издержки деятельности Б, а после компенсации соотнощение издержек может оказаться обратным. Выбор вида деятельности, обеспечивающего более низкий уровень общественных издержек, требует предварительного выбора между двумя вариантами распределения богатства. В противном случае возникает заколдованный круг.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Основное применение понятие общественных издержек находит в сфере анализа издержек и выгод (Cost-Benefit Analysis). При этом возникает множество проблем, связанных с оценкой. Как, к примеру, оценивать стоимость человеческой жизни, если существует вероятность дополнительных жертв вследствие экономии на затратах при обеспечении безопасности нового шоссе или разработке специальных требований к его строительству? Как оценить другие блага, которые не являются объектами купли-продажи на рынке? (На практике используются рыночные цены родственных товаров; однако уровень этих цен обусловлен как раз тем, что отсутствуют рынки товаров, ценность которых пытаются определить!) Исследователи, работающие над проблематикой анализа издержек и выгод, используют различные методы преодоления указанных затруднений, и если бы этим ограничивались

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [ 268 ] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]