назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [ 267 ] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


267

должно учитываться как при общей оценке проекта, так и, в частности, при определении неявных цен. В качестве примера рассмотрим теневые цены на трудовые ресурсы. Если работники, необходимые для осуществления проекта, привлекаются из сельскохозяйственной отрасли, где труд является ограничивающим фактором, то уровень сельскохозяйственного производства сократится. Если доходы правительства зависят от налогообложения этой продукции, то и они уменьшатся. А если, в свою очередь, государственные расходы служат основным источником доходов вне сельскохозяйственной сферы (в городах), тогда при фиксированном бюджетном дефиците снизятся доходы городских жителей. Эти сдвиги в распределении доходов станут важной составляющей неявной стоимости трудовых ресурсов. Но теперь допустим, что характер политической ситуации не допускает падения жизненного уровня городского населения. Более вероятно, что государственные расходы останутся на прежнем уровне, зато вырастет бюджетный дефицит. В этом случае необходимо учитывать увеличение бремени долга, оставленного в наследство будущим поколениям. Как бы то ни было, важно понять, что моделирование политической ситуации - ключевой момент в определении неявных цен, даже если те, кто производит оценку проекта (будь то международная организация или уполномоченное правительственное подразделение), имеют ясное представление о том, в чем заключается его цель. Пример того, как можно учитывать эти ограничения, дан Брэйвермэном и Канбуром (Braverman and Kanbur, 1985) на конкретном материале проектов, разработанных для Западной Африки.

БИБЛИОГРАФИЯ

Braverman, А. and Kanbur, S.M.R. 1985. Urban bias, present bias, and the shadow cost of labour for agricultural projects: the West African context. The Worid Bank. Mimeo.

Little, I.M.D. and Mirrlees, J.A. 1974. Project Appraisal and Planning for Developing

Countries. London: Heinemann. Sen, A.K. 1972. Control areas and accounting prices: an approach to economic

evaluation. Economic Journal 82, Supplement, 486-501.



ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Я. де В. Граафф

Social Cost

J. De V. Graaff

Идея, лежащая в основе понятия общественных издержек, крайне проста. Человек, предпринимающий некоторое действие, не обязательно несет все связанные с этим действием издержки (или присваивает все связанные с ним выгоды). Издержки, которые несет лично он, называются частными издержками, в то время как издержки, которые вынуждены нести другие, называются внешними издержками. Сумма этих двух типов издержек и образует общественные издержки.

За этим кажущимся очевидным утверждением скрывается целый набор проблем, связанных с определением, оценкой и агрегированием общественных издержек. Данные проблемы рассматриваются в параграфе 1. В параграфе 2 дается краткий обзор ряда вопросов, для изучения которых - несмотря на ряд разночтений - часто используется концепция общественных издержек.

1. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Частные издержки обычно определяются в терминах альтернативных издержек как наиболее ценный (или наиболее предпочтительный) из альтернативных вариантов выбора, от которых прищлось отказаться. На практике это обычно означает, что частные издержки получения блага равны сумме денег, которая за это благо уплачена. Такое определение является корректным, поскольку предполагается, что индивид (или фирма) придерживается стратегии оптимизации. Каждый акт выбора предполагает принесение в жертву каких-либо альтернатив. Всегда существуют варианты, от которых с необходимостью приходится отказаться.

Другие субъекты, которые несут внешние издержки данного действия, также придерживаются стратегии оптимизации, поэтому приведенное определение справедливо и для данного типа издержек. Однако для общественных издержек оно является некорректным, поскольку нет оснований предполагать, что стратегия оптимизации может описать поведение общества в целом. Общество может, не сокращая досуга своих членов и не жертвуя чем-либо еще, нарастить производство и пушек, и масла. С технической точки зрения это возможно тогда, когда в исходном состоянии оно не достигает границы общественных производственных возможностей, - такая ситуация может с рав-



ной вероятностью быть как нормой, так и исключением из правила. В этих условиях не происходит отказа от каких-либо альтернативных вариантов выбора, а потому отсутствуют и издержки.

Если общество достигло границы производственных возможностей, существуют, по крайней мере, некоторые издержки. Однако их значение может зависеть от того, кто несет их бремя. Имеет ли отказ от потребления масла богатым субъектом А столь же важное значение, как отказ от потребления масла бедным субъектом 5? Можно ли просто суммировать количества масла, от которых отказались эти субъекты, для получения величины общественных издержек?

Определение общественных издержек как суммы частных и внешних издержек дает возможность обойти проблему, связанную с тем, что общество может не придерживаться стратегии оптимизации; однако оно не позволяет преодолеть сложности, обусловленные необходимостью суммирования издержек, бремя которых несут разные люди. Оно не обеспечивает решения и некоторых иных проблем. Мы рассмотрим эти проблемы последовательно, начав с наименее сложных.

(1)«Границы» общества. Если я построил дом, загораживающий вид из окна моего соседа, но не создающий неудобства для кого-либо еще, то внешние издержки, бремя которых я возложил на соседа, являются единственным видом внешних издержек, который следует учитывать при определении общественных издержек моего действия. При этом так или иначе можно получить стоимостную оценку причиненных соседу непосредственных неудобств, а снижение цены на его собственность, если рынок функционирует должным образом, будет достаточно корректно отражать потери с точки зрения ее покупателей.

В других случаях дело обстоит не так просто. Загрязнение атмосферы или водного бассейна может затрагивать несколько государств. Какие издержки представляют для нас интерес - издержки, которые несет наше общество, или издержки, определяемые с точки зрения мирового сообщества? А если рассматриваемая деятельность затрагивает интересы будущих поколений? Как измерить издержки, возлагаемые на них? При рассмотрении проблем, связанных, например, с общественными издержками использования ядерной энергии, перечисленные вопросы могут оказаться очень важными.

Прежде чем говорить об общественных издержках, необходимо уточнить пространственно-временные «границы» общества, которое имеется в виду. После того как по этому вопросу достигнута ясность, мы можем перейти к другим проблемам.

(2)Издержки и выгоды. Внешние издержки, причиняемые инициатором действия другим субъектам, не обязательно должны быть положительными. Могут существовать и «отрицательные издержки», или выгоды (benefits). (Если я выкрашу свой дом в ярко-желтый цвет, я могу шокировать Джонса, но доставить удовольствие Смиту.) При этом не имеет существенного значения, будем ли мы учитывать эти отрицательные издержки отдельно, называя их выгодами, или непосредственно

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [ 267 ] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]