Поздние схоласты также внесли значительный вклад в теорию цен. Количественная теория денег являлась множественным открытием, в которое внесли вклад ряд авторов. Хотя вполне законченное формулирование количественной теории обычно приписывается Жану Бодэ-ну, ядро теории можно найти в учебнике по моральной теологии с приложением, посвященным рассуждению о ростовщичестве, написанным Мартином де Аспилькуэта, также известным как Наваррец, который преподавал каноническое право в Тулузе и Саламанке. Этот учебник был опубликован в 1556 г., за 12 лет до «Ответа на парадоксы г-на Мальтруа» (Reply to the Paradoxes of M. Malestroit) Бодэна. Контекст, в рамках которого Мартин Наваррец развивает количественную теорию, - это дискуссия о легитимности прибыли, получаемой в результате несоответствия ценности денег в различных странах. Такие несоответствия в покупательной способности денег отражают относительную редкость разных валют. Деньги, по Мартину Наваррцу, больше стоят там, где имеет место их нехватка, чем там, где они в изобилии. Там, где существует нехватка денег, товары и услуги имеют низкие цены; цены высоки там, где деньги в изобилии, как это было в Испании в результате притока драгоценных металлов из Нового Света.
В свете учения схоластов интересно рассмотреть тезис Макса Вебера о протестантском или пуританском происхождении капитализма, который породил оживленную дискуссию с начала этого столетия. Тезис Вебера, как и аналогичная аргументация Тони, не может объяснить расцвет экономической жизни в итальянских городах, жители которых придерживались другой веры. В их отношении, возможно, более уместна идея, недавно высказанная французским историком Жаком Ле Гоффом. В «Рождении Чистилища» (The Birth of Purgatory) (Le GofT, 1984) Ле Гофф развивает мысль о том, что Чистилище, третье место между Раем и Адом, представление о котором бьшо внедрено в умы верующих между 1150 и 1200 гг., способствовало рождению капитализма, делая возможным спасение души ростовщика (р. 305). Другие авторы указывали: то, что известно как пуританская жизненная позиция, можно обнаружить также и в более ранние периоды. К примеру, делается ссьшка на устав св. Бенедикта с его настойчивым требованием сурового образа жизни, дисциплины, неукоснительной регулярности, тяжелой работы и бедности, который, возможно, располагал к подражанию (Hallam, 1976, р. 28-49). Другие разъясняют сложные взаимоотношения, которые связывают нищенствующих монахов Средневековья с подьемом городской идеологии, благорасположенной к коммерческому обществу (Little, 1978).
В Северной Америке наследие схоластической экономической мысли сказалось в деловой этике пуританских богословов. Иллюстрацией служит случай Роберта Киэйна, бостонского купца, жестоко раскритикованного с кафедры Первой церкви в 1639 г. пуританским священнослужителем Джоном Коттоном за завышение цен и иную жульническую практику. В своей проповеди Коттон вьщвинул требования справедливой цены и перечислил ряд других правил правильного делового поведения, похожих на правила схоластов (см.: Hosmer, 1908,
vol. 1, p. 315-318). Понятае справедливой цены продолжает играть роль и в наше время в связи с такими концепциями, как справедливая норма дохода (fair return) и обоснованная цена (reasonable value), которые определяются органами государственного регулирования.
БИБЛИОГРАФИЯ
Данный период рассматривается в трудах вьщающихся экономистов Йозефа А. Шумпетера (Schumpeter, 1954, ch. 2) и Джейкоба Вайнера (Viner, 1978, ch. 2), последний представляет собой главы незаконченной работы, опубликованной посмертно и доступной также и в виде отдельной книги. Обзор, в котором речь идет не только о схоластах, но также о римском и каноническом праве, можно найти у Гордона (Gordon, 1975, р. 122-272). Учебное изложение вопроса вместе с обширной библиографией см.: Spiegel, 1983, ch. 3 and 4). Собрание статей выдающегося специалиста, в котором рассматриваются такие темы, как схоластическая экономическая наука, схоластический подход к торговле и предпринимательству, а также теории монополии, вы найдете у де Рувера (de Roover, 1958, 1967, 1976). Работу историка на тот же предмет можно найти у Болдуина (Baldwin, 1959). По поводу ростовщичества см.: Noonan, 1957 и Nelson, 1969, первая работа принадлежит историку, занимающемуся правовыми вопросами, вторая - социологу, обе они базируются на оригинальных источниках. О Мартине Наваррце и других испанских авторах читайте в работе: Grice-Hutchinson, 1978. Английский перевод учебника деловой этики можно найти у Нидера (Nieder, 1966), работа была первоначально опубликована на латыни в 1468 г. и принадлежала перу малоизвестного автора-схоласта. Переводы из св. Фомы Ак-винского и Николая Орезма можно найти у Монро (Monroe, 1924, ch. 3 and 4).
Baldwin, J.W, 1959. The medieval theories of the just price. Transactions of the
American Philosophical Society N3 49 (4), 15-92. de Roover, R. 1958. The concept of the just price. Joumal of Economic History 18,
December, 418-34.
de Roover, R. 1967. San Bemadino of Siena and SantAntonio of Florence: The Two Great Economic Thinkers of the Middle Ages. Publication No. 19 of the Kress Library of Business and Economics, Boston: Baker Library, Harvard Graduate School of Business Adinistration.
de Roover, R. 1976. Business, Banking and Economic Thought In Late Medieval and Eariy Modem Europe. Chicago: Universiy of Chicago Press.
Gordon, B. 1975. Economic Analysis before Adam Smith. London: Macmillan.
Grice-Hutchinson, M. 1978. Early Economic Thought in Spain, 1177-1740. London: Allen & Unwin.
Hallam, H.E. 1976. The medieval mind. In Feudalism, Capitalism and Beyond, ed.
E. Kamenka and R.S. Neale, New York: St Martins Press. Hosmer, J.K. (ed.) 1908. Governor John Winthrops Joumal, vol. 1. New York;
Scribners.
Le Goff, J. 1984. The Birth of Purgatoiy. Chicago: Universiy of Chicago Press. Little, L.K. 1978. Religious Poverty and the Profit Economy in Medieval Europe.
Ithaca: Cornell University Press. Monroe, A.E. 1924. Eariy Economic Thought. Cambridge, Mass.: Harvard University
Press.
Nelson, B.N. 1969. The Idea of Usury. 2nd edn, enlarged, Chicago: Universiy of Chicago Press.
Nieder, J. 1966. On the Contracts of Merchants. Trans. CH. Reeves, ed.
R.B. Schumann, Norman: University of Oklahoma Press. Noonan, J.T., Jr., 1957. The Scholastic Analysis of Usury. Cambridge, Mass.: Harvard
University Press.
Schumpeter, J.A. 1954. History of Economic Analysis. New York: Oxford University Press.
Spiegel, H.W. 1983. The Growth of Economic Thought. Revised and expanded edn,
Durham, North Carolina: Duke University Press. Viner, J. 1978. Religious thought and economic society. History of Political Economy
10(1), Spring, 9-189. Published as Religious Thought and Economic Society: Four
Chapters of an Unfinished Work by Jacob Viner, ed. J. Melitz and D. Winch,
Durham, North Carolina: Duke University Press.