назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [ 261 ] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


261

Поздние схоласты также внесли значительный вклад в теорию цен. Количественная теория денег являлась множественным открытием, в которое внесли вклад ряд авторов. Хотя вполне законченное формулирование количественной теории обычно приписывается Жану Бодэ-ну, ядро теории можно найти в учебнике по моральной теологии с приложением, посвященным рассуждению о ростовщичестве, написанным Мартином де Аспилькуэта, также известным как Наваррец, который преподавал каноническое право в Тулузе и Саламанке. Этот учебник был опубликован в 1556 г., за 12 лет до «Ответа на парадоксы г-на Мальтруа» (Reply to the Paradoxes of M. Malestroit) Бодэна. Контекст, в рамках которого Мартин Наваррец развивает количественную теорию, - это дискуссия о легитимности прибыли, получаемой в результате несоответствия ценности денег в различных странах. Такие несоответствия в покупательной способности денег отражают относительную редкость разных валют. Деньги, по Мартину Наваррцу, больше стоят там, где имеет место их нехватка, чем там, где они в изобилии. Там, где существует нехватка денег, товары и услуги имеют низкие цены; цены высоки там, где деньги в изобилии, как это было в Испании в результате притока драгоценных металлов из Нового Света.

В свете учения схоластов интересно рассмотреть тезис Макса Вебера о протестантском или пуританском происхождении капитализма, который породил оживленную дискуссию с начала этого столетия. Тезис Вебера, как и аналогичная аргументация Тони, не может объяснить расцвет экономической жизни в итальянских городах, жители которых придерживались другой веры. В их отношении, возможно, более уместна идея, недавно высказанная французским историком Жаком Ле Гоффом. В «Рождении Чистилища» (The Birth of Purgatory) (Le GofT, 1984) Ле Гофф развивает мысль о том, что Чистилище, третье место между Раем и Адом, представление о котором бьшо внедрено в умы верующих между 1150 и 1200 гг., способствовало рождению капитализма, делая возможным спасение души ростовщика (р. 305). Другие авторы указывали: то, что известно как пуританская жизненная позиция, можно обнаружить также и в более ранние периоды. К примеру, делается ссьшка на устав св. Бенедикта с его настойчивым требованием сурового образа жизни, дисциплины, неукоснительной регулярности, тяжелой работы и бедности, который, возможно, располагал к подражанию (Hallam, 1976, р. 28-49). Другие разъясняют сложные взаимоотношения, которые связывают нищенствующих монахов Средневековья с подьемом городской идеологии, благорасположенной к коммерческому обществу (Little, 1978).

В Северной Америке наследие схоластической экономической мысли сказалось в деловой этике пуританских богословов. Иллюстрацией служит случай Роберта Киэйна, бостонского купца, жестоко раскритикованного с кафедры Первой церкви в 1639 г. пуританским священнослужителем Джоном Коттоном за завышение цен и иную жульническую практику. В своей проповеди Коттон вьщвинул требования справедливой цены и перечислил ряд других правил правильного делового поведения, похожих на правила схоластов (см.: Hosmer, 1908,



vol. 1, p. 315-318). Понятае справедливой цены продолжает играть роль и в наше время в связи с такими концепциями, как справедливая норма дохода (fair return) и обоснованная цена (reasonable value), которые определяются органами государственного регулирования.

БИБЛИОГРАФИЯ

Данный период рассматривается в трудах вьщающихся экономистов Йозефа А. Шумпетера (Schumpeter, 1954, ch. 2) и Джейкоба Вайнера (Viner, 1978, ch. 2), последний представляет собой главы незаконченной работы, опубликованной посмертно и доступной также и в виде отдельной книги. Обзор, в котором речь идет не только о схоластах, но также о римском и каноническом праве, можно найти у Гордона (Gordon, 1975, р. 122-272). Учебное изложение вопроса вместе с обширной библиографией см.: Spiegel, 1983, ch. 3 and 4). Собрание статей выдающегося специалиста, в котором рассматриваются такие темы, как схоластическая экономическая наука, схоластический подход к торговле и предпринимательству, а также теории монополии, вы найдете у де Рувера (de Roover, 1958, 1967, 1976). Работу историка на тот же предмет можно найти у Болдуина (Baldwin, 1959). По поводу ростовщичества см.: Noonan, 1957 и Nelson, 1969, первая работа принадлежит историку, занимающемуся правовыми вопросами, вторая - социологу, обе они базируются на оригинальных источниках. О Мартине Наваррце и других испанских авторах читайте в работе: Grice-Hutchinson, 1978. Английский перевод учебника деловой этики можно найти у Нидера (Nieder, 1966), работа была первоначально опубликована на латыни в 1468 г. и принадлежала перу малоизвестного автора-схоласта. Переводы из св. Фомы Ак-винского и Николая Орезма можно найти у Монро (Monroe, 1924, ch. 3 and 4).

Baldwin, J.W, 1959. The medieval theories of the just price. Transactions of the

American Philosophical Society N3 49 (4), 15-92. de Roover, R. 1958. The concept of the just price. Joumal of Economic History 18,

December, 418-34.

de Roover, R. 1967. San Bemadino of Siena and SantAntonio of Florence: The Two Great Economic Thinkers of the Middle Ages. Publication No. 19 of the Kress Library of Business and Economics, Boston: Baker Library, Harvard Graduate School of Business Adinistration.

de Roover, R. 1976. Business, Banking and Economic Thought In Late Medieval and Eariy Modem Europe. Chicago: Universiy of Chicago Press.

Gordon, B. 1975. Economic Analysis before Adam Smith. London: Macmillan.

Grice-Hutchinson, M. 1978. Early Economic Thought in Spain, 1177-1740. London: Allen & Unwin.

Hallam, H.E. 1976. The medieval mind. In Feudalism, Capitalism and Beyond, ed.

E. Kamenka and R.S. Neale, New York: St Martins Press. Hosmer, J.K. (ed.) 1908. Governor John Winthrops Joumal, vol. 1. New York;

Scribners.

Le Goff, J. 1984. The Birth of Purgatoiy. Chicago: Universiy of Chicago Press. Little, L.K. 1978. Religious Poverty and the Profit Economy in Medieval Europe.

Ithaca: Cornell University Press. Monroe, A.E. 1924. Eariy Economic Thought. Cambridge, Mass.: Harvard University

Press.



Nelson, B.N. 1969. The Idea of Usury. 2nd edn, enlarged, Chicago: Universiy of Chicago Press.

Nieder, J. 1966. On the Contracts of Merchants. Trans. CH. Reeves, ed.

R.B. Schumann, Norman: University of Oklahoma Press. Noonan, J.T., Jr., 1957. The Scholastic Analysis of Usury. Cambridge, Mass.: Harvard

University Press.

Schumpeter, J.A. 1954. History of Economic Analysis. New York: Oxford University Press.

Spiegel, H.W. 1983. The Growth of Economic Thought. Revised and expanded edn,

Durham, North Carolina: Duke University Press. Viner, J. 1978. Religious thought and economic society. History of Political Economy

10(1), Spring, 9-189. Published as Religious Thought and Economic Society: Four

Chapters of an Unfinished Work by Jacob Viner, ed. J. Melitz and D. Winch,

Durham, North Carolina: Duke University Press.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [ 261 ] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]