назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [ 251 ] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


251

венные потери благосостояния; ниже данный вопрос рассматривается подробнее.

Афоризм, часто используемый в литературе о соискании ренты, гласит: «Создание монополий является конкурентной отраслью». В связи с этим можно ожидать, что в любой конкретный момент времени достаточно большое число людей будет инвестировать, по крайней мере, некоторое количестю ресурсов на деятельность, направленную на обеспечение монопольного статуса, которая не всегда окажется успешной. Здесь можно провести аналогию с лотереей, когда большое количестю людей покупает лотерейные билеты и лишь немногие из них выигрывают, в то время как остальные остаются в большем или меньшем проифыше, размер которого зависит от того, сколько средств бьшо вложено в покупку билетов. Разумеется, почти во всех известных лотереях совокупный объем средств, вложенных ифоками, намного превышает общую сумму выифышей, в то время как в нашем случае предполагается, что общая сумма ресурсов, израсходованных на соискание ренты, равна сумме монопольной прибьши.

Таким образом, деятельность по созданию монополий может требовать затраты очень большого количества ресурсов - особенно тех ресурсов, которые принимают форму услуг исключительно талантливых людей, посвящающих свои усилия этой трудной, но сопряженной с высоким вознафаждением задаче, и в то же время ведет к существенному перераспределению богатства в рамках общества. Предположим, что в Вашингтон прибывают десять лоббистов, представляющих интересы десяти различных ассоциаций, причем каждый из них на протяжении двух лет расходует по миллиону долларов в надежде побудить Конфесс предоставить соответствующей ассоциации монопольный статус. Лишь один из этих лоббистов добьется цели, поэтому дисконтированная стоимость монополии окажется равной 10 млн дол. Очевидно, что имеет место значительное перераспределение ресурсов от лоббистов-неудачников к лоббисту, деятельность которого увенчалась успехом.

Данное перераспределение происходит одновременно со значительной совокупной расфатой ресурсов: во-первых, участвующие в лоббировании высококвалифицированные специалисты могли бы при прочих равных условиях заниматься более производительной деятельностью; во-вторых, создание монополии вносит дополнительные диспропорции в использование ресурсов в рамках экономики. Более того, хотя до сих пор дискуссия велась главным образом о монополии, на деле очень многие виды вмешательства в рыночные процессы приводят к возникновению аналогичной проблемы. Простое установление верхних или нижних фаниц изменения цен может приводить к широкомасштабному перераспределению доходов, и индивиды, интересам которых оно служит, могут направлять на лоббирование соответствующих мероприятий большое количество ресурсов. Разумеется, существует множество случаев, когда один лоббист стремится к введению какого-либо офаничения на рыночную деятельность, а другой лоббист препятствует этому. Применительно к деятельности второго рода иногда употребляют



термин «предотвращение ренты», однако она также сопряжена с рас-ходом ресурсрв и, несомненно, не осуществлялась бы, если бы отсутствовала деятельность по соисканию ренты.

Другая ситуацрш относится к простым прямым трансфертам. Взимаемый с субъекта А налог, поступления от которого планируется передать субъекту В, обусловливает лоббистскую деятельность в пользу налога со стороны В и против налога со стороны А. Общая сумма ресурсов, потраченная обоими субъектами в процессе лоббистской деятельности, вполне может быть равна совокупной сумме трансферта (или сумме, трансферт которой удастся предотвратить), хотя, разумеется, тот или другой из этих лоббистов окажется в выигрыше, если его усилрш окажутся успешными. Предположим, что субъект А инвестирует 50 дол. на лоббирование в пользу трансферта в сумме 100 дол. от В, в то время как В инвестирует 50 дол. на лоббирование против соответствующего трансферта. Вне зависимости от исхода борьбы лоббистов один из них получит выигрыш в размере 50 дол.; потери же общества составят 100 дол.

Естественно, не все субъекты в обществе обладают одинаковой способностью к соисканию ренты. Одним группам субъектов, имеющих общие интересы, легче организовать свои усилия, чем другим; мы можем ожидать, что именно первой категории групп будет сопутствовать успех. Однако число групп интересов очень велико; любой, кто проведет некоторое время в Вашингтоне, может убедиться, что там функционирует крупная «отрасль», специализирующаяся именно в данной сфере.

В то же время совокупный объем общественных издержек, с ней связанных, во много раз превышает издержки функционирующих в Вашингтоне лоббистских организаций. В частности, группы, занимающиеся соисканием ренты, обычно осуществляют производительную деятельность таким образом, что она не отвечает критериям рыночной эффективности; это обусловлено необходимостью прибегнуть к обману в процессе перераспределения. В 1937 г., когда бьшо организовано Управление гражданской авиации США, с политической точки зрения не представлялось возможным ввести налог на покупателей авиационных билетов с целью использования полученных средств для выплаты дивидендов акционерам авиакомпаний. Однако политически возможным оказалось ввести правило, обеспечивающее аналогичный объем трансфертов, но ведущее к гораздо более высокому уровню издержек пользователей авиалиний в расчете на каждый доллар дополнительной прибьши владельцев авиакомпаний. Необходимость использования неэффективных методов для осуществления трансфертов потенциальным реципиентам, обусловленная чересчур открытым и «откровенным» характером эффективных методов, часто является одним из главным источником издержек, связанных с соисканием и извлечением ренты. Задача лоббиста, ориентированного на «предотвращение ренты», бьша бы очень простой, если бы рассматриваемое предложение предусматривало введение налога на пользователей авиалиний в интересах владельцев авиакомпаний.



Отметим, что в данном случае доводы против соискания ренты направлены также и против политической коррупции. Предположим, что в обществе действует система валютного контроля, при которой иностранную валюту можно приобрести путем подкупа чиновника организации, отвечающей за проведение мер валютного контроля в жизнь. Ситуация такого рода рассматривается в работе Э. Крюгер (Krueger, 1974), которой удалось определить общий объем соответствующих издержек применительно к Турции и Индии, где суммы взяток, необходимых в описанных случаях, хорошо известны. Данные издержки находились в пределах от 7 до 15% общей суммы сделок с валютой.

Традиционно экономисты рассматривали взяточничество такого рода как желательный вид деятельности, поскольку оно позволяет обойти «нежелательные» ограничения. Однако оно порождает соискание ренты. В данном случае эта деятельность связана не с борьбой претендентов за получение разрещении на приобретение валюты, а с борьбой претендентов на получение должности, позволяющей брать взятки. Повсеместно в развивающихся странах большое число людей получает достаточно высокое образование в сферах, которые не имеют никакого практического значения с точки зрения их последующей жизни, и совершают длительные и сложные политические маневры в надежде получить назначение, скажем, на должность таможенного инспектора в Бомбее. Поскольку молодые люди имеют возможность свободно выбирать свою будущую карьеру, ожидаемая отдача от карьеры, описанной выше, вероятно, окажется эквивалентной отдаче от любой другой карьеры. Разница состоит в том, что, к примеру, врач начинает зарабатывать деньги непосредственно по окончании медицинского учебного заведения, в то время как молодой человек, который изучал экономику и теперь пытается получить назначение на должность таможенного инспектора, на протяжении длительного периода времени не получит этой должности. Действительно, кандидатов на эту должность может оказаться столько, что шансы получить ее будут оцениваться как один к пяти. Совокупные издержки соискания ренты будут включать в себя неадекватное образование и «политические маневры» пяти кандидатов, лишь один из которых получит желаемую должность

До настоящего времени мы предполагали, что совокупные издержки соискания ренты равны дисконтированному потоку доходов, представленному на рис. 1 закрашенным прямоугольником. Это предполагает определенную форму функции «производства» монополии или других привилегий. Она должна быть линейной, т.е. каждый инвестированный доллар должен обеспечивать такой же прирост вероятности установления монополии, как и предьщущий (Tullock, 1980). Большинство же производственных функций являются нелинейными и предусматривают возрастание или убывание удельных издержек.

Если организация частных монополий или воздействие на правительство с целью получения от него монопольных прав связаны с отрицательной экономией от масштаба, тогда совокупные инвестиции в соискание ретгты будут меньше, чем совокупный объем извлекаемых ретгт, даже в том случае, если мы предположим наличие соверщенно конку-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [ 251 ] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]