назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [ 237 ] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


237

чему до сих пор не удавалось осуществить успешную профамму борьбы с бедностью.

В данной главе мы говорили о политике, направленной на преодоление бедности внутри страны и не затрагивающей вопросы перераспределения доходов между странами. Конечно, меры, специально разработанные для того, чтобы помочь низкооплачиваемым работникам в развитых странах, могут оказать обратный эффект, будучи примененными в развивающихся странах. Социальные трансферты в богатых странах по своему объему являются микроскопическими, если оценить их с точки зрения масштабов бедности во всем мире, и невозможно усомниться в том, что перераспределение доходов в глобальном масштабе является приоритетной задачей человечества.

БИБЛИОГРАФИЯ

Abel-Smith, В. and Townsend, P. 1965., The Poor and the Poorest. London: Bell. Atkinson, A.B., Maynard, A.K. and Trinder, C.G. 1983. Parents and Children.

London: Heinemann. Booth, C. 1892-7. Life and Labour of the People of London. 9 vols, London:

Macmillan.

Bowley, A.L. 1913. Working class households in Reading. Journal of the Royal

Statistical Society 76, June, 672-701. Brandt. W. (Chairman). 1980. North-South. London: Pan.

Council of Economic Advisers. 1964. Annual Report. Washington, DC: Government

Printing Office. Eden, Sir P.M. 1797. The State ofthe Poor. London: Cass. Galbraith, J.K. 1958. The Affluent Society. Boston: Houghton Mifilin. Harrington, M. 1962. The Other America. New York: Macmillan. Institute for Research on Poverty. 1985. Antipoverty policy: past and future. Focus,

Summer.

Lampman, R.J. 1959. The Low Income Population and Economic Growth. Study Paper No. 12, US Congress Joint Economic Committee. Washington, DC: Government Printing Office.

Orshansky, M. 1965. Whos who among the poor: a demographic view of poverty. Social Security Bulletin 28(7), July, 3-32.

Rowntree, B.S. 1901. Poverty. London: Macmillan.

Sen, A.K. 1976. Poverty: an ordinal approach to measurement. Econometrica 44(2), March, 219-31.

Tawney, R.H. 1913. Poverty as an Industrial Problem. London: London School of Economics.

Townsend, P. 1979. Poverty in the United Kingdom. London: Penguin. World Bank. 1982. Worid Development Report, 1982. New York: Oxford University Press.



«РАЗОРИТЕЛЬНОЕ» («ХИЩНИЧЕСКОЕ») ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Пол Милгром

Predatory Pricing

Paul Milgrom

Среди представителей делового мира издавна имеют хождение истории о «разорительных» действиях некоторых фирм в их борьбе с конкурентами. К примеру, одна из фирм, действующих на локальном конкурентном рынке, может снизить цену до такого уровня, что ни она сама, ни ее конкурент не смогут получать прибыль. Подобные действия несовместимы с задачей максимизации прибыли фирмы в краткосрочном периоде, а в долгосрочной перспективе они, видимо, окажутся оправданными, только если приведут к банкротству или ослаблению позиций соперников. Такое ценообразование некоторые исследователи называют «разорительным» (predatory). Разумеется, «разорительные» действия не офаничиваются сферой ценовой политики - так, размещение крупной бакалейной фирмой сети своих филиалов по соседству с магазинами конкурентов может оказаться аналогичным по своим последствиям. В рамках этой небольшой статьи мы офаничимся проблемой разорительного ценообразования и связанными с ней теоретическими дискуссиями.

Эта проблема в конце XIX - начале XX в. вызывала большой теоретический интерес. Считалось, что резкие снижения цен используются трестами и монополистическими объединениями для усиления своего влияния. Вероятно, самое известное из ранних обвинений в «разорительном» ценообразовании было предъявлено правительством Соединенных Штатов гигантскому тресту «Стандард Ойл» Джона Д. Рокфеллера в ходе судебного разбирательства, ставшего одним из первых случаев успешного применения антитрестовского закона Шермана. В числе прочих обвинений в незаконной деловой практике юристы, представлявшие в суде правительство, утверждали, что «Стандард Ойл» с целью вытеснения конкурентов снизил цены на ряде локальных рынков ниже уровня, обеспечивающего рентабельность (US v. Standard Oil et al., 1911). Как только конкуренты покинули эти рынки, «Стандард Ойл» вновь повысил цены, чтобы получить монопольные прибыли. Даже если оставить в стороне чисто этические аспекты, такое поведение приводит к неэффективному использованию ресурсов: производственные мощности конкурентов простаивают, а итоговый уровень производства монополиста падает ниже эффективного.



Затем интерес к проблеме «разорительного» ценообразования на некоторое время утих, вновь возродившись после статьи Джона Макги (McGee, 1958), оказавшей немалое влияние на последующие исследования. Макги изучил стенограммы судебных заседаний по делу «Стандард Ойл» и пришел к выводу, что факты, представленные обвинением как доказательство «разорительного» ценообразования, недостаточно убедительны. Кроме того, что существенно, он привел теоретические доводы в пользу того, что «разорительные» действия неприбыльны для самой фирмы-инициатора, а значит, маловероятны на практике. Отсюда следовало, что меры, направленные на запрет подобной практики, способны привести лишь к офаничению конкуренции.

Аргументация Макги и его последователей (см.: Telser, 1966; Areeda and Turner, 1975; Bork, 1978; Easterbrook, 1981) преобладала в теоретической литературе вплоть до конца 1970-х годов и может быть суммирована следующим образом. Во-первых, если компания, с успехом осуществившая «разорительную» ценовую политику, захочет воспользоваться плодами обретенного монополизма и поднимет цены, то ей вскоре придется столкнуться с вторжением на рынок новых конкурентов. Таким конкурентом при возросших ценах может оказаться и только что вытесненная с рынка фирма. Если же эта фирма не захочет снова втягиваться в ценовую войну, ее простаивающие производственные мощности могут быть скутшены по дешевке новым претендентом. Таким образом, вхождение в отрасль выглядит вполне доступным и потенциально прибьшьным делом - значит, его вероятность весьма велика. А если это так, то сама исходная тактика «разорительного» ценообразования не принесет ожидаемых плодов.

Во-вторых, если компания вроде «Стандард Ойл», владеющая 80% рынка, значительно снизит цены в надежде вытеснить фирму-конкурента, владеющую 20% рьшка, то снижение выручки на 80% рынка, вероятно, не окупится получением прибьши на 20% рынка - такая ифа вряд ли стоит свеч.

В-третьих, в распоряжении компании-«разорителя» имеются более выгодные стратегии. Она может, к примеру, купить фирму-конкурента с ее производственными мощностями, обеспечив себе монопольное положение и снизив вероятность появления новых конкурентов.

В-четвертых, конкуренту, которому навязывают ценовую войну, нет особого смысла сдаваться и уходить с рынка. Ведь «разоритель» тоже несет потери - и конкуренты вправе рассчитывать, что он вскоре вернется к прежнему прибьшьному уровню цен. Осознание этого обстоятельства поможет конкурентам крупной фирмы, их кредиторам и инвесторам пережить трудную, но кратковременную ценовую войну.

Всякий, кто согласен с этими с виду вполне убедительными аргументами, неизбежно должен прийти к заключению, что правовые офаничения, направленные на то, чтобы не допустить «разорительного» ценообразования или сделать его невыгодным, не достигают цели и лишь Офаничивают правомерную конкурентную борьбу. Уфоза применения юридических санкций может помешать тем фирмам, которые добились снижения издержек, снизить цены готовой продукции. Это

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [ 237 ] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]