назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [ 236 ] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


236

увеличились пособия на детей и другие социальные выплаты. В других странах также наблюдался значительный рост социальных трансфертов: между 1960 и 1981 гг. доля социальных расходов в ВВП выросла с США с 7 до 15%, в Западной Германии - с 18 до 27%, а в Японии - с 4 до 14% (Institute for Research on Poverty, 1985). Трансферты и другие социальные программы, в том числе в области здравоохранения, должны бьши снизить масштабы бедности, связанной с влиянием факторов жизненного цикла. В США, к примеру, считается, что доходы пожилых людей возросли в большей степени, чем доходы населения в целом. Однако вопрос о влиянии определенных периодов жизненного цикла, особенно на доходы семей с детьми, остается актуальным, и, в частности, в США при падении доли бедных среди пожилых она повысилась среди населения трудоспособного возраста.

Анализ бедности как явления, связанного с жизненным циклом, приводит к мысли о том, что в определенные периоды жизни риск оказаться бедным увеличивается, но продолжительность этих периодов ограничена. С другой стороны, попадание в число бедных на одной стадии жизненного цикла может негативно сказаться на следующих стадиях. Семьи с низкими доходами, воспитываюшие детей, вряд ли могут накопить достаточно сбережений для обеспечения своей старости. Их дети, вырастая, также с большей вероятностью попадают в категорию малообеспеченных, как показали обследования, проведенные в 1970-х годах на той же выборке семей, которая изучалась Раунтри в 1950 г. (см.: Atkinson, Maynard and Trinder, 1983). Более того, важно помнить, что все же существуют люди, в течение всей жизни являющиеся бедными. Сельскохозяйственные рабочие или фермеры, владеющие маленькими участками, могут так и не выбраться из этого состояния даже в «благополучные» годы. То же самое встречается и среди занятых в промышленности: доходы не всегда обеспечивают нормальное существование даже самому работнику. Над низкооплачиваемыми с повышенной вероятностью нависают и такие временные угрозы, как болезни и безработица.

5. ПРИЧИНЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ. Еще в 1913 г. Тони (Tawney, 1913) отстаивал новую формулировку проблемы бедности: «Значительную долю того внимания, которое еще одно поколение назад целиком уделялось вопросам оказания помощи бедным, необходимо переключить на вопросы социальной организации». По его словам, данная проблема бьша «индустриальным явлением». С точки зрения определения того, кого относить к категории бедных, это означает, что причины бедности надо искать не в неадекватной поддержке уровня доходов трансфертами, а в том, почему доходы изначально оказываются неадекватными.

Тони признавал значимость индивидуальных факторов, но делал основной акцент на экономической ситуации и позиции различных групп и классов. Этот подход может быть столь же актуален и в наши дни. Бедность работников может быть связана с общей отсталостью отрасли и соответствующей низкой оплатой, с бедственным положе-



нием региона, который не в состоянии привлекать дополнительный капитал, со слабостью профсоюзного движения, неспособного отстаивать права работников, и т.д. Все эти аспекты учитывались в так называемой теории сегментации рынка труда, которая пришла к выводу о необходимости государственного вмешательства. Это вмешательство может принимать различные формы: законодательное регулирование минимальной заработной платы; гарантии минимального уровня доходов, подкрепленные набором мер, призванных компенсировать факторы, негативно влияющие на уровень занятости, и модернизировать отрасли или регионы, находящиеся в уязвимом положении. На макроуровне ответственность государства довольно значительна. Исследования, проведенные в США, показали, что для низкодоходных групп безработица является намного более серьезной проблемой, чем даже инфляция. Вряд ли, к примеру, кто-то усомнится в том, что спад 1980-х годов увеличил масштабы бедности в развитых странах.

Аналогичное структурное объяснение для стран с менее развитой, преимущественно аграрной экономикой заключается в роли землевладения и распределения прав на землю, а также в состоянии рынков труда и капитала. Уровень бедности в сельских районах достаточно высок среди наемных работников, не владеющих землей, и фермеров с мелкими или неплодородными участками. Сложность их положения может усугубляться теми условиями, на которых они вынуждены приобретать или заимствовать промежуточный продукт. В данном случае необходимо государственное вмешательство, результатом которого должно стать или перераспределение земельных владений, или ускорение внедрения новых методов хозяйствования, устранение наиболее существенных искажений в механизме земельной аренды, или создание рабочих мест вне фермерских хозяйств. Масштабные мероприятия, такие, как земельная реформа, вызывают множество политических трудностей; и можно утверждать, что для уничтожения бедности как в развитых, так и в развивающихся странах необходимы серьезные перемены в экономической системе. Всемирный банк, например, отмечал значимую роль политики обеспечения продоюльствием в Китае для снижения уровня бедности, а также связь этой политики с принятой в Китае формой коллективного хозяйства.

Структурному объяснению феномена бедности можно противопоставить объяснение «с точки зрения предложения», которое рассматривает низкую заработную плату как неизбежность для работников, у которых отсутствуют производительные навыки по причине незаконченного образования или низкой профессиональной подготовки. В свою очередь, такая интерпретация с позиций теории человеческого капитала ведет к политическим рекомендациям по расширению программ образования и подготовки кадров, что соответствует стратегии, направленной на снижение неравенства возможностей. Профессиональная подготовка и образование играли ведущую роль в американской программе войны с бедностью; создавались такие организации, как Корпус занятости (Job Corps) и Корпус местной молодежи (Neighborhood Youth Corps). В Соединенных Штатах расовая принадлежность является одной



из характеристик работника и дискриминация по данному признаку приводит к различиям в оплате труда, несмотря на одинаковую квалификацию. Более того, представителям чернокожего населения Америки путь на некоторые должности был полностью заказан. Усилия Комиссии по предоставлению равных возможностей занятости и законодательство о фажданских правах снижают степень прямой и косвенной (через Офаничение доступа к образованию) дискриминации, но опьгг показывает, что различия существуют, несмофя на общую политическую Сфатегию, и усфанить их довольно сложно.

Политика правительства, направленная на улучщение ситуации на рынке фуда (как с рабочими местами, так и с уровнем заработной платы), должна стать ценфальным элементом борьбы с бедностью. Однако для успещного достижения цели она должна дополняться социальными профаммами, поддерживающими уровень доходов населения. Увеличение фансфертов социального характера само по себе не дает гарантию доходов для категорий людей, которые не получают фудо-вой доход или имеют дополнительные нужды. Причины этого в неполном охвате нуждающихся, особенно в случае возникновения новых пофебностей, в неадекватном размере пособий (к примеру, пособий, выплачиваемых работникам с недостаточным стажем) и в неполном использовании пособий для лиц с низкими доходами. Что касается последнего фактора, то практика показывает, что сложность заявительных процедур или стьщ не позволяет многим действительно нуждающимся семьям обращаться за пособиями, и такие семьи оказываются вне сферы действия органов социальной защиты.

На сегоднящний день в развитых сфанах были вьщвинуты предложения по реформированию систем социальных фансфертов. В США на протяжении многих лет передовой идеей считается так называемый офицательный подоходный налог, т.е. прибавка к доходу нуждающихся семей, выплачиваемая по принципу, аналогичному механизму налогообложения. Некоторые реформаторы предлагают полностью объединить подоходный налог и систему социальной защиты и создать таким образом схему гарантированного минимального дохода, в которой каждый получает законный минимум, а доход сверх минимального облагается налогом. Такого рода реформа означала бы практическое усфа-нение различий между категориями населения: например, в ней не предусмафивается особых мер поддержки безработных или инвалидов. Альтернативным вариантом может стать сохранение сфуктуры социального сфахования по категориям, предусмафивающее одновременно более адекватное сфаховое возмещение, чтобы не возникало необходимости прибегать к системе социальной защиты или пособиям по нуждаемости. Анализируя преимущества и недостатки каждого из вариантов реформы, необходимо обратить внимание как на арифметику перераспределения доходов, так и на причины, по которым та или иная схема перераспределения не была успещно реализована ранее. Как подчеркивали экономисты так называемой щколы общественного выбора (public choice), действия правительства объясняются экономическими и другими мотивами. Поэтому очень важно понять, по-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [ 236 ] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]